Содержание статьи
- 1 Владивостокская крепость – от оборонительного сооружения до музея-заповедника
- 2 Владивостокская крепость
- 3 Владивосток – главная русская крепость на Дальнем Востоке
- 4 Зарождение крепости
- 5 Рождение главной линии обороны
- 6 Жизнь продолжается
- 7 Владивостокская крепость в Российской Федерации
- 8 Видеопрогулка по музею
Владивостокская крепость – от оборонительного сооружения до музея-заповедника
Владивостокская крепость
Владивосток – главная русская крепость на Дальнем Востоке
С первых лет основания Владивостока главной задачей правительства становится защита приобретенных рубежей – 50-ти островов и множества сопок. Вдоль линии побережья и на окрестных сопках строили оборонительные сооружения для защиты города как с суши, так и с моря.
Основа сооружения
Владивостокская твердыня не имела высоких стен, зубчатых башен и огромных ворот, которые перебрасывают на цепях через ров. Крепостные сооружения неприступного рубежа заглублены в грунт и искусно вписаны в рельеф местности. Это повышало их обороноспособность и делало незаметными для стороннего наблюдателя. Форты и батареи, возведенные на вершинах сопок, обеспечивали хороший обзор местности и эффективную корректировку огня.
В состав крепости входило 16 фортов, 50 боевых артиллерийских батарей, десятки капониров и 8 подземных казарм, а также 130 укреплений, разбросанных по сопкам и мысам, и 1400 орудий.
Зарождение крепости
Инициатором создания комплекса фортификации Владивостока стал губернатор Приморской области, военный инженер Павел Федорович Унтербергер. Крепость создавалась знаниями и силами российских военных инженеров, солдат и строителей, которые в кратчайшие сроки сделали колоссальный объем земляных, скальных и бетонно-строительных работ.
Оборонительные сооружения:
Инфраструктурные объекты:
Коммуникации:
Строительство цитадели шло в три этапа:
- Основание крепости и создание первой линии обороны (1889-1899).
- Строительство второй линии обороны (1899-1905).
- Проектирование и возведение третьей, главной, линии обороны (1906-1918).
Лиха беда – начало
На первом этапе инженеры проводили разметку на местности, рабочие убирали лес и кустарник, возводили бараки для строителей и временные железнодорожные дороги, канатные пути. Возведение мощных укреплений на окраине огромного государства было дорогим и сложным занятием. Ведь для того, чтобы в те годы попасть во Владивосток из портов Черного моря или Балтики, следовало проплыть половину земного шара на пароходе 3 месяца.
Первая сухопутная линия Владивостокской крепости – деревоземляное укрепление с несколькими береговыми батареями. Места под огневые позиции выбирали с учетом рельефа местности.
В 1880-х годах возвели новые объекты, а в 1884 году создали Приамурский военный округ: под контроль брались уже отдаленные акватории, куда высылали сторожевые корабли с минными заграждениями.
Главным противником России на берегах Восточного океана тогда была Британская империя, которая безраздельно господствовала в акватории.
30 августа 1889 года над городом с населением 500 человек подняли российский флаг морских крепостей. Красное полотнище, перечеркнутое по прямой белым крестом, а по диагонали – синим Андреевским флагом – символ Владивостокской морской крепости: город с моря стал неприступен.
Вторая линия обороны
В это время для строительства хронически не хватает финансирования и русских строителей. Привлечение китайских и корейских рабочих, проживающих возле Владивостока, закончилось тем, что китайская и японская разведка без труда получала сведения о состоянии и расположении укреплений крепости.
Перед строителями второй линии обороны стояла важная задача: расположить форта и батареи вдоль оборонной линии так, чтобы исключить мертвые зоны, где могли бы укрыться войска неприятеля от обстрела. Поэтому в узких бухтах выставляли корабли военной флотилии с минными заграждениями.
На втором этапе возведения оборонительных сооружений построили 50 береговых батарей с мощными артиллерийскими орудиями. Форты и капониры оборудовали автономными генераторами и соединили между собой дорогами и подземными линиями связи.
На начало XX века Владивостокская крепость – неприступное сооружение, крупнейшее в мире, которое удерживало конкурентов Российской Империи от захвата Владивостока. Город бурно развивался и вплотную подошел к внутренней оборонительной линии.
Рождение главной линии обороны
Возведение главной линии обороны началось с создания мощных сухопутных фортов вдоль оборонительной линии Владивостока. После поражения России в Русско-японской войне Владивосток остался последним российским портом на Тихом океане.
Оснащение и обслуживание
В городе не было долговременных укреплений, чтобы прикрыть его с суши, поэтому царская Россия теперь не жалела средств для укрепления единственного порта страны на Дальнем Востоке. Николай II выделил из казны 38 миллионов рублей золотом.
К 1911 году город охраняли 1194 пушки, 378 пулеметов, 304 пушки, 56 пулеметов, 140 фортсооружений. Обслуживали цитадель 70 батальонов, 2 воздухоплавательные роты и 300 уссурийских казаков – всего 75 тысяч человек. На оборону потрачена 112 часть золотого запаса страны.
