Содержание статьи
Мост Риальто – украшение Венеции и многозадачный переход через Гранд канал
Мост Риальто в Венеции
Мост, построенный на века
Знаменитый мост Риальто построен в одноименном венецианском квартале рядом с рынком и соединяет районы Сан-Поло и Сан-Марко.
Место пересечения торговых путей
Венеция издавна занимала выгодную территорию, расположенную на границе Византийской империи и государствами франков. Венецианские купцы свободно путешествовали по землям соседних государств, скупали у мореплавателей товары и продавали в Венеции.
Венецию называют городом 400 мостов. Именно столько мостов соединяют островки, составляющие самый романтичный город мира.
В центре города, в квартале Риальто, шла оживленная торговля шелками и драгоценными камнями, изысканными специями и кофе, даже наркотическими веществами. Торговые сделки совершались здесь, на рынке.
С каждым годом наплыв покупателей на рынок увеличивался, и город нуждался в переправе через Большой канал. Торговцы связывали плоты и лодки и с тяжелыми корзинами переправлялись через канал, прыгая с лодки на лодку. Часто неустойчивая конструкция переворачивалась, и переправа заканчивалась трагедией.
Первые деревянные мосты
Первый мост через Большой канал построили в 1181 году. Понтонную переправу называли Монетным мостом: за переправу, устроенную близко к Монетному двору, брали деньги.
С восточной стороны моста разрастался рынок Риальто, так же назвали и построенный здесь мост. Несмотря на плату, переправа пользовалась большим спросом, но понтоны не справлялись с нагрузкой.
Через 100 лет плавучую конструкцию заменили деревянной: мост расходился в центральной части, пропуская идущие по каналу суда. Сваи быстро гнили в воде, мост часто восстанавливали, а в 1310 году его сожгли мятежники.
Переправу восстановили, но в 1444 году мост рухнул под тяжестью собравшихся здесь людей: болельщики следили за лодочными гонками гондольеров. После неоднократных ремонтов деревянная конструкция в 1524 году обрушилась снова. Тогда правительство республики принимает решение строить новый каменный мост.
Проект новой переправы
На разработку проекта каменного моста власти объявили конкурс. Среди претендентов, в числе которых был сам Микеланджело, состязание выиграл никому не известный 75-летний Антонио де Понте.
Мост, предложенный зодчим, опровергал устоявшиеся представления об архитектурной гармонии. Сооружение с одной аркой, вопреки многоарочным конструкциям, именитые архитекторы считали старческим маразмом и говорили, что нелепая безвкусица развалится недостроенной.
Критики утверждали, что единственная арка столь тяжелой конструкции должна быть выше задуманных де Понте семи метров. В 1591 году проект престарелого архитектора претворили в жизнь, и с тех пор изящный ажурный арочный мост украшает Гранд канал Венеции.
Конструктивные особенности
Строительство нетрадиционной конструкции длилось три года (1588-1591). Мост выдержал проверку временем, до 1854 года оставаясь единственной мостовой перемычкой через Гранд канал, пережив недоброжелателей. По сей день мост Реальто – чудо инженерного искусства и памятник человеческому гению.
Материалы и украшения
Мост сложен из камня и перекинут через самую узкую часть канала длиной 28 метров. Сегментный арочный мост опирается на 2 основания, установленные на сваи. Для создания мостовых опор в проблемное дно канала вбили 12000 свай, которые держат не только мраморную отделку и пешеходов, но и 24 сувенирные лавки.
Длина Риальто – 48 метров, по длине моста – галереи с торговыми рядами. Две половины мостового перехода сходятся в центре под заметным углом. Подъем и спуск – по ступеням широкой каменной лестницы. Мост исключительно пешеходный, не разводной, но под ним свободно проходили торговые суда.
Сооружение украшено барельефами, мощная арка и галереи создают ажурный воздушный вид. Облицованный белым мрамором, мост удивительно вписался в облик города. На самом верху под двумя арками – смотровая площадка: отсюда виден уходящий вдаль Большой канал – главная «улица» города, и вереница старинных особняков.
Мост Реальто в цифрах
Туристический объект
Жизнь на мосту кипит и днем, и ночью: ежегодно через мост проходит 20 миллионов человек. По обе стороны – кафе, рестораны и бары.
По Гранд каналу снуют гондольеры, приводя в восторг гостей города. Считается, что, проплывая на гондоле под аркой старого моста, влюбленные должны обязательно поцеловаться – это залог долгой и счастливой любви.
Любители более безопасного отдыха катаются на маленьких речных трамвайчиках. Поговаривают, что здесь раньше купались, и туристы лицезрели плавающего под мостом лорда Байрона.
Недалеко от моста уже в 7 утра открываются магазинчики, где продают все, начиная от рыбы и свежих фруктов до дорогих украшений и шикарных шуб. Единственное неудобство – слишком завышены цены, но это индивидуально.
Видео: прогулка по мосту и под ним