Содержание статьи
Большой театр – главный храм зрелищ в Москве и России
Большой театр России
Вехи становления театра
17 марта 1776 года – дата основания театра. В это время владелец частной труппы, губернский прокурор князь Петр Васильевич Урусов, получил высочайшее соизволение Екатерины II на руководство увеселительными мероприятиями столицы.
Постановки талантливого коллектива князя Урусова часто радовали императрицу, и с ее разрешения князь возвел на берегу Неглинки, на углу улицы Петровки, деревянное здание театра, прозванное Петровским. Не успев открыться, театр сгорел.
Построить новое здание князю помог обрусевший англичанин Меддокс, успешный антрепренер и артист балета. Трехэтажное кирпичное здание театра обошлось британцу в 130 тысяч рублей серебром.
Здание, простоявшее 25 лет, сгорело 8 октября 1805 года. Архитектор Карл Иванович Росси спроектировал новый театр, а во время его строительства выровняли и замостили Театральную площадь, по которой прежде не было проезда из-за грязи и ям. Деревянный театр не удалось спасти во время пожаров в Москве в 1812 году.
Театр, возникший в 1825 году на месте обгорелых развалин, изумил и восхитил современников. Великолепное громадное здание соединялось с талантом и популярностью артистов. По печальной традиции очередной пожар 11 марта 1853 года оставил только каменные внешние стены.
На этот раз здание восстанавливали 3 года. Работой руководил архитектор Альберт Кавос. Современники писали, что вид здания «пленял глаз соразмерностью частей, в которых легкость соединялась с величием». Таким оно и дошло до наших дней.
Театр, построенный Альбертом Кавосом
Театр открылся 20 августа 1856 года. Архитектор, перестроив здание, увеличил высоту стен на 2 метра, создав главный фасад в крупных, выразительных и лаконичных формах классицизма.
Архитектура и особенности фасада
Здание выглядит торжественно: идеальная симметрия, восьмиколонный белокаменный портик, скульптурная композиция Петра Клодта: колесница с четверкой запряженных коней, скачущих по небу, и Аполлон, управляющий ими. Единственный декор главного фасада – квадратный руст и лента орнаментального фриза под карнизом как воплощение театральной архитектуры классицизма.
Над главным портиком возвели дополнительный фронтон, закрыв декорационный зал. На фронтоне красовался государственный герб России – гипсовый двуглавый орел. К внешнему убранству добавили скульптурные украшения, встроили декоративные ниши. Стены покрыли рустовкой, подъезды перед входом оборудовали пандусом для заезда карет. Фасад выкрашен в песочный цвет. Внушительность сооружения подчеркивает пространная Театральная площадь.
Зрительный зал
Большое внимание Альберт Кавос уделил зрительному залу, создав его шестиярусным на 2300 зрителей. В плане зал похож на скрипку, сужаясь к месту расположения оркестра. Чтобы создать хорошую акустику в зале, архитектор придумал много необычных решений: изменил кривизну стен, более плоским сделал потолок.
Панели обшили резонансной елью, из которой делают музыкальные инструменты. Портальную арку сцены увеличили до ширины зала, устроили акустические полости, углубили и расширили оркестровую яму. Лепнина выполнена из папье-маше, которое усиливает звук.
Интерьер зала – изящное соединение ренессанса с византийским стилем: сочетание белого, золотого и ярко-малинового цветов. Украшение зала – величественная хрустальная люстра, созданная во Франции специально для Большого театра. Вокруг люстры – изящная роспись «Аполлон и музы».
По центру фойе – вход в императорскую ложу с двуглавым орлом, расположенную напротив сцены. Над дверью ложи, которую поддерживают Атланты из папье-маше, красуется вензель последнего императора Николая II.
Реконструкция Большого театра
Вскоре зданию потребовался капитальный ремонт, который провели при Советской власти: укрепили фундамент, провели электричество и телефон.
