Большеохтинский мост в Санкт-Петербурге: конструктивные особенности и история

Большеохтинский мост в Санкт-Петербурге – украшение Невы и важнейшая переправа

Тип сооружения:мостРазмеры:длина 335 м, ширина 23,5 мСтрана: РоссияНаселенный пункт: Санкт-ПетербургНачало строительства/дата открытия: 1901/1911Архитектор: Г.Г. КривошеинОригинальное название: Большеохтинский мост Большеохтинский мост в Санкт-Петербурге: конструктивные особенности и история

Большеохтинский мост в Санкт-Петербурге

История

Еще в девятнадцатом веке появилась необходимость соединить исторический центр Санкт-Петербурга с быстро развивающимся Охтинским районом. Из-за перевозчиков, которые не хотели потерять свой доход, проектирование долго срывалось. Но в 1900 году работы по проектированию все же начались. Толчком к ускорению строительства переправы на Охту стал несчастный случай –  затонуло судно “Архангельск”, осуществлявшее перевозку людей.

Большеохтинский мост в Санкт-Петербурге: конструктивные особенности и история

Проект моста, выполненный Г. Г. Кривошеиным в соавторстве с военным инженером В. П. Апышковым, был утвержден в 1907 году, а в 1911 он был торжественно открыт. Отличительная черта Большеохтинского моста – гигантские размеры и средний разводной пролет длиной 48 метров.

Большеохтинский мост в Санкт-Петербурге: конструктивные особенности и история

Благодаря высокому качеству использованных при сооружении моста материалов и процесса строительства ремонтные работы потребовались только в 1971 году. Плановые ремонтные работы проводились неоднократно и в конце XX – начале XXI века.

Особенности

Большеохтинский мост – трехпролетный металлический. Боковые пролеты сквозные клепаные арочной формы, выполнены из металла, проезжая часть расположена по нижнему поясу, длина – 136 метров. Центральный пролет поворотный двукрылый. Крылья вращаются вокруг горизонтальных осей и раскрываются наверх.

Левобережный устой опирается на свайное основание, другие опоры имеют кессонные основания и облицованы гранитом. С левой стороны предусмотрены спуски к воде, с правой стороны они тоже были, но были снесены при строительстве автомобильной трассы по Малоохтинской набережной.

Большеохтинский мост в Санкт-Петербурге: конструктивные особенности и история

Въезды на мосты имеют вид металлических порталов, ригели выполнены по кривой. На стойках-пилонах заметны вертикальные прорези и улиткообразные держатели. К ним подвешены удлиненные плоские фонари, благодаря которым ночью мост выглядит феерично и волшебно.

Большеохтинский мост в Санкт-Петербурге: конструктивные особенности и история

Общая длина Большеохтинского моста335 метров, ширина – 23,5 метра. Мост открыт для автомобильного движения и сегодня является одной из главных достопримечательностей города.

Башни Большеохтинского моста

Большеохтинский мост в Санкт-Петербурге: конструктивные особенности и история

С обоих концов разводного пролета расположены башни Большеохтинского моста, облицованные гранитом. Они выполнены в виде маяков, а стены возведены выше крайних ферм и увенчаны четырехгранными фонарями кубической формы. К одной из сторон башен пристроены низкие полубашенки с остроконечными полукуполами, сочетающие в себе романский стиль и модерн.

На стенах башен можно видеть шесть бронзовых досок, на которых читаются имена строителей моста. В башнях находятся механизмы, отвечающие за разводку Большеохтинского моста.

Длительное время башни моста, которые являются его главным украшением, были закрыты. Но после продолжительных ремонтных работ и в честь столетнего юбилея моста одну из них открыли для посещений. Внутри нее крутая винтовая лестница и небольшая смотровая площадка.

Транспорт

Большеохтинский мост в Санкт-Петербурге: конструктивные особенности и история

По мосту ходят троллейбусы и автобусы, до 2005 года существовало также трамвайное движение.

Подсветка

Большеохтинский мост в Санкт-Петербурге: конструктивные особенности и история

Торжественное открытие художественной подсветки Большеохтинского моста состоялось в ноябре 2000 года, спустя 10 лет она была обновлена. Для организации освещения использовано более 1300 светильников.

Интересные факты

  • Мост несколько раз менял имена. В 1911 году он носил имя Императора Петра Великого, после революции назывался Большеохтенским, а в 1956 с появлением новых правил орфографии он стал Большеохтинским.
  • Открытие моста было приурочено к 200-летнему юбилею Полтавской битвы.
  • Говорят, что среди миллиона заклепок, использованных для возведения моста, есть одна золотая, закрашенная под цвет всех остальных.
  • Мост включен в реестр объектов культурного наследия России.
  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *