Содержание статьи
Большой Петергофский дворец – обзор летней резиденции российских императоров
Большой Петергофский дворец
Петергоф – императорская загородная резиденция
Петергоф – это комплекс дворцово-парковых ансамблей в пригороде Санкт-Петербурга, возведенных Петром I как загородная резиденция. Постройки Петергофа, созданные в течение двух веков, превратились в жемчужину и гордость России.
Петр I – основатель Петергофа
В начале XVIII века на Котлине Петр I начинает строительство крепости Кронштадт, наведываясь на остров, чтобы лично курировать стройку. Для отдыха государя на южном берегу Финского залива поставили усадьбу, которую назвали Петергоф – Петров двор.
К тому времени Петр побывал в Версале: новый французский дворец с многочисленными фонтанами не давал покоя императору, и тогда он задумался о строительстве подобного сооружения в Петергофе.
Версаль Петра Великого
Резиденция возводилась на берегу Финского залива, отвоеванного у шведов, поэтому ее великолепие и масштаб призваны были изумить и уязвить самолюбие северного соседа.
Император приказал строить здесь большой дворец с парком и фонтанами и пристально следил за проектированием Нижнего парка. Место для главного дворца Петергофа государь выбрал лично и сделал собственные наброски будущей резиденции. В петровские времена дворцовые здания возводили в два этажа.
Здание Большого дворца стоит на вершине 16-метрового холма, возвышающегося над парком, и делит территорию на Верхний сад и Нижний парк. Строительство и отделка петровской резиденции велись с 1715-1723 годы европейскими архитекторами, приглашенными императором в Россию. Скромное двухэтажное здание, отделанное в голландском стиле, столь любимом монархом, предназначалось для официальных приемов и празднеств.
Торжественное открытие резиденции
15 августа 1723 года состоялось торжественное открытие резиденции. К парадному входу дворца, выделяющемуся на фоне буйной зелени, по Морскому каналу шириной 12 метров подплыли на 102 судах многочисленные гости императора.
Стенки канала, отделанные розово-серым мрамором, переливаются в водяных искрах 11 фонтанов, устроенных по сторонам водной артерии и формирующих Аллею фонтанов.
Европейская знать поражалась элегантности и продуманности парков и садов, аккуратно подстриженным кустам и изящным дворцам. Терраса перед фасадом, оформленная каскадом красивейших фонтанов со скульптурами, олицетворяла мощь военных достижений России.
Под салюты праздничного фейерверка государь горделиво знакомил гостей с великолепием Петергофских дворцов и фонтанов. Самолюбивый Петр ликовал: слава о величии, роскоши и красоте Петергофа пересекла российские границы.
Фонтаны Петергофа
Главная роль в убранстве царской резиденции, по задумке императора, отводилась фонтанам Петергофа, в проектировании которых участвовал сам государь.
В 1716 году возвели Большой каскад – фонтанный комплекс, примыкающий к Большому Петергофскому дворцу. Украшенный изысканными барельефами и позолоченными скульптурами комплекс запустили в июле 1721 года.
В центре бассейна – фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва». Самый большой фонтан установлен в честь разгрома русской армией шведов в решающем сражении Северной войны 27 июня 1709 года под Полтавой.
Лев – символ Швеции и короля Карла XII. Скульптура, расположенная на 3-метровой скале, демонстрирует, как могучим и спокойным движением богатырь Самсон останавливает прыжок зверя, осевшего на задние лапы, и разрывает его оскаленную пасть.
Из пасти зверя, как последний рык, вырывается мощный водяной столб высотой 21 метр. Восемь дельфинов, символизирующих спокойное море, резвятся вокруг Самсона, торжествуя и взметая вверх водяные струи.
Фонтаны Петергофа таили множество секретов и работали без насосов за счет перепада высоты накопительных бассейнов и родников.
Дворцы
На берегу Финского залива Петр приказал построить для размещения гостей павильон Эрмитаж и небольшой дворец Марли.
Дворец Марли – один из первых дворцов Петергофа. На берегу пруда в Нижнем саду – небольшое двухэтажное здание кубической формы со скромной отделкой.
