Содержание статьи
Чем интересен и уникален мост через реку Казари в Эстонии – история и современность
Мост через р. Казари (Казарген) в Эстонии
Арки со сплошными стенками и со сквозным надарочным строением — начали применяться в начале 20 века. Правда, поначалу предпочтение отдавалось аркам со сплошными стенками: очевидно, они благодаря своему более массивному абрису казались тогда проектировщикам более надежными, к тому же не требовали столь сложной опалубки, как арки со сквозным надарочным строением.
Арки со сплошными стенками были применены в 1904 г. при строительстве Трамвайного моста через Терек во Владикавказе (ныне Орджоникидзе), состоящего из трех пролетов по 22,3 м, трехпролетного гужевого моста через р. Саксагань в селе Веселые Терны Екатеринославской губернии (три пролета по 18,2 м, построен фирмой «Рудницкий и Орпишевский») и однопролетного моста в деревне Вольновке Саратовской губернии (пролет около 21 м). Фасады тимпанов арок во всех этих мостах были расчленены филенками.
Наиболее крупное сооружение с арками, имеющими сплошные стенки (их тогда называли «мосты с ребристыми арками»),— многопролетный мост через р. Казари (Казарген) в Эстонии. Мост перекрывает реку тринадцатью пролетами — тогда это был самый длинный железобетонный мост в Европе.
Мост сооружен фирмами «Томи и Дейчман» (опоры) и «Моникур и Эггер» (железобетонные пролетные строения) в период с января по июль 1904.г. Строительство отличалось хорошей организацией работ и высокими темпами (скорость бетонирования достигала двух пролетов в неделю).
Опоры моста возведены из гранита на цементном растворе. Грубооколотая поверхность блоков усиливала ощущение монументальности сооружения. С верховой стороны быков были сделаны наклонные ледорезы (позднее их поверхность была защищена железобетонными рубашками, нарушившими прежнюю цельность композиции опор).
Каждый пролет состоит из трех арок, объединенных сверху железобетонной плитой проезжей части и поддерживающими ее поперечными балками. Фасады арок в тимпанах расчленены неглубокими филенками. Пространство между арками заполняют железобетонные фасадные стенки опор. Свесы тротуаров поддерживаются .редко расставленными консолями, расположение которых отвечает расположению внутренних поперечных балок.
При всем лаконизме архитектурных форм мост через Казари очень выразителен. Сильное впечатление производит ритм его убегающих вдаль арок, четкий шаг опор, повторенный расположением перильных тумб. Это интересное сооружение взято на учет как памятник архитектуры.
Среди первых мостов другого типа — с надарочным строением из стоек— следует отметить мосты через р..Шевыровку в Саратовском уезде и через р. Томаковку в Кирилловом Броде (Екатеринославский уезд), построенные в 1903 и 1904 гг. Мосты однопролетные, с пролетами по 25,6 м, перекрытыми довольно пологими арками. Устои массивные, с каменной облицовкой.