Содержание статьи
Императорский мост – важная переправа в Ульяновске с богатой историей
Императорский мост в Ульяновске
Строительство Императорского моста
Мост через реку Волгу в Ульяновске (бывшем Симбирске) построили только в начале XX века. Строительство приурочили к 300-летию царствования дома Романовых, которое пышно отмечалось в России, поэтому мост назвали Императорским.
Летом с одного берега Симбирска на другой переправлялись на пароме через канал, зимой ждали санного пути по льду. Осенью и весной в распутицу связи с другим берегом не было.
В конце XIX века к Симбирску подвели железнодорожные пути. Для переправы через Волгу премьер-министр Петр Столыпин предложил построить железнодорожный мост.
В конце 1910 года император Николай II подписал указ о строительстве моста, выделив огромную сумму – 15 миллионов рублей. Российские газеты писали, что это крупнейший мост Европы.
Особенности возведения сооружения
Автор проекта инженер Николай Аполлонович Белелюбский задумал мост как железнодорожную переправу. Строительство, начатое 3 марта 1913 года, протекало с небывалым успехом, завершить его планировали через 2 года.
Здесь применялись новейшие методы работы и современная техника: кессоны – водонепроницаемые камеры, открытые снизу, внутри которых дно реки освобождается от воды. А также – мостовые краны, компрессоры и экскаваторы. Сварка не использовалась: на мосту все крепилось заклепками, которых понадобилось больше миллиона штук.
На строительстве применяли ручной труд 3700 рабочих, кроме жандармов и охранников моста, технического надзора и речной охраны. За время строительства моста, который с гордостью показывали иностранцам, ни один рабочий не пострадал.
Материалы везли со всей России по специально проложенной к месту строительства узкоколейке. Стальные конструкции изготавливали в Донецке, а гранит для облицовки опор везли с Урала. Ввод Императорского моста в эксплуатацию задержали два происшествия.
Происшествия во время строительства
7 июля 1914 года по неосторожности рабочих случился пожар. В кучу сухого хвороста упала раскаленная добела заклепка. Своими силами предотвратить пожар рабочие не сумели. На площади 10 соток разлилось море огня, который переплавил в бесформенную массу пролетные строения из кованого железа, и мост обрушился. Ущерб, который некому было возмещать, исчислялся 2 миллионами рублей.
29 мая 1915 года со стороны правого берега Волги произошел оползень, который разрушил 8 построенных опор и железнодорожные пути. На восстановление ушло 18 месяцев.
Через 1307 дней после начала строительства, 5 октября 1916 года сооружение, названное «Мост Императорский Его Величества Николая II» сдали в эксплуатацию. Праздничное катание по мосту и высокопоставленных особ, и рядовых горожан продолжалось до вечера. После революции 1917 года Императорский мост стал мостом Свободы, хотя чаще его называли Ульяновским
Реконструкции в разные годы
В 50-х годах при строительстве Куйбышевской ГЭС и образовании водохранилища уровень судоходного горизонта в Волге увеличился на 8 см, поэтому мост перестроили. Укрепили опоры и переход, сооружение удлинили и устроили 2 автомобильные полосы. Обновленный мост открыли в 1958 году.
Для реконструкции в новом стиле Императорский мост (историческое название вернули в 2009 году) закрыли с 2003-2010 годы. Строительная компания «Мост» заменила новыми дореволюционные конструкции моста, отремонтировали опоры и устои.
В августе 2016 года, перекрыв движение помосту с 9 вечера до 5 часов утра уложили щебеночно- мастичный асфальтобетон.
Осенью 2009 года в 5 км выше по Волге открыли автодорожный мост, который строили с 1986 года и назвали Президентским. Императорский мост с тех пор в народе стали называть Старым.
Технические характеристики Императорского моста
- Мост балочной конструкции.
- Длина сооружения – 2111 метров.
- Длина основного пролета– 158,5 м.
- По мосту проходит Куйбышевская железная дорога и автомобильное сообщение в 2 полосы, в том числе – движение городского общественного транспорта.
- По сторонам моста – консоли ЛЭП.
- Глубина Волги с северной стороны моста – 26 м, с южной стороны – 32,4 м.
- Глубина в районе судоходного пролета моста – 26,1м.
- Габаритная высота судоходного пролета – 13,8 м. Это самый малый габарит среди волжских мостов.
Авария с крушением теплохода
5 июня 1983 года прогулочный теплоход «Александр Суворов» из-за халатности экипажа на полном ходу зашел в несудоходный пролет и ударился о мост надстройкой судна.
Удар мгновенно срезал верхнюю палубу и кинозал, забитый людьми. Пролет моста и железнодорожное полотно сместились на 40 см в то время, когда по мосту со скоростью 70 кмчас шел грузовой поезд. 11 из 53 вагонов состава сошли с рельсов.
На теплоход обрушились бревна, уголь, упала цистерна с бензином. Живые люди тонули под грохот и крики. Много раненых на корабле в больницах не удалось спасти: угольная крошка, попадая в раны, окрашивалась кровью и становилась невидимой, неся смерть.
Суд приговорил капитана корабля к 9 годам лишения свободы. Теплоход и мост восстановили. В память о жертвах трагедии перед мостом с северной стороны правого берега Волги 31 мая 2000 года установили железный 12-метровый православный крест.
Видео: Императорский и Президентский мосты