Содержание статьи
Что объединяет и рознит мавзолеи в Узгене: обзор исторического комплекса
Мавзолеи в Узгене
Город Узген, расположенный в восточной части Ферганской долины, был первой столицей государства Караханидов. В Узгене сохранились минарет конца XI столетия и три мавзолея XI—XII веков. Последние являются важнейшими памятниками архитектуры, на которых наглядно прослеживается процесс формирования портально-купольных зданий и развитие художественно-декоративных элементов.
Мавзолеи построены вплотную один к другому, с порталами, вытянутыми в одну линию.
Средний мавзолей (XI век) имел два фасада, богато оформленных узорами из кирпича на орнаментальном штукатурном фоне. По углам мавзолея в четвертях были поставлены колонки, облицованные мелкими кирпичиками. Оба фасада имели входные ниши.
Одинарный купол поддерживался арочными парусами, с пазухами, перекрытыми полукуполом с полуаркой посередине. На уровне парусов стены выложены ложными арками в виде неглубоких ниш. Интерьер был оштукатурен алебастром и покрыт легкой орнаментальной резьбой.
С северной стороны, вплотную к этому мавзолею, построен другой, датированный 1152—1153 годами. Этот памятник интересен (новыми приемами, особенно в разработке формы портала. Портал занимает всю ширину западной стены усыпальницы, выложенной значительно толще других.
По плану портал органически связан с купольной частью, но внешние объемы его и купольной части архитектурно друг с другом не связаны и лишь сопоставлены, причем главенствует портал.
В мавзолее Саманидов купол и кубический объем обработаны одинаково со всех сторон, представляя единство структуры и формы. В северном узгенском мавзолее, где главный фасад выражен одним порталом, этого нет. Архитектурные формы и декор портала говорят о большом мастерстве исполнителей и позволяют отнести этот памятник к шедеврам мировой архитектуры.
По углам портала в четвертях поставлены колонны, облицованные мелким кирпичом с выкладкой несложных узоров. К колоннам примыкает широкий пояс, в форме буквы П, обрамляющий проем портала. Пояс выложен кирпичным коврового характера узором, по штукатурному фону, с легкой резьбой растительного орнамента.
От внутреннего контура пояса начинается заглубление при помощи гладкой кирпичной выкружки с сильным профилем. В контраст выкружке пояс, огибающий нишу, и тимпан над нею выполнены из мелкого кирпича в виде ажурной кладки решетчатым узором из крестиков. Две круглые орнаментированные колонки поддерживают резной архивольт арки с каллиграфической надписью из терракоты.
Покрытые резьбой и обожженные плиты и блоки, изготовленные из лёсса с примесью керамических глин, обладают красивыми оттенками теплых тонов. Рельефные орнаменты и надписи, капители и большие блоки оживают от игры светотени.
Четкие монументальные формы портала северного мавзолея, с деталями, свойственными кирпичному зданию, положили начало характерному среднеазиатскому порталу. Дальнейшее его развитие — портал южного мавзолея, выстроенный в 1186 году. Основные элементы повторяются: угловые колонны, углубленные в кладку, широкий пояс и выкружка, обрамляющие нишу в виде буквы П, стрельчатая ниша, архивольт которой поддерживают две колонны.
На портале северного мавзолея преобладают узор и орнаменты, выложенные из крупных и мелких кирпичиков или вырезанные по алебастровой штукатурке (внутренние поверхности ниши), и в небольшом количестве применяется новый вид декоративной облицовки терракотовыми плитками с различным узором на их поверхности.
Портал южного мавзолея уже почти целиком покрыт терракотой. Узоры на угловых колонках выложены из мелких кирпичиков, широкий пояс имеет облицовку из больших плит, на которых с высоким каллиграфическим искусством вырезаны надписи на орнаментальном фоне.
Надписи окаймлены двумя бордюрами: один из них с геометрическим мотивом на терракотовых плитках, другой — из тесаных шлифованных кирпичиков. Выкружка, с сильным профилем, имеет легкую резьбу с надписью другим шрифтом. Капители и колонны арки сработаны из массивных терракотовых блоков, покрытых резьбою. Архивольт арки имеет рельефную надпись, исполненную в третьем историческом почерке. Боковые стенки ниши и лицевая стена выложены вырезными плитками крупного размера.
Интерьеры гладко оштукатурены и художественной обработки не имеют. Все внимание строителей и художников сосредоточено на декорации порталов.
Резная терракота, замечательный вековечный материал,, позволяющий при помощи резца художника оживить поверхность тончайшими узорами, а каллиграфам записать на века исторические имена, даты и тексты из корана, создала возможность необычайного расцвета декоративного искусства.
Облицовка терракотовыми плитками, прикрепленными к кирпичной кладке, открыла новую страницу в архитектуре. До тех пор декоративные фактуры были связаны с кирпичной кладкой, зависели от нее и выявляли ее сущность. Плиты же, плитки, блоки и разные фасонные части, выполненные из терракоты, создают рубашку-облицовку, независимую от кирпичной кладки и конструкций и совершенно безразличную к основе, которая их поддерживает.
Устанавливается резкая грань между конструктивным кирпичным телом и декоративно-орнаментальной облицовкой, особенно ярко проявившаяся в архитектуре XIV века. Порталы в Узгене, в особенности портал мавзолея 1186 года, послужили прототипами для знаменитых порталов в Шах-и-Зинда.
Орнаментальная резьба, как мы уже видели, применялась в архитектуре Средней Азии и в древнем периоде в виде простых геометрических узоров в глинобитных стенах. Покрывались резьбой деревянные части зданий, колонны и двери. В жилых глинобитных домах и дворцах Афрасиаба, так же как во дворце Варахши, разнообразной орнаментальной резьбой покрывались алебастровые панели.
Терракота в древнем периоде встречалась только в мелких изделиях (статуэтках, оссуариях, очажках и пр.), изготовленных путем резьбы или штампа, и в посуде: чашках, блюдах, кувшинах, светильниках, больших сосудах-хумах для хранения зерна и воды и др. Известные с древности приемы резьбы по высушенной глине при последующем ее обжиге послужили основой для применения резной терракоты в архитектуре и создали почву для расцвета этого вида декоративного искусства.