Содержание статьи
Уникальная архитектура и другие особенности древнего Мавзолея Айша-Биби
Мавзолей Айша-Биби
Мавзолей Айша-Биби, датируемый XI— XII вв., дошел до нас со значительными утратами. При ближайшем рассмотрении остатков памятника убеждаемся, что он был одним из выдающихся произведений среднеазиатского зодчества, и не случайно многие исследователи останавливают свое внимание на его архитектуре.
Композиция мавзолея Айша-Биби — центрическая беспортальная, архитектурная трактовка всех фасадов мавзолея идентична; по осям фасадов — проемы, перекрытые стрельчатыми арками клинчатой кладки, которые «поддерживаются» трехчетвертными колонками; на уровне пят арок — горизонтальный импост; над арочными проемами — прямоугольное обрамление тимпана.
Во всем этом видно значительное сходство с мавзолеем Саманидов (IX в.). Но имеются и существенные различия: если в мавзолее Саманидов массивные колонны по углам здания вкомпонованы в тело стены, то в мавзолее Айша-Биби они выступают и имеют характерный для древних среднеазиатских деревянных колонн утоняющийся кверху профиль (колонн) с энтазисом, капитель вытянутой формы с уширением вверх, переход ствола к капители, отмеченный валиком.
Если в мавзолее Саманидов здание было облицовано строительным кирпичом, многообразным сочетанием которого достигалась исключительная по красоте кирпичная фактура, то облицовка мавзолея Айша-Биби — штампованная и частично резная терракота.
В мавзолее Айша-Биби сохранились две арки, имеющие различные очертания кривых. В первом случае — арка с двумя реальными и двумя мнимыми центрами.
Вторая арка — четырехцентровая с малыми радиусами, равными пролета арки, и большими радиусами в пролета арки.
Исследование соразмерностей мавзолея Айша-Биби позволяет утверждать, что наряду с использованием гяза в качестве меры длины зодчие с успехом применяли для измерения метод последовательного деления пополам стороны и диагонали квадрата или пролета арки, как это происходило при строительстве мавзолея Саманидов.
Этот прием построения форм прослеживается в соразмерностях элементов и архитектурных членений сооружения от больших до самых малых величин, включая и модуляцию керамической облицовки. Характерные размеры величин элементов мавзолея Айша-Биби укладываются в геометрическую прогрессию.
Зодчий мавзолея Айша-Биби, очевидно, был незаурядным мастером своего времени. Зная сложившуюся к тому времени в Средней Азии строительную практику, он вводил новые приемы и решения, что позволило ему создать неповторимый архитектурный образ.