Регулярная реконструкция
Реконструкции в театре проводились постоянно, последняя из них завершилась в 2011 году, и театр начал расти в глубину: в результате под Театральной площадью расположился новый концертный зал. В нишах главного фасада – статуи муз Эрато и Терпсихоры, воссозданные по фотографиям. Театру вернули исторический облик фасадов и интерьеров, усовершенствовав техническое состояние.
Здание поставили на новый фундамент, главный фасад перекрасили в песочно-золотой цвет и удлинили на 6 метров. Площадь Большого театра, увеличившись в 2 раза, равна 80 тысячам квадратных метров. В здании театра появилось 17 лифтов, 4 из них – технические.
Фойе и залы
В главном фойе, до перестройки названным Белым, восстановили росписи с имитацией лепного декора. Роспись выполнена в технике гризайль, так что зрительно узор кажется объемным. Освещают фойе три хрустальные люстры.
Установленные здесь зеркала создают ощущение дополнительного пространства и света. Специально заказанный белый рояль установлен посреди фойе. Шикарная Парадная лестница, ведущая в фойе, украшена изумительными алебастровыми вазами.
Большой театр – это не только сцена и зрительный зал, но и роскошные залы. С двух сторон главного фойе – Императорские фойе, Экспозиционный и Хоровой залы. Круглый зал, или Малое Императорское фойе, – с залом в форме квадрата и потолком в виде ротонды, которая и дала название залу, отличается удивительной акустикой.
Встав в центре зала и разговаривая, можно услышать собственный голос, отраженный от стен. В тишине зала до вас донесутся слова присутствующих людей, разговаривающих шепотом. Здесь император, встав в центр круга, произносил речь, которую слышали в каждом уголке зала.
Большое Императорское фойе, получившее название в 1895 году по случаю коронации здесь Николая II, обновили, вручную восстановив каждый сантиметр жаккардовых тканей и гобеленов и восстановив символику конца XIX века. Потолок украсили лепниной и позолотой, на прежние места вернули императорские монограммы и изображение корон.
В интерьере Хорового зала восстановили орнаментальную живопись в технике гризайль и акустические панели на стенах. Царская ложа блистает золотом и бархатом. Интерьер театра площадью 981 квадратный метр 156 мастеров со всей России золотили толщиной в 5 микронов, на что потратили 4,5 кг золота.
Сцена Большого театра
Сцена Большого театра, имеющая объем 6-этажного дома, обновлена и компьютеризирована. Теперь она состоит из 7 двухуровневых подъемно-опускных площадок и может становиться горизонтальной, наклонной или ступенчатой. Портал сцены 20,5*17,8*23.5.
Сценическое пространство оборудовано современными устройствами для осветительных приборов, аппаратов для спецэффектов и акустики. Под авансценой – место для оркестра на 130 человек. В 1955 году на сцене театра появился роскошный занавес из парчи, который оформлял сцену 50 лет, восстановленный во время реконструкции театра. На новом занавесе – вышивка двуглавого орла и слова «Россия».
Зрительные залы
Для публики открыты 3 зрительных зала: историческая (основная) сцена, новая сцена и Бетховенский зал. Историческая сцена – полукруглый зал с 4 ярусами, украшенными золотом и красным бархатом. Шумонепроницаемый концертный зал вмещает 1768 человек.
Над головой зрителей – люстра с 26 000 хрусталиков, весом хрустальных позолоченных подвесок 200 кг, появившаяся в театре в 1863 году и освещающая зал 120 лампами. Двухтонную люстру диаметром 6 и высотой 9 метров раз в год, опуская вниз, моют электрики. Сначала она была свечной, затем – масляной, газовой, а с конца XIX века электрической.
Лепной рисунок балконов не повторяется ни на одном из ярусов зрительного зала. Плафон зрительного зала «Аполлон и музы» не вызывает нарекания у самых строгих экспертов. Усыпанные золотом ярко-малиновые драпировки лож, штукатурные арабески и живописный плафон придают зрительному залу вид сказочного дворца.
