Содержание статьи
- 1 От церквушки и усыпальницы к музею и храму – Петропавловский собор в Санкт-Петербурге
- 2 Петропавловский собор в Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости
- 3 Возникновение Петропавловского собора
- 4 Архитектура собора
- 5 Внутренне убранство
- 6 Иконостас
- 7 Императорский собор – усыпальница
- 8 Петропавловский собор и современность
- 9 Видео: экскурсия по собору
От церквушки и усыпальницы к музею и храму – Петропавловский собор в Санкт-Петербурге
Петропавловский собор в Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости
Возникновение Петропавловского собора
В мае 1703 года Петр Великий для защиты земель, отвоеванных у шведов в Северной войне, заложил на Заячьем острове крепость – первую обжитую территорию Санкт-Петербурга. Опасаясь нападения врагов, крепость строили поспешно: царь лично руководил работами.
В Петропавловской крепости, ставшей символом утверждения России на берегах Балтики, размещался Сенат, казначейство, казармы, склады и аптека. Главное сооружение в крепости – церковь во имя святых апостолов Петра и Павла, заложенная по велению Петра.
Строительство деревянной церкви началось 29 июня 1703 года в день памяти апостолов. 1 апреля 1704 года церковь освятили и провели праздничную службу. 30 мая 1712 года заложили каменный Петропавловский собор, для строительства которого царь пригласил итальянского архитектора Доменико Трезини. Деревянный храм оставили внутри новой постройки.
Трезини, согласившийся поработать на берегах Невы только год, начав работу, проникся дерзким замыслом императора и построил необычный для русского зодчества собор. Строительство продолжалось 20 лет (1712- 1732).
Крепость и собор возводили русские солдаты, пленные шведы и согнанные со всех концов России крестьяне. Они ни на минуту не прекращали работу, тысячами умирая от эпидемий, голода и холода. Силуэт возведенного собора получился похожим на готовый к отплытию корабль с высокой мачтой и поднятыми парусами.
Архитектура собора
Петропавловский собор построен в традициях европейской архитектуры – в форме вытянутого прямоугольника 30 на 60 метров. Здание «зального» типа внешне выглядит просто и скромно. Стены украшены плоскими колоннами – пилястрами – с головами херувимов на наличниках окон. На восточном фасаде – фреска художника П. Титова «Предстояние апостолов Петра и Павла перед Христом». Западный фасад, служащий основанием колокольни, с двух сторон главного входа украшен шестью пилястрами.
Колокольня
По желанию царя сначала возвели колокольню со шпилем: Петру I нужна была смотровая площадка для наблюдения за приближающимися шведами. Колокольня символизировала возвращение России приневских земель. Петр гордился строящимся городом и лично поднимался с иностранными гостями на стоявшую в лесах колокольню, чтобы полюбоваться панорамой столицы.
Многоярусная 100-метровая колокольня, украшенная пилястрами, – главная часть собора. Два нижних яруса, раздаваясь вширь, образуют переход к высокой башне. Устремленный вверх третий ярус увенчан золоченой восьмискатной крышей, которую украшают 4 круглых окна в массивных белокаменных рамах.
Над крышей – изящный восьмигранный барабан с узкими вертикальными проёмами. Над ним – высокая золотая корона с тонкой золотой башенкой, на которой установлен 40-метровый шпиль. На колокольне Петропавловского собора 103 колокола, 31 – из первоначальных.
Ангел и куранты Петропавловского собора
Шпиль венчает фигура ангела с 6.5-метровым крестом в руках. Размах крыльев – 3,8 метра. Высота фигуры – 3,3 метра, масса конструкции 250 кг. Ангел над городом, придающий легкость и устремленность постройке вверх, – оберег новой российской столицы от превратностей судьбы.
Петр не увидел парящего ангела, он умер в январе 1725 года, когда колокольня была недостроенной. 29 июня 1833 года поздравления на освящении собора принимала новая императрица Анна Иоанновна.
На колокольне установили часы-куранты, чудо нового города Санкт-Петербурга. Часы исполняли церковный и монархический гимн и останавливались с XVIII века до наших дней 2 раза – в годы революции и во время Великой Отечественной войны.
В революционное время часы расстреливали большевики за ненавистный гимн: сохранились пулевые отметины. 25 июня 1926 года куранты Петропавловского собора в Ленинграде впервые сыграли «Интернационал».
