Содержание статьи
Аничков мост – самая изящная переправа в Санкт-Петербурге через Фонтанку
Аничков мост в Санкт-Петербурге
Немного о названии
Название моста никак не связано с именем Анна, Анечка. Скорее наоборот, его назвали в честь мужчины — подполковника Аничкова М. О., который и построил переправу. Его батальон располагался за Фонтанкой в небольшой финской деревушке, которую впоследствии именовали Аничковой слободой.
В 1739 году императорским указом мост назвали Невским, но уже через 8 лет он получил современное название.
Интересный факт! Именовать мост Аничкиным — неправильно, хотя в XIX и начале XX века такой вариант встречался. Однако один из внимательных потомков подполковника оспорил этот вариант в городской управе. С тех пор мост безоговорочно стал Аничковым.
История Аничкова моста
В истории Аничковой переправы через реку Фонтанку выделяют несколько этапов.
Деревянный мост
Деревянный Аничков мост возвели через Фонтанку по указу Петра I в 1715 году. Это была многопролетная балочная конструкция на свайных опорах шириной около 6,5 м. Для прохода судов в одном из пролетов моста были предусмотрены подъемные щиты. Их убирали и ставили на место вручную.
Почти за полвека деревянный Аничков мост неоднократно реставрировали, перестраивали, усиливали. А в 1744 году его оснастили разводными железными механизмами.
Каменный мост
В середине XVIII века Петербург активно застраивали каменными домами и сооружениями. Не стала исключением и территория Фонтанки. Набережные замостили камнем, сделали спуски к воде, а берега объединили каменными мостами с деревянными судоходными пролетами. Подъем разводных частей осуществлялся с помощью тяжелых цепей.
С этого времени сохранилось лишь два моста — Ломоносова и Старо-Калинкин. Аничков мост был полностью перестроен.
Современный мост
В 1839 году возникла необходимость расширить Аничков мост, так как возросла активность движения по Невскому проспекту. Проект нового сооружения разработал И. Ф. Буттац. Все строительные работы завершили за рекордные полгода.
Уже в 1843 году в конструкции моста были обнаружены серьезные дефекты, повлекшие за собой деформацию сводов. Разрушения планомерно фиксировались вплоть до 1902 года! Именно тогда ограничили нагрузку на мост — не более 600 пудов или 9,82 тонн.
С 1904 и до 1908 года под контролем специально сформированных комиссий производился ремонт Аничкова моста, его усиление. Там проложили трамвайные пути, организовали освещение. Но во время блокады Ленинграда мост сильно пострадал, а в 1951 году по нему прекратили движение трамваев.
Интересный факт! Во время Второй мировой войны коней снимали с постаментов и в целях сохранности закапывали в саду на территории Аничкова дворца.
В 1991 году Аничков мост в Санкт-Петербурге начали реставрировать, а в 2007-2008 году провели его капитальный ремонт.
Конструктивные особенности
Аничков мост в Санкт-Петербурге — это трехпролетное сооружение из кирпича и бутового камня, облицованное гранитными плитами. Длина среднего пролета — 12,5 м, боковых — 12,6 м. Ширина восьмиполосной проезжей части — 31,9 м, однако мост предназначен для движения не только автотранспорта, но и пешеходов. Для этого конструкция сооружения предусматривает наличие тротуаров, вымощенных гранитными плитами красного цвета.
Резные ограждения выполнены из чугуна. На одних секциях изображены композиции с русалками, на других — с дельфинами и морскими коньками. В нескольких местах чугунные перила разделены мощными гранитными тумбами.
По большому счету, Аничков мост можно было бы считать обычным элементом городского пейзажа, если бы не украшающие его скульптурные группы «Укрощение коня человеком». Их автором стал скульптор П. К. Клодт.
Скульптурные группы с лошадьми
Петр Клодт был увлеченным творчеством и очень талантливым человеком. Его всегда интересовали лошади, красота их движений. Часами наблюдая за этими животными, он постарался передать их грацию в скульптурах на Аничковом мосту.
Всего их четыре, и они олицетворяют этапы укрощения коня человеком:
- Поверженный водничий, с трудом удерживающий разъяренного и вздыбленного коня. Его попона почти скинута, а копыта готовы в любой момент ударить юношу.
- Водничий, стоя на одном колене, почти накинул на коня его попону. Он уже слегка осадил животное и выглядит увереннее.
- Водничий поднялся с колен. Ему больше не нужно прикладывать много усилий, чтобы сдерживать коня.
- Водничий уверенно держит укрощенного коня. Он подчинился юноше и позволил укрыть себя попоной.
История появления скульптур на Аничковом мосту Санкт-Петербурга довольно непростая. Изначально его должны были украшать статуи не только коней, но и быков. Впоследствии от идеи отказались, как отказались от установки скульптурных групп на набережной Адмиралтейства.
Интересно, что фигуры коней были отлиты несколько раз, так как скульптуры неоднократно дарили — в Берлин, Сицилию. Позже их копии отправили в Петергоф, Стрельну, усадьбу Голицыных.
Обратите внимание! Два коня, движение которых направлено в сторону Адмиралтейства, подкованы, а два других — нет. Это связано с тем фактом, что на территории нынешней площади Восстания действительно можно было подковать коней. Такая вот ненавязчивая реклама-указатель.
Мифы и легенды
Аничков мост имеет богатую историю и окружен множеством легенд, мифов. Некоторые из них:
Верить или нет в эти городские легенды — дело каждого. Но мало кто может оспорить красоту коней, украшающих Аничков мост в Санкт-Петербурге.
На мосту всегда много пешеходов, фотографирующихся на фоне Фонтанки, городских пейзажей и знаменитых скульптур. Нередко там прогуливаются небольшие экскурсионные группы. Переход судов в настоящее время под мостом запрещен.
Видео: переправа через Фонтанку