Новая сцена построена в 2002 году и расположена в отдельном здании, рядом с основным, по адресу: улица Большая Димитровка, дом 4. 29 ноября 2002 года открылась премьерой оперы Римского-Корсакова «Снегурочка». Здесь проходят гастроли зарубежных и российских театров, проводится театральный фестиваль «Золотая маска».
Красивый, удобный, праздничный зал с просторной 24*24 сценой. Люстры и лампы-бра создают уют. Плафон и занавес расписан в мастерской Церетели. Просторные фойе, гардероб и буфеты располагают к отдыху.
Подземный концертно-репетиционный зал, расположенный под фонтаном на Театральной площади, – это зал со сложной многоуровневой структурой и конструкцией по последнему слову инженерной техники. Технологические системы, установленные здесь, используются на океанских лайнерах.
«Складной стаканчик», – так называют технологичный, современный концертный зал. Шумонепроницаемые движущиеся стены, стеклянные перегородки, ряды с креслами и площадка сцены – все может исчезнуть, подняться, или опуститься, или выровняться.
Перестановкой в зале управляет стационарный пульт: опускание или подъем уровней помещений необходим для прослушивания оперных постановок вместе с оркестром и хором без использования главной сцены.
Интерьер в зале – в стиле Людовика XV: стены, обитые шелком, величественные хрустальные люстры, итальянская лепнина и ореховые полы восхищают зрителей. Здесь проводятся камерные и сольные концерты, а также концерты и спектакли для детей.
Творческая жизнь Большого театра
Современный Большой театр включает в себя оперную и балетную труппы, сценно-духовой оркестр и оркестр Большого театра. Во время революции и Гражданской войны в Большом полностью сохранилась труппа. За это время публика увидела 170 оперных и балетных спектаклей. В 1919 году театру присвоено звание «Академический».
В 1937 и 1976 годах театр награжден орденом Ленина. Во время Великой Отечественной войны театр, эвакуированный в Куйбышев, создавал новые спектакли, и артисты выезжали с концертами на фронт. Коллектив театра вносил деньги в Фонд обороны и получил благодарность от Сталина.
В начале XX века в репертуаре театра – лучшие мировые произведения и выдающиеся русские оперы. На сцене блещут талантом Шаляпин и Собинов, Грызунов и Савранский, Нежданова, Балановская и Азерская. Над декорациями трудятся художники Васнецов, Коровин, Головин.
На сцене Большого театра родилось 800 спектаклей, премьеры опер Рахманинова и Прокофьева, Аренского и Чайковского. Балетная труппа – желанный гость в любой стране.
Звание Героя Социалистического труда удостоены И.Архипова, Ю.Григорович, И.Козловский, Е.Нестеренко, Е.Светланов, Г.Уланова, М.Плисецкая, М.Семенова. 80 артистов театра получили звание Народного артиста СССР в советский период.
Каждую весну перед зданием театра расцветают тюльпаны: «Галина Уланова» – насыщенно-розовый и «Большой театр» – ярко-красный, которые вывел голландский селекционер Лефебер. Цветовод, побывавший на выступлении Улановой и восхищенный талантом балерины, специально в честь ее и театра, на сцене которого она блистает, вывел новые сорта тюльпанов.
После реконструкции 2011 года старейший в Москве театр заблистал всеми красками. В июле 2016 года театр запустил серию уличных трансляций своих спектаклей. На главном фасаде театра смонтировали всепогодный экран.
В марте 2020 года Большой театр начал серию онлайн-трансляций ранее записанных спектаклей. С 2009 года в Большом театре работает Молодежная оперная программа, участники которой стажируются 2 года и участвуют в спектаклях театра.
Видео: техническое закулисье Большого
Большой театр в Москве представляет одну из главных мировых театральных сцен, а труппа театра – ведущая в мире. Большому театру принадлежит ведущая роль в становлении русского национального искусства.