Содержание статьи
Когда и как построили Мавзолей Бабаджа-хатун – ценное историческое наследство Казахстана
Мавзолей Бабаджа-хатун
Мавзолей Бабаджа-хатун, один из наиболее древних памятников архитектуры, сохранившийся на территории Казахстана (с. Головачевка, близ г. Джамбул), датируется концом X и началом XI в., т. е. он моложе мавзолея Саманидов на целое столетие.
Посвященные ему публикации не отличаются полнотой исследования памятника, тем не менее позволяют провести графические анализы для установления соразмерностей хотя бы плана сооружения.
Мавзолей имеет центрическую композицию с малоразвитым порталом и отражает переходный этап в сложении типологии мавзолейных сооружений. Очевидно, этим можно объяснить его «трехфасадность», т. е. архитектурно выявлены главный и два боковых фасада.
Задний фасад глухой и не имеет архитектурных членений, главный приподнят устройством парапета, заполненного эпиграфическим орнаментом. По оси композиции — слегка заглубленная входная арка полуциркульного очертания, по бокам ее — также полуциркульные ниши, над нишами — круглые картуши. Композиция усилена прямоугольной рамой кирпичной кладки.
Кубовидный объем мавзолея завершается невысоким ребристым барабаном, переходящим в конический, ребристый же купол.
Подкупольный квадрат — 440 X 440 см, или 7×7 гязов (при гязе, равном 63 см).
Композиция плана барабана с шестнадцатью ребрами сводилась к построению четырех квадратов, углы которых являлись гранями ребер, и к делению круга (диаметр его равен стороне внешнего квадрата) на 16 частей, что могло быть выполнено как графическим, так и аналитическим методом.
В архитектуре интерьера зодчий отказался от традиционных приемов устройства четверика и восьмерика, как это было в мавзолее Саманидов. На высоте, соразмерной на стенах помещения выступают пяты стрельчатых сомкнутых угловых парусов, которые на высоте создают правильный восьмигранник.
Здесь доминируют вертикальные архитектурные членения, чем подчеркивается стройность пропорций.
Из анализа построения плана мавзолея Бабаджа-хатун следует вывод, что размеры частей и целого сооружения определены не случайно, они обусловлены традиционными геометрическими приемами построения архитектурной формы.
Измерителями здесь выступают подкупольный квадрат и его производные — сторона и диагональ; план здания, очевидно, вычерчивался на масштабной, модульной сетке (с ячейкой, равной 1 гязу), происходила модульная координация иррациональных величин.