Устройство фортов
Форты имели все необходимое для долговременной обороны:
Подземные ходы, устроенные в гарнизонах, веером расходились в стороны неприятеля. Здесь, в противоподкопных туннелях, дежурили бойцы инженерной роты и прослушивали подземелье. Обнаружив противника, подкапывающего стены сооружения, наблюдатели ставили заряд и хоронили осаждающих.
Для надежной защиты на асфальтово-бетонную прослойку потолка укладывали стальные листы: рвущиеся наверху снаряды не обрушали потолки, и солдаты были защищены от осколков бетона.
На пересечении подземных ходов – узлы сопротивления, откуда бойцы могли отстреливаться от проникшего внутрь противника. Дверные проемы подземных ходов закрывались бронированными воротами с отверстиями для ведения ружейного огня. В стенах – через равные промежутки ниши, укрытия для бойцов, и керосиновые лампы.
Модернизация крепости
Объем работ, проведенный в крепости, был колоссальным:
Для работы требовалось десятки тысяч человек, которых негде было взять. Выход из трудного положения нашли в механизации работ. Военные инженеры использовали самое современное оборудование: пневматические отбойные молотки, электрические бетономешалки, подъемные лебедки и грузовые автомобили «Бенц». В труднопроходимых местах для быстрой доставки на вершины сопок тысяч тонн бетона и арматуры устраивали подвесные канатные дороги и временные узкоколейные пути.
На пологих участках побережья, удобных для высадки пехоты противника, построили 23 противодесантных береговых капонира и проложили 200 км подъездных дорог. К концу 1916 года Владивостокская цитадель превратилась в самую мощную морскую крепость, не имеющую аналогов в мире.
В 1918 году Владивосток заняли интервенты, и крепость изучили иностранные военные инженеры, которые отзывались о ней лестно: «Это лучшая из морских крепостей всего мира. Ее сооружения являют чудо инженерного искусства».
Вся эта мощь в Гражданскую войну пала без боя: интервенты вывезли из крепости все. К 1923 году мощнейшая российская цитадель превратилась в набор заброшенных укреплений с грудами металлолома и разграбленных складов. Казалось, что крепость исчезла навсегда.
Жизнь продолжается
В 1930-е годы у дальневосточных границ СССР обрел силу агрессивный сосед. Императорская Япония захватила китайскую Маньчжурию, угроза Владивостоку становилась реальной.
Комплекс дальневосточных сооружений обрел новую жизнь под названием «крепость Владивосток». Советский Дальний Восток превратили в гигантскую крепость. Береговые батареи и бронированные пулеметные точки снабдили мощной артиллерией. Вдоль побережья возвели бетонные бункеры и минометные позиции для борьбы с десантом. Входы в морские бухты перекрывали минные заграждения.
Тяжелые батареи устанавливали на закрытых позициях. Погреба с боеприпасами от бомбардировки с воздуха и отравления газами защищали подземные бетонные укрытия. От возгорания или взрыва боеприпасов предохраняла система аварийного орошения погребов.
В 1934 году крепость получила мощную батарею – две вращающиеся трехорудийные башни, произведенные на ленинградских заводах с использованием пушек царского линкора «Полтава». Батарея служила более 60 лет до конца XX века.
В 1941 году возрожденная крепость обладала такой мощью, что Япония, союзница гитлеровской Германии, не осмелилась напасть на Советский Союз.
Завершение Второй мировой войны и новая эра ядерного оружия, казалось, навсегда оставили в прошлом артиллерийскую крепость. Всю артиллерию списали в металлолом.
О крепостном сооружении вспомнили в 1969 году во время ухудшения отношений с Китаем и боях на острове Даманский.
В 1970 году образован Владивостокский оборонительный район – новое обозначение крепости. Заброшенные объекты вдоль побережья и на островах срочно ремонтировали. На старых батареях установили современные пушки и полуавтоматические орудия. Устроили импровизированные доты – танки периода Великой Отечественной войны, врытые в землю и защищенные бетоном.
Советско-китайский конфликт ограничился локальными боевыми действиями и улажен дипломатическим путем. В конце 1980 года Владивосток утратил статус закрытого города, объекты крепости поломали вандалы и продали на металлолом.
Владивостокская крепость в Российской Федерации
После распада Советского Союза в черте Владивостока осталось 16 фортов и 100 объектов фортификации: береговые батареи противодесантные капониры, редуты и пороховые погреба.
В 1995 году комплекс укреплений получил статус памятника военно-оборонительного зодчества федерального значения. 30 октября 1996 года открыт военно-исторический музей «Владивостокская крепость» с 40 тысячами единиц хранения. Крепость внесена в список ЮНЕСКО, только это и спасает ее от разрушения.
В 2019 году на базе Владивостокской крепости по предложению министра культуры Медынского учрежден федеральный музей-заповедник. В 2020 году планируется за счет средств бюджета ввести в культурно-туристический оборот все сохранившиеся объекты крепости.
Видеопрогулка по музею