Содержание статьи
- 1 Ново-Иерусалимский монастырь: уголок Святой Земли в городе Истра Московской области
- 2 Ново-Иерусалимский монастырь в Московской области
- 3 Концепция монастыря
- 4 Ново-Иерусалимский храм – живая икона
- 5 Архитектурно-ландшафтный ансамбль монастыря
- 6 Палаты Нового Иерусалима
- 7 Храмы и постройки монастыря
- 8 Возрождение и современность
- 9 Святыни и монастырский некрополь
- 10 Видео: прогулка по монастырю и музейно-выставочному комплексу
Ново-Иерусалимский монастырь: уголок Святой Земли в городе Истра Московской области
Ново-Иерусалимский монастырь в Московской области
Концепция монастыря
Река, названная на картах Истра, здесь переименована в Иордан, где крестился Христос. В Воскресенском соборе все рассказывает о Крестном пути Христа. Внутри храма – кувуклия, часовня, в которой находится Гроб Господень. У входа – камень, подобный тому, с которого Ангел указал на место захоронения Христа.
В начале Скорбного пути – храм-темница, где в оковах Спаситель провел ночь перед казнью. Наверху – Голгофа, гора, на которой позорной казни предавали преступников. Крест для нее привезли по заказу из Иерусалима.
Напротив входа в храм – камень миропомазания. Здесь лежал Иисус, снятый с креста. Справа от входа похоронен патриарх Никон, по замыслу и под руководством которого построен в XVII веке Ново-Иерусалимский Воскресенский ставропигиальный мужской монастырь, об особенностях которого пойдет речь.
Ново-Иерусалимский храм – живая икона
Место для строительства монастыря выбрал Патриарх всея Руси Никон, который задумал построить под Москвой «копию Святой Земли» – икону на местности с глубоким символическим смыслом. По замыслу Никона, монастырь должен стать центром православного мира для славянских народов.
Об основании храма
Молодой царь Алексей Михайлович, будущий отец Петра I, безгранично доверял патриарху и поддержал грандиозный замысел. Свое любимое детище патриарх основал в Подмосковье в 1656 году – резиденция Патриархов должна расположиться недалеко от царской столицы, но чуть в стороне. Это символизировало отношение светской и церковной власти.
Сам никогда не бывавший в Иерусалиме, патриарх Никон все силы употребил для воплощения в жизнь замысла – создать точное подобие Иерусалимского храма Воскресенья Господня, чтобы русский народ созерцал места страстей и Воскресенья Христова. Он заботился о тех, кто не мог побывать на Святой Земле. Модель храма Гроба Господня, сделанную из слоновой кости, Никону прислал в дар иерусалимский патриарх Паисий.
Особенности создания обители
Возводя монастырь в излучине реки Истры на высоком холме, патриарх Никон принялся воссоздавать своеобразный город-храм с точной копией окрестностей Иерусалима, подобие святых мест Палестины. Географические наименования изменили: окружавшие монастырь холмы именовались Елеонским и Фаворским, сёла – Преображенское, Назарет, Капернаум.
Быстрая извилистая река Истра получила название Иордан. Ручей, обтекающий монастырский холм – Кедронский поток. Город Истра до 1930 года именовался Воскресенском. Перепланировали и окрестности будущей обители: лес на берегу Истры вырубили, чтобы достичь сходства с пейзажем на Святой Земле, укрепили и насыпали холм, на котором возвели монастырь.
Личность патриарха Никона
Пользуясь доверием царя, патриарх Никон фактически управлял страной. Энергичный и властный патриарх проводил церковные реформы по европейскому образцу. Встречая недовольство бояр, противостоял ему решительно, даже жестко. Противников реформ преследовали и казнили. Действия Никона привели к страшному церковному расколу.
В 1658 году патриарх утратил доверие царя и удалился в монастырь, где лично руководил строительством Нового Иерусалима, как он называл свое детище. Патриарх хотел объединить здесь людей, чтобы они вместе молились, ценили жизнь и друг друга.
