Содержание статьи
Дидинский тоннель – что скрывает заброшенная дорога под землей
Дидинский тоннель в Свердловской области
Преданья старины и реальная история
В 1880 году в России началось строительство железной дороги от Екатеринбурга до Казани, к которому привлекли местных крестьян. Дорога поражала путешественников огромными насыпями, выемками и длинными тоннелями в толще горы.
Один из тоннелей – Дидинский – открыли в 1918 году для проводки поездов через хребет Шайтанский увал от Казани до Екатеринбурга. Масштаб тоннеля поражает, ведь строился он вручную. Проходка велась в три смены с двух сторон.
Тоннель проложен с технологически плавным искривлением: противоположный выход просматривается плохо. Свет в конце тоннеля обманчив: кажется, что пройти путь ничего не стоит, но путешественник потратит несколько часов, прежде чем доберется до конца.
Длина тоннеля 1123,7м, ширина – 4,65, высота – 6.1 м. В разгар Гражданской войны через него проходили эшелоны Колчака, отступающие в Сибирь. До сих пор искатели кладов верят в правдивость легенды, сохранившейся с той поры. Легенда утверждает, что в Дидинском тоннеле спрятаны несметные богатства, которые белогвардейцы пытались уберечь от большевиков.
Сооружению – 100 лет, 77 лет тоннель служил верой и правдой и усиленно охранялся, как стратегический объект. Здесь стояла расквартированная в Дидино военная часть. Местность вокруг тоннеля – в пулеметных дотах, построенных из железобетона, окопах и колючей проволоке.
В стенах – бойницы, внизу – полки для боеприпасов. Снаружи дот замаскирован под вал, издалека выглядит как обычная сопка, на которой растут деревья. Стратегически из дота обстреливали дорогу и опушку перед лесом. Остается загадкой, в чем причина такой охраны.
Устройство тоннеля
Внешне тоннель напоминает крепость или средневековый сказочный замок: входы в виде башен с декоративными бойницами, имитация крепостной стены. Стены и потолок – овальные в форме яйца, обустроенные каменной кладкой, средняя часть выполнена из неотесанного бутового камня. Через толщу земли и скалу прорыты тяжелые каменные своды, построенные вручную.
Вдоль тоннеля сверху и снизу идут дренажные скважины. В центре сооружения – вентиляционная шахта глубиной 50 метров, выходящая на поверхность. В месте выхода вентиляции – развалины двух дотов и деревянные бараки для бойцов.
В тоннеле – 16 ниш для укрытия путейцев на время движения поезда. Тоннель – со сложной дренажной системой, дренажные коридоры, идущие внизу и вверху тоннеля, соединены между собой. Три ниши ведут в дренажную систему.
Техническое состояние
Тоннель размывали грунтовые воды, движение было плотное, интервал между поездами – 2 минуты. Летом дренажная система справлялась с затоплением, а зимой рабочие постоянно чистили рельсы от наледи. Постоянная сырость вынудила ограничить скоростной режим до 10 км час. Дидинский тоннель закрыли в декабре 1995 года, поезда движутся по обходному пути.
Внутри летом – вода, а зимой – лед толщиной до 1 метра образует причудливые ледяные фигуры, которые не тают до середины лета. Даже в 30-градусную жару температура внутри +10 градусов, несмотря на это, тоннель облюбовали летучие мыши.
Железнодорожные пути разобраны, осталась только насыпь Местные жители потихоньку растаскивают камни и крыши дренажных колодцев. С закрытием тоннеля в деревне осталось 2 обитаемых дома, не стало школы, фельдшерского пункта, железнодорожных касс, кузницы и мастерских.
Тоннель разрушается, находится в аварийном состоянии и не безопасен для посещения, хотя на первый взгляд – вполне надежный и хорошо сохранившийся. Зимой с потолка свисают сосульки, на полу вырастают ледяные сталагмиты.
На дороге внутри лед и ямы, камни, упавшие с потолка. Внутри тоннеля и снаружи у входа – колодцы, скрытые зарослями и густой травой, в тоннеле их маскирует лед, который не сходит даже в середине лета. Внутри – мокро, грязно, льется с потолка.
Место вокруг аномально: здесь растут кривые деревья, а трава и кустарники – гигантские, животные здесь не живут, а людей во время длительного пребывания охватывает паника. Несмотря на это, Дидинский тоннель – излюбленное место любителей индустриального туризма, урбантрипа. В 2008 году тоннель закрыли от сталкеров железной сеткой, которая быстро исчезла в неизвестном направлении.
Раскиданный повсюду мусор, устроенные в беспорядке костровища, кучи пустых бутылок из-под водки и консервных банок – вот спутники заброшенного тоннеля, куда в выходные приезжает много посетителей.
Видео: дренажная система