Содержание статьи
- 1 Храм Саграда Фамилия – церковь Святого Семейства в Барселоне
- 2 Храм Саграда Фамилия в Барселоне
- 3 Барселона и её прославленный архитектор
- 4 Начало строительства
- 5 Замысел архитектора
- 6 Последователи Гауди
- 7 Библия в камне
- 8 Интерьер Саграда Фамилия
- 9 Мировая достопримечательность
- 10 Видео: храм Святого Семейства в Барселоне
Храм Саграда Фамилия – церковь Святого Семейства в Барселоне
Храм Саграда Фамилия в Барселоне
Барселона и её прославленный архитектор
Столица Каталонии – Барселона, красивейший город средиземноморья, который славится фантастической архитектурой и интересными образованными людьми.
Дерзкий город Испании, символ каталонской культуры, смело бросает вызов устоявшимся взглядам, очаровывает и поражает воображение. Такой известностью Барселона обязана Антонио Гауди, архитектору с причудливой фантазией, который родился здесь и строил здания в стиле модерн.
Барселона и ее необычный архитектор встретились, когда 16-летний Антонио поступил в высшую архитектурную школу. С тех пор город становится лабораторией архитектурных опытов зодчего.
Родной Барселоне испанский архитектор подарил 14 оригинальных построек. Гауди, ненавидевший прямые углы и строивший здания без перекрытий, навсегда изменил Барселону и сформировал неповторимый облик города.
Зодчий обожествлял природу, черпал из нее вдохновение, перенося законы природы на архитектуру. Мастер жил и творил, придерживаясь в творчестве непостижимых правил, понятных только ему.
Знаменитый храм Испании – Саграда, созданный Гауди, возвышается над Барселоной, словно огромная пещера, с колокольнями в виде сталактитов и глубокими гротами, увлекающими внутрь таинственного храма. Последние 43 года возведение величественного и монументального храма стало смыслом жизни зодчего.
Начало строительства
19 марта 1882 года на окраине Барселоны епископ в праздничном облачении заложил первый камень в основание будущего Искупительного храма, посвященного почитанию и прославлению Святого Семейства.
Инициатором строительства стал Хосе Мария Бокабелье, президент Святого Братства. Вдохновленный ватиканским собором Святого Петра, он решил возвести подобное сооружение в родном городе. 10 лет Бокабелье собирал деньги, чтобы купить землю под строительство храма на окраине небольшой деревеньки в 7 км от Барселоны.
Спроектировал храм архитектор Франсиско дель Вильяр, но из-за разногласий с церковной властью зодчий покинул орден. Его место в 1883 году занял молодой талантливый архитектор Антонио Гауди, который работал над храмом без устали.
С 1914 года зодчий поселился в мастерской на стройплощадке, жил отшельником, чтобы беспрепятственно контролировать работу, за что его прозвали «Божьим архитектором». Гауди увеличил размер церкви и украсил так, что вскоре её стали называть собором.
Замысел архитектора
По замыслу архитектора, храм должен быть возведён в форме креста и состоять из трех фасадов. Архитектор задумал изобразить на фасадах храма Святого Семейства ключевые эпизоды земной жизни Иисуса Христа, выраженные в камне, – лепнине и скульптуре: рождение, предательство и распятие, воскресение из мёртвых.
Архитектор ввёл в проект элементы барокко, модерна и мавританского стиля. Дизайн Гауди включает 18 шпилей – символов 12 апостолов, 4 евангелистов, а также Деву Марию и Иисуса.
Увлечённый идеей, Гауди собирался воплотить в камне весь Новый Завет. Он не любил заранее продумывать детали проекта. По ходу строительства часто останавливал работу, заставляя переделывать отдельные части здания, чтобы воплотить новый замысел.
Горожане сравнивали растущий собор с муравейником, пещерами и лесом, что соответствовало замыслу зодчего.
«Это будет подобно лесу. Мягкий свет будет литься через оконные проемы, находящиеся на различной высоте, и вам покажется, что это светят звёзды», – писал архитектор.
