Содержание статьи
- 1 Дворец Харакс – поместье Георгия Романова на южном берегу Крыма
- 2 Дворец Харакс в Крыму
- 3 Римская крепость Харакс – кусочек Шотландии
- 4 Романовы на крымской земле
- 5 Архитектор Краснов и хозяин участка Георгий Романов
- 6 Экстерьер дома-дворца
- 7 Особенность интерьеров
- 8 Парковый ансамбль
- 9 Дворец после революции
- 10 Видео: прогулка по территории комплекса
Дворец Харакс – поместье Георгия Романова на южном берегу Крыма
Дворец Харакс в Крыму
Римская крепость Харакс – кусочек Шотландии
В начале нашей эры Крым захватили римляне. Укрепляя свои позиции, легионеры могущественного римского императора Весписиана устроили на прибрежных землях военный лагерь. С трёх сторон укрепление окружали стены, с юга естественной преградой служил крутой высокий обрыв. Грандиозное сооружение воинственные римляне назвали Харакс, что в переводе обозначает «крепость, обнесённое частоколом место».
Через два столетия, в 244 году, покидая крепость, римляне разрушили форпост, оставив руины. Позднее здесь поселились готы, которых вытеснили половцы. Земли подвергались и османской экспансии, приходили сюда и монголы. В 1783 году полуостров включили в состав Российской империи.
Романовы на крымской земле
В 1869 году князь Михаил Николаевич Романов, младший сын императора Николая I, военачальник и государственный деятель, приобрёл 70 десятин (примерно 76 га) земли в Крыму возле мыса Ай-Тодор. В конце XIX века земля перешла к сыновьям Михаила Николаевича: Александру и Георгию. Сыновья поделили участок, причём младшему, Георгию, досталась меньшая часть – 8 га.
Георгий Михайлович мечтал о том, чтобы построить здесь свой дом. На скалистом голом участке не оказалось воды, поэтому Георгий Михайлович выторговал у местных татар 20 десятин земли с водным источником Хачамалар, и в 1905 году на 16 га планировал строить собственную усадьбу.
Князь радовался, что скоро обзаведётся имением и отдавал осуществлению мечты всё свободное время. Свое ещё не построенное поместье князь назвал Харакс – в честь прошлого этих мест.
Архитектор Краснов и хозяин участка Георгий Романов
Георгий Михайлович Романов был любознательным, увлекающимся человеком. Прекрасный знаток моды, ценитель культуры и истории, он 20 лет безвозмездно возглавлял Русский Музей, формировал уникальные коллекции и увеличивал музейный фонд. Знаток искусства и архитектуры, Георгий Романович чётко представлял, как должна выглядеть резиденция его мечты.
В 1904 году над созданием проекта дома-дворца начал работать известный ялтинский архитектора Николай Петрович Краснов. Зодчий предложил построить главный дом усадьбы в стиле позднего модерна, типичного для шотландских коттеджей.
Интересно! Архитектор хотел, чтобы дворец Георгия Романова выглядел, как величественный замок лорда. А постройки, которые примкнут к дому, создавали бы причудливое сходство имения князя с шотландской деревушкой.
Работа замедлялась из-за рельефа участка: скалистая поверхность требовала осторожных взрывных работ и создания искусственных насыпей. Однако, трудности не испугали ни архитектора, ни высокопоставленного заказчика.
В 1908 году небольшой стильный особняк, окружённый парком, порадовал императора Николая II, который прибыл посмотреть на усадьбу брата.
Экстерьер дома-дворца
Дом князя Георгия Романова строили из местного известняка, который укладывали в виде мозаики с орнаментными вставками. На фасаде дворца нет ни лепнины, ни колонн, ни декоративных арок. Архитектор, создавая особняк, работал на контрасте: совмещал грубость и утончённость, яркость и блёклость.
Дворец, построенный в непривычном для России стиле, напоминает роскошный шотландский коттедж, а не усадебный дом русской императорской семьи.
Над серыми стенами красуется яркая красно-коричневая крыша, покрытая английской черепицей, и поднимается изящный дымоход. Диким камнем отделаны даже фронтоны крыши, зато аристократичность постройки подчёркивает терраса второго этажа и большие трёхстворчатые окна: высокие, аккуратные, без декоративных излишеств. Трёхэтажный дворец, где 46 комнат, красуется среди зелёных каскадов и лабиринтов самшита.
