Содержание статьи
- 1 История и проблемы строительства дамбы в Санкт-Петербурге
- 2 Дамба в Санкт-Петербурге
- 3 Долгий путь к дамбе
- 4 Сотни наводнений за 308 лет
- 5 Научное объяснение возникновения катастроф
- 6 Строительство дамбы в советское время
- 7 Протесты «антидамбистов»
- 8 Характеристика КЗС Санкт-Петербурга
- 9 Видео: будни дамбы Кронштадта
История и проблемы строительства дамбы в Санкт-Петербурге
Дамба в Санкт-Петербурге
Долгий путь к дамбе
Задолго до того, как Петр Великий принял свое окончательное решение: «Здесь будет город заложен!», – люди знали о коварстве Балтийских вод, способных затопить устье Невы. Они строили свои жилища дальше от дельты, куда наводнения не доходили.
Предпосылки сооружения дамбы
По преданию, во время строительства города в районе Заячьего острова к царю пришел финский мудрец и поведал о том, что вода в этих местах поднимается до кроны высокого дуба. При этом указал на растущее недалеко мощное дерево.
Разгневанный неприятной новостью, Петр Первый приказал предсказателя повесить, а дуб спилить. Но уже через 3 месяца 20 августа 1703 года произошло страшное стихийное бедствие, когда люди могли передвигаться по улице только на лодках.
Злая вода мгновенно унесла весь лес для строительства и сильно напугала жителей. Вопреки всему возведение Петербурга продолжилось. Инженеры получили от царя указ о защите будущей столицы от подтопления.
Гениальный проект инженера Базена
Следуя указу, обрусевший француз, инженер Пьер Доменик Базен разработал проект для защиты города от наводнений. План включал строительство каменной дамбы поперек Финского залива с проходами для судов, шлюзами и водосливами.
Проект, который мог бы решить все проблемы, оказался утопическим: технологии той эпохи не позволяли решать такие сложные задачи. В результате была сделана только насыпь территории Васильевского острова.
Сотни наводнений за 308 лет
За свою историю Санкт-Петербург испытал более 300 наводнений, при которых уровень воды превышал уровень Балтийского моря на 3,2 метра. Исследования ученых показали, что в Северной столице могут возникнуть наводнения с уровнем воды до 5.4 метра. Первоначально считалось, что в затоплениях виновата невская вода.
Самыми опасными и частыми являются осенние и зимние наводнения. Они создают в акватории Финского залива обширное ледовое поле, которое рушит сильнейший ветер. Вырастает мощная ледовая стена.
Во время самого страшного наводнения в ноябре 1824 года были разрушены 462 дома, повреждено – 3682, утонули 500 человек, многие пропали без вести. Их тела унесло в Финский залив.
Размыло городское кладбище, гробы прибило к дверям домов. Бурная река текла по Невскому проспекту. Этой катастрофе посвящен «Медный всадник» А.С. Пушкина.
Характерной чертой таких наводнений является очень быстрый подъем воды в течение 2 часов. Эта крупнейшая катастрофа подвигла ученых к изучению механизма возникновения и развития наводнений.
Научное объяснение возникновения катастроф
Новые исследования подтвердили, что злая вода поступает в Петербург из Балтийского моря и Финского залива. Возникает это в результате сложного взаимодействия метеорологических и гидрологических процессов.
В районе Исландии, где теплое течение Гольфстрим встречается с холодными водами Арктики, рождается циклон. Океан вспучивается, сильный штормовой ветер начинает гнать волну в сторону Балтийского моря.
Эти, так называемые нагонные волны огромной разрушительной силы, проходят через Финский залив, докатываясь до дельты Невы и Санкт-Петербурга.
Длинная волна в сочетании с ветром вызывает кратковременные резкие подъемы уровня воды в Финском заливе и дельте Невы. Разрушительная сила волн так велика, что зимой сдвигает лед и образует торосы до 6-8 метров. Возникает своеобразный мини-циклон.
Строительство дамбы в советское время
Разобравшись в причине наводнений, решено было строить защитную дамбу. В основу проекта положили идею Пьера Базена.