Комнаты украшены картинами голландских и фламандских мастеров, в небольшой библиотеке – любимые книги императора.
На берегу Финского залива в Нижнем саду – одноэтажное здание с шатровой крышей и большими окнами – любимый дворец императора Монплезир. Здесь Петр отдыхал и занимался любимыми делами
В Морскои кабинете дворца – навигационные инструменты и шкатулка с личными вензелями царя. В Монплезире – картинная галерея из картин европейских художников.
Малый дворец Эрмитаж (Приют отшельника) – двухэтажное здание. Огромные стеклянные двери-окна придают дворцу легкость и воздушность, так что здание кажется прозрачным.
На первом этаже жили слуги, готовившие еду и сервирующие столы. На подъемниках блюда доставлялись на верхний этаж, где собирались гости хозяина. Стены дворца ярким ковром украшали 152 картины, разделенные только золотыми багетами.
Петергоф после Петра I
Преемники Петра поддерживали резиденцию в достойном виде, преумножая ее красоту и богатство. Императрица Анна Иоанновна пригласила Бартоломео Растрелли, который установил в Петергофе беседки и скульптуры, расширил зону фонтанов.
Пришедшая к власти Елизавета Петровна в память об отце пригласила для реконструкции Большого дворца Франческо Растрелли, младшего представителя архитектурной династии. Архитектору было приказано по-особому украсить дворец, и Растрелли справился с заданием: создал восхитительные хоромы, превосходящие по пышности Версаль. Елизавета Петровна, довольная работой гения, не заплатила зодчему ни копейки.
10 лет итальянец работал над экстерьером главного здания, так что сдержанный облик особняка заменился пышным декором. Два новых пристроенных флигеля и залы резиденции украсила золоченая деревянная резьба, стены и потолки засияли зеркалами, отражая расписные подлюстренные плафоны.
Петергоф любила Екатерина II. По распоряжению императрицы в здании появились два китайских кабинета, а залы декорированы лепниной. Императрица не проводила во дворце объемных работ: реконструкцию здания начал ее сын, Павел I. Ремонт, продолжавшийся 23 года, завершился при Александре I в начале XIX века.
Вновь услышал Петергоф голоса императорской семьи при Николае I, который приказал отделать мрамором фонтаны и создать новые парки. Петродворец любили в императорской семье. В местной церкви крестили наследников и венчались.
В главном дворце устраивали праздники и маскарады, куда собиралось до 3000 гостей. Радостью и весельем отмечали в Петергофе переезд сюда в июне царского двора. В XVIII-XIX веках Большой дворец – главная резиденция русских императоров.
При сыне Николая I, Александре II, от Петербурга до Петергофского дворца проложили железную дорогу. В 1760 году роскошные интерьеры барокко вышли из моды, и помещения резиденции в это время оформляли в сдержанном классическом стиле.
Петр и его наследники достигли цели: по степени роскоши Петергоф затмил свой прообраз – Версаль. Удивительные сады и бесчисленные фонтаны, позолоченные и матово-белые скульптуры, изящная обстановка дворцов – все указывает на величие, солидность и известность Петергофа.
Дворцовый комплекс был летней императорской резиденцией до 1917 года, а в 1918 году его превратили в музей.
Большой дворец Петергофа
Большой дворец Петергофа – невероятно красивое сооружение, которое называют «приверженцем линейной симметрии»: 300-мтровый фасад дворца устремлен на Финский залив. С придворной площадки – удивительный вид на Морской канал, проложенный будто натянутая струна. Дворец являет величие и славу России, а центральный канал – символ выхода России к северным морям.
Дворец настолько удачно вписался в окружающую местность, что главный зодчий Петербурга Леблен сказал, что сооружение необходимо видеть, прежде чем судить о его красоте. Гармоничное здание, построенное с 1714-1752 годы, величественное и изысканное, завораживает архитектурным блеском экстерьеров.
Роскошная царская резиденция, сохранив петровскую постройку, со временем приспособилась под новые потребности российского двора.