В 1666 году Никона лишили сана и отправили в отдаленный Ферапонтов монастырь простым монахом, вменив в вину иерусалимское переименование местности. Строящийся монастырь, чье строительство из-за опалы Никона прервалось на 14 лет, стали называть просто Воскресенским.
Архитектурно-ландшафтный ансамбль монастыря
В центре земель, предназначенных для монастыря, на глазах изумленных современников под руководством патриарха Никона, стал возникать Новый Иерусалим.
Что находится на территории
Здесь воспроизведена гора Голгофа, пещера Гроба Господня, место трехдневного погребения и Воскресения Спасителя. Территорию монастыря застроили деревянными сооружениями. Царь Алексей Михайлович жаловал обители новые вотчины в разных уездах, так что монастырь стал крупнейшим землевладельцем.
В центре монастырской территории на холме, названном Сионом, возвели главный собор по подобию храма Гроба Господня в Иерусалиме. Чтобы повторить его архитектуру, собор составили из четырех частей: центральный крестово-купольный храм, ротонда вокруг Гроба Господня, подземная церковь Константина и Елены, колокольня.
Воскресенский собор, являясь копией храма Гроба Господня, лишен суровости прототипа. В его облике отразились чаяния русского народа о райской красоте Горнего мира, о светлой жизни вечной.
Архитектурное устройство Воскресенского собора
Собор напоминает русский терем, украшенный снаружи наличниками и карнизами, фризами и балюстрадами. Многоглавая композиция собора напоминает по форме пирамиду. Строили ее методом объединения независимых друг от друга частей в неделимое сооружение.
Наличники окон, столбы, карнизы и даже иконостас оплетали растительные узоры, покрывали невиданной красоты изразцовые цветы и травы. Самый красивый узор – павлиний глаз в виде цветка граната. Керамические пояса, декорированные растительными узорами, украшают внешнюю и внутреннюю отделку храма.
Узкие высокие окна, украшенные орнаментом, и множество лепнины создают неповторимую архитектуру храма, созданного в стиле барокко. Гигантский шатровый купол диаметром 23 метра покрывала цветная черепица.
Под главным куполом храма – место Гроба Господня, над которым роскошная высокая кувуклия с сенью из нескольких золоченых колонн, а в ней – резное изображение воскресшего Спасителя, сияющего лучами. Наверху кувуклии – золоченый крест.
У стены, на каменной четырехугольной гробнице, распростерта плащаница, заменяющая гроб, в которую вделана небольшая частица от Гроба Господня. Над ней – изображение воскресшего Спасителя с хоругвию в руке, символом победы над смертью.
В семиярусном алтаре – хоры, красные и судные ворота, перед которыми камень повития и помазания. На таком камне в Иерусалиме Иосиф и Никодим обвили плащаницей и помазали снятое с креста Тело Господне.
В соборе – 12-ярусный иконостас высотой 24 метра, украшенный позолотой, на иконах которого изображена Дева Мария с маленьким Иисусом, 12 апостолов и почитаемые святые. Около иконостаса – две сени: зеленая – для Патриарха, красная – для царя.
Воскресенский собор – единственное точное воспроизведение храма Гроба Господня в Иерусалиме. Необычная сложность строения, множество приделов (29 в одном соборе), особенности богослужения и устава – все перешло в Воскресенский собор от иерусалимского образца.
Ротонда – в традициях церковного строительства и храмовой архитектуры таких ротонд не бывает. Но в храме Гроба Господня у нее особая функция – она возведена над местом, где погребен Спаситель. Семиярусная колокольня с часами и верхушкой в виде луковичного купола восстановлена в 2010 году.
Для колокольни отлито 15 колоколов, один из них – стопудовый. Подземный храм Константина и Елены, уходящий на 6 метров под землю, примыкает к храму Воскресенья. В Иерусалиме подобная церковь вырублена в скале. В Подмосковье ее окружили рвом, чтобы уберечь от разрушения сыростью.