В 1974 году начались предварительные работы. Построили дорогу от острова Котлина, на котором расположен Кронштадт, до материка.
Строительство комплекса защитных сооружений началось в 1979 году после очередного катастрофического наводнения, прошедшего в 1955 году, и закончилось в 2011. Это значит, что к строительству дамбы вернулись лишь через сто лет.
Протесты «антидамбистов»
Ни одно из гидрологических сооружений не вызывало столько споров, недоумений, взаимной критики и амбиций, как это случилось при строительстве КЗС Санкт-Петербурга.
С 1987 года начались активные протесты против строительства дамбы. Протестовали непрофильные ученые: лингвисты, физики-теоретики, писатели, медики, философы, психологи, биологи, опасаясь, что Невская губа превратится в болото.
На КЗС обрушился шквал критических публикаций, сформировалось целое движение «антидамбистов» во главе со знаменитым филологом Д.С. Лихачевым.
Специалисты-гидрологи в этом шквале критики чувствовали себя неуверенно. Был объявлен конкурс для создания проекта по защите города от наводнений.
Из 71 поданного предложения комиссия не одобрила ни одного и предложила продолжать строительство по первоначальному проекту. С 2001 года строительство КЗС Санкт-Петербурга, прекращенное в 90-е годы, было возобновлено.
12 августа 2011 года защитная дамба Санкт-Петербурга была введена в эксплуатацию. Теперь Кронштадт стал доступен для автомобилистов.
Характеристика КЗС Санкт-Петербурга
Комплекс защитных сооружений имеет длину 25,4 м и способен выдержать подъем воды до 5,4 метра.
Технические моменты
Защитная дамба состоит их 2 частей – северной и южной. Она соединяет остров Котлин с берегами Невской губы.
Современный КЗС Санкт-Петербурга состоит:
Водные сооружения оборудованы затворами, которые в обычное время открыты и свободно пропускают воду. При угрозе наводнения затворы закрываются и изолируют город от моря.
Защитные сооружения способны выдержать до 5,15 м воды. Комплекс может быть закрыт только на 48 часов: в Неве копится вода, которую надо выпускать в залив, иначе она зальет город.
Размеры пропускных сооружений внушительны, пролеты 200 метров с глубиной 16м.
Защитная дамба Санкт-Петербурга защищает город от наводнений и служит автомагистралью, являясь частью КАД – кольцевой автодорожной трассы А-118.
Часть этой дороги проходит по огромному тоннелю, расположенному под водой (на верху – судоходный путь). Путешествие по нему напоминает кадры из фантастического фильма.
Длина тоннеля 1361 м. Внутри он облицован жаропрочными керамическими плитами, способными выдержать даже горящий бензовоз. Но плитки очень хрупкие и неустойчивы к удару.
Система работы КЗС
О приближении наводнения узнают заранее, минимум за 60 часов до волны. Гидрометцентр сообщает дирекции КЗС, которая предупреждает администрацию порта о прекращении навигации. Закрываются затворы судопропускных и водопропускных сооружений.
За ситуацией на дамбе с центрального пульта следит целая бригада диспетчеров. На все внештатные ситуации разработано 26 сценариев возможных действий.
Все помещения находятся под постоянным видеонаблюдением. Объект имеет важное стратегическое значение. По дамбе проходят кабели связи подача электричества в Кронштадт, там же – пульт управления затворами дамбы.
Завершение строительства КЗС обеспечило защиту города от наводнений, наладило наземную транспортную связь Кронштадта с материком. За время существования дамба спасла Петербург от трех сильнейших наводнений.
Кроме того, был создан участок кольцевой дороги вокруг Санкт- Петербурга, за счет вывода транзитного транспорта из центра оздоровилась воздушная среда города.
Вокруг дамбы много искусственных островов, на многих из них расположены форты Кронштадта. Много заболоченных территорий. Здесь садятся на отдых стаи перелетных птиц. Их никто не беспокоит, охота в этих местах запрещена.
Видео: будни дамбы Кронштадта