Внешний вид Большого дворца
Центр архитектурного ансамбля Петергофа – Большой дворец. Утонченное трехэтажное строение с галереями располагается на краю природной 16-метровой террасы. Центральная часть здания с крышей сложной конфигурации в стиле барокко высотой 17 метров.
На фронтоне центрального фасада под императорской короной – рельефный щит с монограммой Петра I, обрамлённый военными доспехами. Крышу венчает вызолоченная ваза.
Стены, окрашенные в желтый цвет, оживлены белыми рельефными украшениями из светлого камня. Окна второго этажа выделяет изящный декор. Три парадных входа подчеркнуты балконами, отделку которых дополняют кованые решетки с вензелями Петра I и Елизаветы Петровны.
С двух сторон центрального корпуса симметрично разместились Церковный и Гербовый корпуса с золочеными фигурными куполами, увенчанными фонариками и луковицами. Грани куполов – в золоченых гирляндах пальмовых листьев.
На куполе Гербового корпуса – вращающийся флюгер с изображением двуглавого орла. Раскинув крылья, орел держит в лапах скипетр и державу. Орел Гербового корпуса выполнен так, чтобы с любой точки воспринимался, как двуглавый.
Ведущий купол пятиглавого Церковного корпуса венчает православный крест высотой 27 метров. Основную часть дворца с флигелями связывают одноэтажные двусветные галереи с вазами на балюстрадах.
Южный фасад дворца – в виде П-образного объема, флигели которого образуют внутренний двор. Южный фасад здания охватывает Верхний сад.
Интерьер императорской резиденции
Вдоль северного фасада дворца, внутри здания – анфилада парадных залов, гостиных и жилых комнат. Ось анфилады с обеих сторон завершается окнами, что создает впечатление бесконечной протяженности.
Главная роль в убранстве интерьеров Большого дворца – зеркала, наборные паркеты и деревянная золоченая резьба.
Парадная лестница
Просторный вестибюль с мраморными полами и белоснежными колоннами приводит гостей к Парадной лестнице. Парадный вход размещен в западном флигеле дворца. Такое решение позволило Растрелли развернуть анфиладу парадных залов и гостиных вдоль фасада здания.
Чтобы удивить гостей величием «волшебного чертога», лестницу, пышную и эффектную, превратили в блистательную увертюру к дворцовым интерьерам. Сквозь большие окна, прорезающие стены лестницы, льются потоки света.
Стены украшены живописью из гирлянд и венков роз, вензелей Елизаветы изящных амуров. В лестничных нишах – изображение богов Дианы, Флоры и Аполлона.
На 12-метровой высоте лестничного потолка – плафон с изображением Елизаветы Петровны, прославляющий императрицу в аллегорическом образе Весны: ведь во времена ее правления возродилась жизнь, расцвели науки и искусство.
Вдоль перил – резные золоченые вазы, на верхней площадке – 4 деревянные позолоченные скульптуры в виде фигур молодых девушек, символизирующих Весну, Зиму, Лето и Осень. Нарядность и изысканность лестнице придает изящная кованая решетка перил.
Залы дворца
30 залов дворца вместили в себя всю роскошь изящного строения и демонстрируют смену моды и политических веяний при русском дворе. Основные залы – на втором этаже.
Украшенная резьбой и сверкающая позолотой дверь ведет в Танцевальный зал дворца.
Перед изумленным взглядом гостей предстает воплощение имперской роскоши. Небольшой зал для уютных приемов поражает обилием золота. Пространство зала украшает позолоченная резьба, стены – в позолоченных барельефах
Зеркала во всю стену отражают свет, льющийся из 20 окон, устроенных в два яруса. В простенках между окнами – большие зеркала, которые зрительно увеличивают площадь зала. На стенах зала – небольшие круглые картины по мотивам античной литературы с тщательно выписанными деталями.
Стены Чесменского зала украшают полотна, посвященные Чесменскому морскому сражению, закончившемуся победой русских войск в русско-турецкой войне. Роскошный и вычурный стиль барокко уступает место строгому и спокойному классицизму. 12 полотен немецкого художника Якоба Гаккерта прославляют блестящую победу русского флота. Чтобы художник достоверно написал морской бой, на его глазах взорвали фрегат «Святая Варвара».
Тронный зал, самый большой по пространству, 330 кв. м. Здесь проводились концерты, балы и официальные приемы. Белый цвет зала выгодно оттеняет портреты царственных особ – основное украшение зала.
Проемы окон украшают полотна потомков Петра I и родственников императорской семьи. Над дверями – портрет Петра I и Екатерины I, на противоположной стене – портреты Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны.
В центре, за троном – портрет Екатерины II работы Вигимира Эриксена изображает императрицу в военной форме верхом на коне в день дворцового переворота, который решил судьбу государства.
Аудиенц-зал, созданный для малых государственных приемов, поражает роскошью. Выполненный в стиле барокко, с зеркалами с обеих сторон, небольшой по объему зал кажется просторным, высоким и уютным. На потолке – плафон «Освобождение Иерусалима».
Картинный зал – самое старое помещение дворца. От пола до потолка стены завешаны шпалерной – сплошной – развеской. 368 картин с портретами молодых девушек работы итальянского художника Пьетро Ротари – коллекция, купленная Екатериной II. В центре – портрет художника, создавшего картины.
Гостиные Петергофа
Белая гостиная выполнена в стиле классицизма со 100 оттенками белого, строгие интерьеры без картин. Круглые печи из белых изразцов, большие позолоченные часы, стоящие на полу, резные спинки стульев – все просто и изысканно.
Гладкие белые стены украшены лепниной. В центре гостиной – большой банкетный стол, будто в ожидании гостей, накрыт фаянсовым английским сервизом работы фабрики Веджвуда из 1500 предметов. Над столом – фарфоровая люстра массой 500 кг с фиолетовым оттенком.
Сервиз во время Великой Отечественной войны увезли в Германию нацисты, который позднее стараниями дипломатов вернули в Петергоф.
Большая голубая гостиная названа по цвету стен. Здесь обедали и пили чай. В середине – роскошный стол, Банкетный фарфоровый сервиз из 5570 предметов, изготовленный в 1848 году на Императорском фарфоровом заводе, подавался хозяевам и гостям по мере надобности.
Два шкафа, украшенные бронзой, диван и кресла французской работы, камин, а также 4 больших канделябра с фигурками дельфинов – скромное убранство гостиной. Главное украшение – портреты царственных особ: парадный портрет Екатерины II и портрет Марии Федоровны, жены Павла I. Справа от камина – портрет императора Павла III.
Куропаточная гостиная получила название из-за шелка, украшающего стены. Шелк, вышитый куропатками, насчитывает 32 оттенка. Главное украшение гостиной – арфа, изготовленная в Лондоне в XVIII веке. Здесь проводила утро императрица с ближайшим окружением.
Коронная – так назвали парадную Опочивальню, стены которой затянуты расписным китайским шелком. Опочивальня не использовалась по назначению. Со времен Павла I здесь на специально оборудованном столике хранилась императорская корона.
Кавалерская – комната, выполненная в красном цвете: стены затянуты малиновым шелком. Над печью, декорированной позолоченными изразцами, – картина П.Рубенса «Апофеоз войны».
Здесь, перед личными покоями императора, располагался караул кавалергардов, а также производили «представления» к наградам и званиям, принимали высших офицеров гвардейских полков.
Штандартная – комната, где хранились штандарты гвардейского полка, несшего охрану резиденции. Стены затянуты шелком, на дверях, панелях и окнах – позолоченная резьба. На западной стороне – камин с зеркалом в золоченой раме. На стене – портрет Петра I c супругой Екатериной Алексеевной.
Малая проходная – небольшая проходная комната, пространство которой зрительно расширяют зеркала и окна. Украшена портретами дочери Николая I, Ольги, и парадным портретом Николая I. Император был очень хорош собой, его красоту переняли и дочери.
Личные императорские покои
Личные покои, более скромные по размерам, отделаны не менее роскошно.
Диванная – парадная Опочивальня с огромным диваном, который прислал Григорий Потемкин с фронта русско-турецкой войны. Над диваном – детский портрет Елизаветы Петровны. Сверху – причудливо украшенная лепными фигурками детей вентиляционная решетка. На стенах – шелковые обои в китайском стиле.