В советское время переделанный механизм часов исполнял гимн Советского Союза. Сейчас куранты снова играют государственный гимн Российской империи. Гимн «Боже, царя храни…» исполняется в 12:00 и в 18:00, а каждые 15 минут – перезвон из 4 музыкальных фраз.
Был на колокольне и корильон – музыкальный инструмент с клавишами и 51 колоколом, привезенный царем из Амстердама и купленный за огромные деньги. С колокольни корильон сняли в XIX веке, а в 2001 году поставили новый, сделанный для Петропавловского собора в Голландии. На средства спонсоров отлили 51 карильонный колокол. На одном из них надпись: «Да звенит сей колокол во славу России!».
Внутренне убранство
Внутреннее пространство, разделенное на 3 части мощными колоннами, напоминает парадный зал, пышный и торжественный, а не храм для молящихся. Колонны оформлены мрамором, яшмой, родонитом. Пол вымощен известняковыми плитами.
Под сводами – 18 картин на евангелиевские сюжеты, новшество, введенное Петром, прежде стены храмов украшали фресками. Картины доверили написать иноземцу-голландцу Георгу Гзелю, с которым Петр познакомился в Амстердаме, и двум русским «живописных дел мастерам» – Василию Игнатьеву и Андрею Матвееву. Лепной декор выполнили Игнацио Росси и Антонио Квадри.
Праздничную атмосферу храма поддерживает обилие света, льющегося из больших окон и пяти паникадил из позолоченной бронзы, цветного венецианского стекла и горного хрусталя. Нарядный декор и трофейные знамена подчеркивают торжественность высотного 122-метрового собора.
Напротив алтаря у левой колонны – позолоченная кафедра для произнесения проповедей, на которую ведет винтовая деревянная лестница, украшенная картинами на тему библейского изречения: «Вначале было слово».
В православных храмах прежде проповедей не читали – ее ввел Петр I. Сень над кафедрой украшена скульптурными изображениями апостолов Петра и Павла и четырех евангелистов. Венчает композицию распростерший крылья голубь – Дух Святой. От слова к Духу – такова идея убранства кафедры.
С противоположной стороны кафедры – царское место, невысокий помост, обитый бархатом с золотым шитьем и увенчанный золоченой резной короной. Рядом – атрибуты власти: скипетр и меч. Там во время богослужений стоял император: кресла здесь нет, в соборе царь не садился.
200 лет в храме хранились трофейные знамена, ключи от захваченных русскими воинами крепостей и городов. В храме два престола: главный во имя святых апостолов Петра и Павла, второй – в честь великомученицы Екатерины.
Иконостас
Главное украшение собора – резной золоченый иконостас и надпрестольная сень, дар храму Петра I и Екатерины I. Деревянный позолоченный иконостас высотой 20 метров исполнен в Москве в Оружейной палате Кремля в 1722 году по чертежам Доменико Трезини, выполнялся под руководством архитектора Ивана Зарудного из липы и лиственницы. 43 иконы, размещенные в киотах, написаны в Петербурге артелью московских живописцев под руководством художников Меркурьева и Артемьева.
– свидетельство того, как в петровские времена в церковное искусство начала вторгаться светскость. Иконостас – своеобразный памятник в честь победы в Великой северной войне и напоминает триумфальную арку, открытую со всех сторон. Поднятые щиты и скрещенные мечи, скульптуры и резные арки, помещенные на иконостасе, напоминают о ратных подвигах России в войне.
В центре – царские врата со скульптурными фигурами апостолов: благого вестника Гавриила с лилией в руках и покровителя воинства архангела Михаила с мечом. Врата увенчаны скрещенными ключами от рая, которыми распоряжается святой Петр.
В то же время – это изображение герба столицы. В центре – икона Воскресения Христова, а по бокам – изображения Давида и Соломона, на верху – ангелы вокруг Господа Саваофа. На иконостасе нет горизонтальных иконных рядов, его украшают скульптуры.
Сквозь ажурные царские врата видна золоченая сень, поднятая над престолом четырьмя резными винтообразными колоннами. По обе стороны царских врат – две большие иконы: Богоматерь с Младенцем (по преданию, имеющая сходство с женой Петра Екатериной I) и Иисуса в патриаршей одежде московских царей.