Крепостные стены
Строительные работы в монастыре, остановившиеся после ссылки Никона, возобновились во времена правления Федора Алексеевича, ученика Никона. Царь приписал Новому Иерусалиму 20 монастырей и пожаловал новые земли, активно участвовал в благоустройстве обители.
В 1861 году опального тяжело больного патриарха Никона Федор Алексеевич вернул из ссылки. Удрученный годами опалы, Никон скончался в пути. Тело патриарха погребено в Воскресенском соборе в приделе Иоанна Предтечи под Голгофой. В конце XVII века деревянная ограда вокруг монастыря по царскому указу заменена крепостной стеной.
Каменная стена вокруг монастыря высотой 9 м., шириной – 3 и протяженностью 920 метров. Углы и изломы скрасили семь однотипных башен. Западные ворота украшала восьмая, Елизаветинская башня. Башни новоиерусалимского комплекса – обычный художественный элемент русских оград, без защитной функции, имеют палестинские названия: Гефсиманская, Дамасская, Сионская, Давидов дом, Входоиерусалимская.
У одной из башен по периметру стены – осиновая крыша, напоминание о предательстве, ведь Иуда после своего преступления повесился на осине. Трехпролетная арка Святых Ворот увенчана церковью Входа Господня в Иерусалим, вертикальная конструкция которой смотрится торжественно и строго.
Палаты Нового Иерусалима
По пути к реке – скит патриарха Никона. Здесь жил опальный патриарх, уединенно молился, ходил на рыбалку, принимал гостей, омывая им ноги.
Два нижних этажа четырехэтажного здания – служебно-хозяйственные помещения. На третьем этаже – приемная комната патриарха и церковь Богоявления Господня. На плоской крыше скита – восьмигранная церковь апостолов Петра и Павла, миниатюрная звонница и небольшая келья с местом для сидения из камня.
Западная часть ансамбля представлена палатами – Трапезными, Архимандричьими, Больничными, Кузнечными, Караульными, объединенными в целостную постройку, которую украшают белокаменные наличники, освежающие огромные окна полуциркулярной формы.
От храма Константина и Елены 33 ступени, изготовленные по числу земных лет жизни Христа, ведут вниз к Святому источнику. В годы богоборчества вода в нем мгновенно исчезла, будто в наказание за издевательство над верой и храмами. Источник возродился сам после того, как службы в заброшенном монастыре возобновились.
Храмы и постройки монастыря
- Воскресенский собор.
- Церковь Рождества Христова.
- Надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим.
- Церковь Константина и Елены.
- Палаты царевны Татьяны Михайловны.
- Братские корпуса.
- Настоятельские покои.
- Башни и стены ограды.
- Келейный корпус.
- Святой источник.
- Скит патриарха Никона.
- Церковь Богоявления Господня.
Новая церковь Рождества Христова возведена в два этажа в стиле барокко. Внизу – храм для богослужений, вверху – светлое помещение с окнами в 2 яруса.
Надвратная церковь построена в виде восьмерика на четверике и стоит на воротах с тремя пролетами, каждый из которых именуют по-своему: Красные ворота, Вход Иисуса в Иерусалим, Въездные ворота.
Над Красными воротами – изображение Христа. Арки поддерживаются колоннами, украшенными зубчатым орнаментом. В позолоченном резном иконостасе – иконы «Воскрешение Лазаря» и «Иисус с учениками в доме Лазаря».
Церковь Константина и Елены – подземная церковь, уходящая в землю на 6 метров, прообраз того места, где был найден Животворящий Крест Господень. Римский император Константин объявил христианство официальной религией, его мать Елена, распространяла христианство и организовала раскопки в иерусалимской пещере, где был погребен Иисус Христос.
Там нашли крест, на котором распяли Спасителя, на месте пещеры Елена повелела устроить церковь. В церкви Подмосковья – большой иконостас чеканной работы с образами Иисуса Христа и Богородицы. Выше – Голгофский Крест с молящимися по краям Константином и Еленой.
