Содержание статьи
Большой Москворецкий мост — достопримечательность и транспортная артерия российской столицы
Большой Москворецкий мост в Москве
История развития переправы
Большой Москворецкий мост построили на месте одной из старейших городских переправ.
Еще в 1498 году в этом месте через Москву-реку появился наплавной мост. От капитального сооружения долго отказывались в целях безопасности, так как широкая городская река была серьезным препятствием для вражеских войск. Только в конце XVIII века два берега соединили свайной деревянной конструкцией.
Когда новый мост перестал справляться с возросшим грузопотоком, его заменили на более надежное сооружение. В 1833 году через Москву-реку построили трехпролетный деревянный мост на каменных промежуточных опорах.
В 1870 году деревянные пролеты сгорели и их заменили на металлические. Инженером-проектировщиком выступил Струве А. Е. Пролеты были изготовлены на Коломенском заводе.
В 1935 году руководством страны был принят Генеральный план реконструкции Москвы. Он затронул и мосты через главную городскую реку. Нужно было скорректировать их направляющие и увеличить высоту для прохождения судов.
Проектом Большого Москворецкого моста занимались:
Строительство заняло 2 года и длилось с 1936 по 1938 год.
Конструктивные особенности Большого Москворецкого моста
Большой Москворецкий мост — это трехпролетная арочная переправа длиной 490 м. Два боковых пролета — береговые, под ними проложены пешеходные набережные. Центральный пролет — русловый, под ним по Москве-реке проходят речные суда.
Еще немного технических характеристик сооружения:
Ограждением моста служат массивные каменные парапеты. На их протяжении устроено несколько балконов, с которых пешеходам удобно любоваться панорамой города.
Фасады пролетов облицованы красивым розовым мрамором, который гармонирует с красностенным Кремлем. Единственным их украшением служат лепные розетки по бокам промежуточных опор.
Капитальный ремонт моста
С момента возведения Большой Москворецкий мост ни разу не ремонтировали. Не было необходимости. Но в 90-е годы инженеры отметили подъем грунтовых вод, который мог повлиять на несущую способность конструкции. Постепенно ухудшалось состояние облицовки, кое-где потрескались гранитные блоки.
Капитальный ремонт требовал большой подготовки и значительных финансовых затрат, поэтому к нему приступили лишь в октябре 2018 года. К этому моменту мост пришел почти в аварийное состояние.
Работа была непростой, так как Большой Москворецкий мост:
В результате работы велись круглосуточно и постепенно — полосы для автомобильного движения перекрывали частями. К ремонту привлекали монтажников-высотников и специальные речные суда.
На объекте:
В декабре 2019 года работы были завершены досрочно. После реконструкции общий срок службы переправы увеличился еще на один век. По оценкам специалистов Большому Москворецкому мосту еще 25 лет не понадобится капитальный ремонт.
Интересные факты и события
Один из главных мостов через Москва-реку в различные периоды своей «жизни» был изображен на картинах художников. На полотне А. Васнецова это еще наплавная переправа времен Ивана III , а у К. Коровина — Москворецкий мост 1914 года.
До 1961 года вид с Москворецкого моста на Кремль украшал купюру номиналом 100 рублей.
В 1987 году на мосту оказался совершенно неподходящий для него транспорт. Со стороны Красной площади на один из пролетов приземлился легкий одномоторный самолет, которым управлял эксцентричный пилот из Западной Германии — Матиас Руст.
В феврале 2015 года мост стал печально известен в связи со смертью политика Б. Немцова. Его застрелили именно на Большом Москворецком мосту, который теперь в народе нередко называют «Немцов мост». Инициативная группа предложила сделать народное название официальным, но местные власти не поддержали эту идею.
Видео: история в кадрах