Туалетная комната с изящной обстановкой и фарфоровой люстрой. Стол – из наборного полотна, на котором разместился косметический набор. Стену украшает парадный портрет Елизаветы Петровны.
Стены кабинета императрицы обтянуты бирюзовым вышитым цветами и букетами шелком. Мебель украшена золоченой деревянной резьбой. На полу из наборного паркета – фарфоровый камин с розовой золоченой грунтовкой, украшен цветами и фруктами. На щите камина – огромное зеркало в фарфоровой раме.
На изящном круглом столике красного дерева с мраморной доской – фарфоровые канделябры. В углах комнаты – бюсты Руссо и Вольтера. На стенах – парадные портреты Екатерины II и Елизаветы Петровны. Здесь императрица читала и играла в карты с приближенными.
Старая часть дворца
В старой части – Китайские кабинеты времен петровской эпохи. Во второй половине XVIII века экзотика считалась модной во всех европейских дворах.
В центральной части – два Китайских кабинета, отделанных в 1766 году по проекту французского профессора архитектуры Валлен-Деламата. Красочное убранство со сверканием золота и серебра, лака и фарфора, эмалей и драгоценных пород дерева напоминает шкатулку с драгоценностями.
На стенах кабинета живут извивающиеся драконы, порхающие бабочки и сказочные птицы, люди в странных одеждах, причудливые лодки и острова, заросшие соснами. Здесь – коллекции китайского и японского фарфора, изделия из слоновой кости и камня, лака и эмали.
Панели, расписанные золотом по черному лаку – в «китайском вкусе» – устроены русскими мастерами. Окна задрапированы жёлтым и малиновым шёлком. Фигурные печи украшены полихромными изразцами с изображением восточных сцен. Усиливает впечатление экзотики набор причудливых рисунков паркета, выложенного из 12 видов ценных пород дерева неодинаковых оттенков.
Китайская мебель, украшенная перламутром, переливается золотом, словно лакированная картинка. Сиденья и спинки кресел, диванов и стульев – с мраморными вставками. Расписанные плафоны на потолках таинственно выделяются в свете фонариков с расписными стеклами, которые освещают кабинеты.
Дубовый кабинет сохранен в неизменном виде Елизаветой Петровной в память об отце. Кабинет Петра I оформлен, как каюта корабля, резными дубовыми панелями, которые сплошь закрывают стены.
Это самый старый интерьер дворца. Здесь – библиотека царя из русских и голландских книг, печь с маленьким боковым камином, на бюро – походные часы-будильник и дорожная чернильница.
Резьбой покрыты и дубовые двери, и верхняя часть стен, и рамы зеркал. Стулья и кресла – с плетеными сиденьями. О победе России в Северной войне напоминают русские и шведские знамена.
Ансамбль Петергофа – государственный музей-заповедник
Петергоф – объект Всемирной организации ЮНЕСКО. Во время Великой Отечественной войны фашисты сожгли и взорвали здание. Мало кто верил, что Петергоф будет восстановлен. В Петергофе, освобожденном в 1944 году, уже к лету 1946 восстановили фонтаны.
Сегодня здесь круглосуточно проводят экскурсии. Ежегодно сюда приезжают 4,5 миллиона человек. Туристов привлекают дворцы и парки Петергофа.
Парадный въезд в императорскую резиденцию – Верхний сад площадью 15 га с ухоженными газонами, редкими видами деревьев и кустарников, уединенными тропинками и прекрасными скульптурами, прудами и бассейнами.
Нижний парк площадью 100 га тянется вдоль берега Финского залива на 2,5 километра в форме неправильных треугольников и делится на 3 части. Здесь 200 фонтанов, малые дворцы и пруды. На аллеях парка – фонтанные каскады, по направлению к Морскому каналу – по ступенькам каскада 250 позолоченных статуй из греческой мифологии.
Здесь открыты музеи фонтанного дела, игральных карт и коллекция императорских велосипедов, а также музей императорских яхт. Туристы наслаждаются красивыми интерьерами и старинной мебелью, посещают церковь святого Александра Невского.
Видео: прогулка по дворцу