Содержание статьи
Шереметьевский дворец – история и обзор одного из первых строений Санкт-Петербурга
Шереметьевский дворец в Санкт-Петербурге
Старинный род графов Шереметьевых
В 1712 году император Пётр I начал переселять в Санкт-Петербург, ставший столицей России, знатных людей. Любимец императора Борис Петрович Шереметьев, выходец из старинного рода, был пожалован участком земли на левом берегу реки Фонтанки для возведения дома.
Сподвижник Петра, участник Азовского похода, во время Северной войны как военачальник заслужил расположение императора. Под его командованием русские войска разбили шведов, за что Шереметьев получил орден Андрея Первозванного, звание фельдмаршала и портрет государя, осыпанный бриллиантами.
За героические победы под Нарвой и Полтавой государь пожаловал Шереметьеву титул графа.
При жизни графа Бориса Петровича на берегу Фонтанки построили небольшой дом-мазанку. После кончины графа Шереметьева в 1717 году имение перешло к старшему сыну – Петру. Через десятилетие здесь вырыли пруд и построили каменный дворец с мезонином в стиле петровского барокко, ставший родовым гнездом для пяти поколений рода Шереметьевых. Два столетия наследники перестраивали его по своему вкусу, учитывая веяния моды.
По Петербургу о сказочном богатстве Шереметьевых ходили невероятные слухи. Рассказывают, что однажды к графу Петру Борисовичу во дворец на Фонтанке явилась императрица Елизавета Петровна в сопровождении свиты из 15 человек.
Хозяева, ничуть не смутившись, предложили государыне обед, приготовленный дворцовыми поварами, к которому ничего не пришлось добавлять. Вкусной еды хватило всем.
Пётр Борисович – коллекционер редких минералов, обосновал собственную кунсткамеру. Меценат и рачительный хозяин, граф устроил в своих вотчинах школы для крепостных, открыл балетную и живописную школы.
Внук основателя поместья, Николай Петрович, организовал во дворце крепостной театр и оркестр. Граф лично отбирал талантливых крестьян для певчего хора и оперных постановок.
Николай Петрович Шереметьев – покровитель искусств, меценат и музыкант, сенатор, действительный тайный советник и директор Московского дворянского банка смело переступил устои и мораль своего времени. Граф Шереметьев женился по большой любви на крепостной актрисе своего театра Прасковье Ковалёвой.
Образованная актриса владела итальянским и французским языками и занималась благотворительностью. Счастливая жизнь длилась недолго: через три недели после рождения сына молодая графиня умерла.
Последний владелец дворца – Сергей Дмитриевич Шереметьев, историк, собиратель древнерусских рукописей и старинных книг – после Октябрьской революции добровольно отдал ключи от особняка Советской власти с условием, что ничего во дворце не будет разрушено.
Слава дворца Шереметьевых
Слава дворца Шереметьевых гремела на всю Европу: Фонтанный дом, связанный с историей русской культуры, стал центром великосветской жизни Петербурга. Живший здесь Ораст Кипренский в 1827 году написал с натуры портрет Александра Сергеевича Пушкина, о котором поэт сказал: «Себя, как в зеркале, я вижу…».
Во дворце всегда звучала музыка. Здесь бывал М.И. Глинка, в гостиных давали концерты Ференц Лист и Гектор Берлиоз, Полина Виардо, Клара и Роберт Шуман. С середины XIX века в музыкальном салоне Шереметьевского дворца проходили бесплатные концерты хоровой капеллы. Здесь принимали иностранных послов. С 1924-1952 годы в одном из флигелей дворца жила Анна Ахматова.
Как обустроен дворец
Главное строение расположилось в глубине парадного двора и раскрыто в сторону набережной реки Фонтанки. Со стороны набережной – ажурная кованая ограда с широкими воротами, украшенная гербом графов Шереметьевых. Гербы хозяев дворца повсюду: на воротах, на фасадах дворцов, на арке прилегающего флигеля.
В саду за домом устроили китайские беседки, фонтаны и грот. Аллеи сада украшают мраморные статуи итальянских мастеров.
Центр главного фасада дворца выделен пилястрами. К центральному корпусу примыкают флигели, увенчанные треугольными фронтонами. В центре здания – высокое двухпролётное крыльцо. У подъезда на пьедесталах – фигуры двух деревянных позолоченных коней.
Интерьеры и внешнюю отделку дворца в разное время выполняли знаменитые мастера: Кваренги и Воронихин, Старов и Аргунов, Корсини. Для обзора открыта небольшая часть дворцовых помещений:
Домашнюю атмосферу залам придаёт мягкий свет старинных люстр и спокойные тона стен – розовый, малиновый и зеленоватый. Стены, затянутые шёлковым штофом, украшают полотна русских художников и портреты представителей рода Шереметьевых.
Полы в залах – из наборного паркета дорогих пород древесины. Покои хозяев дворца отличались особой пышностью и красивыми вещами. Комнаты обильно украшает золочёная резьба, портьеры – из привозной декоративной ткани. Стены отделаны расписными панно, выполненными на коже. На потолках – живописные плафоны.
Звучащая сокровищница
С 1990 года Шереметьевский дворец – филиал Санкт-Петербургского государственного музея музыкального и театрального искусства. В главном здании дворца, в отреставрированной анфиладе залов – Музей музыки, где устроена экспозиция музыкальных инструментов.
Основа коллекции – собрание из трёх тысяч музыкальных инструментов, созданных в XVI-XX веках. Самое большое в мире собрание музыкальных инструментов – интересно и познавательно.
Среди музыкальных инструментов – скрипка, принадлежащая Глинке и коллекция флейт Александра I, виолончель Николая II и квартет корнетов Александра III, скрипка итальянского мастера Страдивари и рояли Рубинштейна и Шостаковича.
Комплект рогового оркестра – из 91 металлического рога размером от 8 см до 5,5 метров. Каждый рог исполняет единственную ноту, но произвести ее требуется в строго определённое время, чтобы не сбилось всё произведение. Этот тяжелейший труд исполняли крепостные, в обязанность которых входили ежедневные долгие и мучительные репетиции.
Роговой оркестр исполнял сложнейшие музыкальные произведения, например, симфонии Моцарта и Гайдна.
Тромбон и валторны, индонезийские гонги и владимирские рожки, вырезанные ножиком из берёсты, 400 флейт и Давидова арфа, на которой царь играл, распевая псалмы. Варган и кларнет, циста (английская гитара с клавиатурой), водный орган и стеклянная гармоника, баян и аккордеон, музыкальные шкатулки и клавесин, карманные скрипки и русские колокола.
Экспозиция хранит имена знаменитых артистов прошлого, известных историков, живописцев и архитекторов. Все эти инструменты – звучащие: один раз в неделю они оживают, обретая голос на музыкальных пятницах. Их озвучивает специально созданный при музее камерный ансамбль.
Экспозиции музея
Экспозиции дворца организованы по трём направлениям:
- История рода Шереметьевых и дворянский быт XVIII-XX веков;
- Коллекция музыкальных инструментов.
- Выставка частных коллекций.
В музее демонстрируют картины известных художников, собрание скульптур, выполненных мастерами с мировым именем, оружие и нумизматику, а также предметы из фарфора и бронзы, серебра. Здесь – рукописные материалы и собрание церковной утвари, икон.
Сегодня Фонтанный дом – культурный и образовательный центр, где проводятся тематические экскурсии и ярмарки музыкальных инструментов, где ведущие мастера России и мира представляют свои творения.
Во дворце проходят концерты классической музыки, лекции и семинары, фестивали и выставки декоративно-прикладного искусства.
Видео: музей музыки