На иконостасе – иконы Александра Невского, князя Владимира, Ольги и Бориса с Глебом. Много места отведено иконам на ветхозаветные сюжеты.
Императорский собор – усыпальница
Идею превратить Петропавловский собор в императорскую усыпальницу высказал Петр I. Первую гробницу в деревянной Петропавловской церкви установили, когда умерла двухлетняя дочь императора Екатерина.
До завершения строительства каменного храма здесь похоронена жена царевича Алексея кронпринцесса Шарлотта, сестра Петра I, Мария, и царевич Алексей, умерший в казематах крепости. Они похоронены у входа под лестницей на колокольню.
В недостроенный Петропавловский храм под звон колоколов и пушечную стрельбу по льду Невы перенесли тело Петра I, который внезапно скончался в январе 1725 года. Гроб с набальзамированным телом почившего императора временно поместили в «нарочно построенную деревянную пристройку», где он и простоял 6 лет. Затем гроб перенесли в собор на выбранное императором при жизни место у иконостаса.
Могила Петра отмечена бюстом царя, цветами и Андреевским военно-морским флагом. Рядом с ним похоронена жена, Екатерина I, пережившая мужа на 2 года. Далее – могила их дочери Елизаветы Петровны.
Муж Екатерины Великой, Петр III, убитый во время дворцового переворота, был похоронен в Александро-Невской лавре. После смерти Екатерины их сын Павел через 34 года повелел перенести останки отца в Петропавловский собор и похоронить родителей, при жизни не жаловавших друг друга, рядом.
Над могилами Александра II и его жены Марии Александровны установлены массивные 6-тонные надгробия, сделанные из монолитов зеленой алтайской яшмы и розового уральского родонита. Так была отдана дань царю, прославившемуся освобождением крестьян от крепостной зависимости и павшему от рук террористов.
В 1919 году собор был закрыт, а в 1922 году превращен в музей. Ценные предметы – серебряная утварь, книги, облачение, иконы – исчезли. Во время Великой Отечественной войны собор пострадал. В 1954 году здание передано Музею истории города. Первое после 1917 года богослужение проведено в соборе на Пасху 2008 года.
Петропавловский собор и современность
В советское время в Петропавловском соборе никого не хоронили. Новая могила появилась в июле 1998 года в приделе святой Екатерины справа от входа в собор. Там торжественно захоронены останки последнего российского императора Николая II и близких семье людей, расстрелянных в 1918 году в Екатеринбурге. У Православной церкви, несмотря на проводимые экспертизы, сомнение в подлинности останков, поэтому захоронили не в соборе, а в боковом приделе.
В 2006 году исполнили последнюю волю матери Николая II, вдовствующей императрицы Марии Федоровны, умершей в 1928 году в Дании. При жизни Мария Федоровна просила перенести по возможности ее прах и похоронить рядом с мужем Александром III, что и было выполнено. Могилу легко узнать по новому мрамору и золотым украшениям.
Собор соединен крытой галереей с Великокняжеской усыпальницей, где предполагалось хоронить некоронованных членов императорской семьи. Выстроенная рядом с собором по желанию последнего русского царя, усыпальница и собор воспринимаются зрительно как единое целое. Внутри здание украшено мрамором и золоченой бронзой, был здесь и алтарь с иконостасом и образом Воскресения Христова.
В советское время усыпальница пострадала от наводнения, надгробия разбили, а бронзовые украшения переплавили. Позднее там устроили книгохранилище и склад бумажной фабрики. В 1992 году захоронения в усыпальнице возобновились и начались реставрационные работы. Современными петербургскими мастерами воссоздан витраж усыпальницы «Воскресение Христово».
Здесь погребли внука Александра II Владимира Кирилловича. Туда же перенесли прах его родителей, великого князя Кирилла Владимировича и великой княгини Виктории Федоровны, умерших в эмиграции. В 2010 году рядом с Владимиром Кирилловичем нашла последнее успокоение его вдова Леонида Георгиевна, жившая прежде в Мадриде.
Царский некрополь притягивает туристов как из России, та и из-за рубежа. С 1990 года в храме регулярно проходят панихиды, посвященные памяти русских императоров. С 2000 года здесь проводятся ежедневные и праздничные церковные службы.
Видео: экскурсия по собору