Входы на территорию дворца обозначены изящными коваными решётками. Южный фасад, к которому ведёт пологая лестница, выходит на морские просторы. Стены увивает буйно разросшаяся глициния, её белые гроздья заслоняют окна. Дворик перед дворцом украшает кипарисовая аллея.
От северного фасада к морю спускается широкая каменная лестница. С западной стороны фасада – мушмула и инжир. Зимой, когда яркая растительность увядает, на общем фоне выделяются оранжево-жёлтые плоды и кожистые тёмно-зелёные листья мушмулы.
Краснов создал такое строение, что оно выглядит по-разному в зависимости от угла обозрения, и для полного впечатления строение непременно надо обойти кругом. Фасады здания по стилю отличаются друг от друга.
Рядом с дворцом – церковь святой Нины и беседки, часовня, домик для прислуги, свитский корпус, гостевые домики, особняк управляющего имением и дом садовника, оранжереи.
Особенность интерьеров
Интерьер дворца – удивительный синтез аскетичности и роскоши, со сдержанностью украшений. Стены каждой из 46 комнаты наполовину обшиты тёмным деревом, на высоких потолках – лепнина в виде розеток, хрустальные люстры.
Арочные дверные проёмы с деревянными витражными дверями. Идеально ровный паркетный пол – из светлых пород дерева.
Шедевр каменотёсов – лестницы; искусно выложенные из дикого камня, сооружения настолько добротны, что между блоками невозможно вставить даже лист папиросной бумаги. В доме – всё чинно, строго, уютно и тепло.
Парковый ансамбль
Архитектор Краснов руководил одновременно и строительством дворца, и созданием оригинального парка. Возвести на каменистой засушливой почве мыса сад – далеко не простое дело. Разрабатывая озеленения, зодчий устроил ухоженную прибрежную зону с лавочками, высеченными из гранитного массива и расположенными вдоль набережной.
200 видов хвойных и лиственных растений, деревьев и кустов, строгие аллеи, пышные клумбы и растительные композиции превратили пустошь в «шотландскую деревню». Дикие растения сада архитектор не уничтожил, а вплёл их в общую канву.
В парке – большая можжевеловая роща, рядом с «колючими» деревьями – магнолии и лавры, оливы и гранат, тис и кипарисы, наполняющие воздух восхитительными целебными ароматами.
Важный элемент парка – лестницы. Одна из них, с 223 ступенями, ведёт от дворца к морю, спрятана в тени причудливо подстриженных груш. Крутые каменные ступени лестницы ведут наверх, к статуе: коленопреклонённая женщина возносит молитву Богу. Смысл символа, переданного архитектором, – только через преодоление трудностей и соблазнов можно достичь спасения души.
Сквозь стволы сосен проглядывает белоснежное строение – беседка в римском стиле с видом на море, украшение парка. Двенадцать мраморных колонн беседки обрамляют фонтан, устроенный посередине. Колонны привезены из императорского дворца, погибшего в пожаре 1882 года.
Всюду – скульптуры, фонтаны, статуэтки и система маленьких прудов, поросших лилиями. Дорожки и затейливо подстриженные кустарники, фонтанчики, скрытые в буйной заросли деревьев, – изысканная красота парка.
В парке – маяк, устроенный когда-то римлянами в самой верхней и удобной точке. Сооружение восстановлено в 1865 году. В парке – множество кошек, которых не прогоняют, а наоборот – подкармливают. Кошки всех мастей – местные жители царского парка. Тишина и покой располагают к тому, что здесь хочется жить, мечтать и дышать полной грудью.
Интересно! Мраморные колонны и пальмы приводили в восторг супругу Георгия Михайловича, урождённую принцессу Датскую, которая провела детство в Афинах.
Дворец после революции
После революции имение национализировали, хозяина расстреляли в 1919 году в Петропавловской крепости. В 1922 году в имении организовали санаторий, названный в 1955 году «Днепр».
С 1987 года в помещении работает историко-археологический музей. Сейчас на территории Харакского парка действует круглосуточный санаторий Федеральной налоговой службы на 110 мест. Харакс входит в число корпусов санатория.
Видео: прогулка по территории комплекса