Содержание статьи
Что осталось от Круглого храма Дашлы-3 и о чем говорят остатки древнего сооружения
Круглый храм на Дашлы-3
Велико значение археологических открытий и исследований архитектурных памятников Дашлинского, Фарукабадского и Ничкинского оазисов, на севере Афганистана.
Особого внимания заслуживает круглое здание на Дашлы-З с поселением, датируемое XVII в. до н. э. Относительно назначения круглого здания среди археологов нет единого мнения. Первый исследователь этого памятника В. И. Сарианиди пришел к выводу, что это храм огнепоклонников, несший одновременно и оборонительные функции.
А. Аскаров высказал предположение, что двор круглого здания был загоном для скота, однако с этим трудно согласиться. По мнению К. Йетмара, поселение Дашлы-З представляло собой культовый центр-городок, предназначенный для временного проживания участников празднования Навруза в день весеннего равноденствия, а внутри двора круглого здания совершались шаманские обряды, характерные для насельников эпохи бронзы.
Эти обряды сопровождались ритуальными танцами, пиршеством. Круговая галерея являлась местом для зрителей — участников праздника.
Гипотеза об использовании поселения только в дни празднования Навруза вызывает сомнение, так как поселение существовало на протяжении нескольких столетий, имело так называемую ковровую застройку, занимая территорию 130 X 150 м, и могло вмещать до 600 человек.
В исследовании круглого здания на Дашлы-З остались нераскрытыми такие существенные моменты, как функциональная обусловленность круглого плана, наличие обходного коридора, устройство девяти «башен» по внешнему периметру здания, наличие и местоположение культового фокуса, как правило присущего храмам (божество — объект поклонения и почитания жителей).
Исследования круглого здания на Дашлы-3 имеют большое значение для изучения социальной истории Бактрии, ее материальной и духовной культуры вообще и для истории науки в частности. Пока это архитектурная загадка, к решению которой, по всей вероятности, неоднократно будут обращаться историки Среднего и Ближнего Востока.
Мы присоединяемся к гипотезе В. И. Сарианиди о принадлежности круглого здания Дашлы-3 к храму огнепоклонников, что доказывается наличием культового фокуса-алтаря в западном секторе кольца, где имеется местное утолщение стены в кирпичной кладке.
Алтарь был обращен на восход Солнца в день весеннего равноденствия. Молящиеся обращались к алтарю, на котором горел «священный огонь».
Объемно-пространственная композиция круглого здания на Дашлы-3 представлена кольцевой застройкой, которая образует пространство замкнутого двора — зала под открытым небом, место богослужения огнепоклонников не только поселения Дашлы-3, но и племен прилегающей округи.
Пространство зала — двора на начальном этапе его функционирования оставалось свободным. Кольцо застройки образовывало между двумя стенами круговой коридор. По внешнему периметру кольца расположены девять «башен» с одинаковыми квадратными помещениями 2 X 2 м. Основные размеры сооружения: диаметр кольца по внешнему контуру — около 35 м, диаметр круглого двора — около 27—28 м, толщина стен кольца — 0,8—0,9 м, ширина обходного коридора — около 2 м.
Обходной коридор, вероятно, имел балочное перекрытие. Само здание было одноэтажное высотой 4—5 м.
Известно, что у всех народов мира на заре возникновения и развития религиозных верований были племенные боги. В ходе общественного развития происходили объединения племен, что сопровождалось объединением культов богов и созданием пантеонов. Нечто подобное, может быть, происходило во II—I тысячелетиях до н. э. в Бактрии. В результате возник Пантеон девяти богов — храм на Дашлы-З с девятью «башнями».