Возрождение и современность
В 1919 году монастырь был закрыт. С 1921 года на территории монастыря работало два музея. В 1941 году Воскресенский собор фашисты взорвали. Крест рухнул на землю, но не сгорел, хотя вокруг полыхал пожар. После взрыва собора кувуклия с Гробом Господним тоже уцелела. В 1959 году пострадавший монастырь восстановили, и музей возобновил работу.
В июле 2008 года монастырь посетили Президент России Дмитрий Медведев и патриарх Алексий II, после чего был создан Фонд по восстановлению монастыря. В 1994 году Воскресенский Новоиерусалимский собор вернули церкви, а музей открыли в новом здании, по соседству. В 2016 году восстановление, на которое потрачено 10 миллиардов рублей, окончательно завершено, обновленный красивый собор радует прихожан.
В монастыре проводятся экскурсии, работает воскресная школа для детей и взрослых, гостиница для паломников. В 44 церквах монастыря поочередно идут службы. У кувуклии с Гробом Господним всегда стоит очередь. Здесь оставлена часть старого настила из булыжника, по которому ходил патриарх Никон и царь Алексей Михайлович.
Патриарх объявил, что обитель должна развиваться как центр духовно-воспитательной работы. С этой целью активизируется работа по сохранению и расширению архитектурно-художественного музея на территории монастыря.
В музее – 180 тысяч единиц разнообразных экспонатов архитектурных, исторических, этнографических и художественных коллекций. Шедевры Айвазовского, Шишкина и Левитана, Пикассо и Кустодиева, Дюрера, Фалька и Фаберже. В музее устроена постоянная экспозиция «Русское искусство. Церковное и светское искусство XVI-начала XX веков.» Здесь собраны предметы живописи, иконостасы, скульптуры, мебели и декоративно-прикладного искусства.
В экспозиции «Особая кладовая» – предметы декоративно-прикладного искусства из драгоценных металлов XVI -XX веков: шитье, предметы церковного обихода, произведения русских мастеров из эмали бытового серебра.
Отдельная экспозиция посвящена предметам из монастырских храмов и ризниц, материалам архитектурных раскопок и экспонатам музея памяти патриарха Никона. В музее представлены богословские книги и рукописи, зарубежные и русские иконы, картины и фрески, коллекция оружия.
Рядом с музеем – Гефсиманский сад и парк, где расположена конная школа, здесь можно прокатиться на лошади. Музей деревянного зодчества сохранил в первозданном виде деревенские подворья, бани и мельницы.
Святыни и монастырский некрополь
- Главная святыня – Гроб Господень находится в кувуклии, небольшой купольной часовне.
- Голгофа с крестом, то место, где распяли Иисуса. Внутри – кипарисовый крест, который патриарх Никон заказал в Палестине.
- Икона «Господь Вседержитель».
- Фрагмент омофора Никона – одеяние для епископа с изображением Иисуса Христа, благословляющего верующих.Сделан из атласа, расшитого золотом. серебром и шелковыми нитями.
- Разборная модель иерусалимского храма, сделанная из слоновой кости и кипариса и доставленная в Москву в 1649 году из Иерусалима патриархом иерусалимским Паисием.
- Антиминс XVII века – небольшой льняной плат с вшитой в него частицей мощей с изображением погребения Христа. Плат священ Никоном для свершения Божественной Литургии.
- Дарохранительница святой Марии Магдалины – святой сосуд из золоченого серебра для хранения Крови и Тела Иисуса.
- Чудотворная икона Божьей Матери «Троеручница», присланная патриарху Никону из Афона в 1663 году.
- Икона Господа Вседержителя с припавшими к Нему митрополитом Московским Филиппом и патриархом Никоном.
Рядом с церковью Константина и Елены – монастырский некрополь. Здесь погребен прах патриарха Никона, дьякона Н.Никитина, Ивана Шушарина, биографа патриарха Никона. Также здесь погребены члены семей, владевшие окрестными землями возле монастыря, – Бестужевы, Самарины, Нащокины, Оленины, Загряжские, Сухово-Кобылины, жена и сын А.В. Суворова.
Видео: прогулка по монастырю и музейно-выставочному комплексу