Содержание статьи
Большеохтинский мост в Санкт-Петербурге – украшение Невы и важнейшая переправа
Тип сооружения:мостРазмеры:длина 335 м, ширина 23,5 мСтрана: РоссияНаселенный пункт: Санкт-ПетербургНачало строительства/дата открытия: 1901/1911Архитектор: Г.Г. КривошеинОригинальное название: Большеохтинский мост
Большеохтинский мост в Санкт-Петербурге
История
Еще в девятнадцатом веке появилась необходимость соединить исторический центр Санкт-Петербурга с быстро развивающимся Охтинским районом. Из-за перевозчиков, которые не хотели потерять свой доход, проектирование долго срывалось. Но в 1900 году работы по проектированию все же начались. Толчком к ускорению строительства переправы на Охту стал несчастный случай – затонуло судно “Архангельск”, осуществлявшее перевозку людей.
Проект моста, выполненный Г. Г. Кривошеиным в соавторстве с военным инженером В. П. Апышковым, был утвержден в 1907 году, а в 1911 он был торжественно открыт. Отличительная черта Большеохтинского моста – гигантские размеры и средний разводной пролет длиной 48 метров.
Благодаря высокому качеству использованных при сооружении моста материалов и процесса строительства ремонтные работы потребовались только в 1971 году. Плановые ремонтные работы проводились неоднократно и в конце XX – начале XXI века.
Особенности
Большеохтинский мост – трехпролетный металлический. Боковые пролеты сквозные клепаные арочной формы, выполнены из металла, проезжая часть расположена по нижнему поясу, длина – 136 метров. Центральный пролет поворотный двукрылый. Крылья вращаются вокруг горизонтальных осей и раскрываются наверх.
Левобережный устой опирается на свайное основание, другие опоры имеют кессонные основания и облицованы гранитом. С левой стороны предусмотрены спуски к воде, с правой стороны они тоже были, но были снесены при строительстве автомобильной трассы по Малоохтинской набережной.
Въезды на мосты имеют вид металлических порталов, ригели выполнены по кривой. На стойках-пилонах заметны вертикальные прорези и улиткообразные держатели. К ним подвешены удлиненные плоские фонари, благодаря которым ночью мост выглядит феерично и волшебно.
Общая длина Большеохтинского моста – 335 метров, ширина – 23,5 метра. Мост открыт для автомобильного движения и сегодня является одной из главных достопримечательностей города.
Башни Большеохтинского моста
С обоих концов разводного пролета расположены башни Большеохтинского моста, облицованные гранитом. Они выполнены в виде маяков, а стены возведены выше крайних ферм и увенчаны четырехгранными фонарями кубической формы. К одной из сторон башен пристроены низкие полубашенки с остроконечными полукуполами, сочетающие в себе романский стиль и модерн.
На стенах башен можно видеть шесть бронзовых досок, на которых читаются имена строителей моста. В башнях находятся механизмы, отвечающие за разводку Большеохтинского моста.
Длительное время башни моста, которые являются его главным украшением, были закрыты. Но после продолжительных ремонтных работ и в честь столетнего юбилея моста одну из них открыли для посещений. Внутри нее крутая винтовая лестница и небольшая смотровая площадка.
Транспорт
По мосту ходят троллейбусы и автобусы, до 2005 года существовало также трамвайное движение.
Подсветка
Торжественное открытие художественной подсветки Большеохтинского моста состоялось в ноябре 2000 года, спустя 10 лет она была обновлена. Для организации освещения использовано более 1300 светильников.
Интересные факты