Воплотить все идеи лично Гауди не успел. 74-летний зодчий, прохаживаясь по городу, остановился, любуясь издалека Саградой, и попал под трамвай. Неопрятно одетый старик, похожий на бомжа, не получил помощи.
Люди проходили мимо, не узнав знаменитого зодчего, который умер через трое суток в больнице, не оставив готовых чертежей проекта здания. В храме Саграда в подземном уровне часовни покоится тело знаменитого архитектора.
Последователи Гауди
После смерти Гауди руководство проектом возглавил ученик и соратник архитектора Доменек Сугранес, который также не успел завершить строительство. В XX и XXI веках над храмом работали трое зодчих: Франсеск Кинтану, Исидр Пучь-Боада и Бонет Гари. Используя немногие чертежи Гауди, они реализовали собственные представления о соборе.
Мы никогда не сможем до конца понять гениальный замысел Гауди. Никогда не узнаем и то, каким получился бы собор, если бы архитектор дожил до его завершения. Ведь самое главное из замысла Гауди остается за гранью нашего понимания.
«То ли человек играет в Бога, создавая такие шедевры, то ли Бог играет человеком, рождая в его голове подобные замыслы», – сказал один из исследователей творчества Антонио Гауди, застыв в изумлении у храма Саграда Фамилия.
Библия в камне
Гауди до предела насытил свое творение христианскими символами. Основное средство выражения авторских идей – необычные скульптурные группы и барельефы. Подражая разнообразию природы, скульптор насытил фасады храма фигурами ангелов и птиц, грибов и растений, черепах и фантастических животных.
Внешний вид Саграда Фамилия
Воздушная конструкция собора Святого Семейства состоит из множества интересных деталей: улиток и морских коньков, лиан и цветов.
Высота собора – 170 метров: на 60 см ниже горной вершины, возвышающейся над Барселоной. Архитектор считал, что творение рук человеческих не должно превосходить то, что создал Господь. Каждый из трех фасадов украшен четырьмя криволинейными шпилями высотой 115 метров, так чтобы получилось 12 вершин.
Отличительная черта стиля Гауди – причудливое сочетание природной и рукотворной красоты. Для зодчего это была не просто церковь, а грандиозная книга, созданная в камне. И читать эту книгу призваны все посетители, которые замирают от восхищения, глядя на величественное сооружение.
Центральная, самая крупная башня с сияющим крестом и четырьмя шпилями вокруг, – символ Христа и Евангелистов: Луки, Матфея, Иоанна и Марка. Детали скульптур выполнены максимально реалистично. Вид собора, массивный и величественный, производит неизгладимое впечатление.
Фасад Рождества Христова
Фасад Рождества с башнями-колокольнями веретенообразной формы выполнен в стиле модерн под руководством Гауди. Помпезный, самый светлый и радостный, он рассказывает историю появления на свет Христа. Оформляя этот фасад, Гауди использовал прием готической архитектуры – стремление к небу.
Главное украшение стены – скульптурное изображение трех христианских добродетелей: надежды, веры и милосердия. Четыре остроконечные башни посвящены библейским апостолам: Варнаве, Иуде, Симону и Матфею.
Поверхность фасада покрыта сложнейшим каменным узором: обручение Марии, рождение Иисуса, поклонение волхвов и благовест. На столбах, разделяющих стену на три части, – изображения испанских королей и высеченная в камне родословная Христа. Скульптурные группы, расположенные на фасаде Рождества, изваяны Гауди в натуральную величину.
Врата фасада обильно украшены лепниной – каменными цветами, птицами, насекомыми и животными. Вся природа, по мнению архитектора, радостно встречает пришедшего в мир Спасителя, родившегося в яслях.
Главный портал выполнен в виде ствола пальмы, увитой лентами предков Иисуса. Над порталом – скульптурная группа с изображением Святого Семейства (по-испански Саграда Фамилия).
Фасад Страстей Христовых
Напротив фасада Рождества – юго-западная стена храма, покрытая многоугольными рельефами Страстей Христовых. Центральная фигура фасада – изображение Мессии, распятого на кресте. Здесь же – магический квадрат, сумма цифр которого в любой комбинации равна 33 – возрасту смерти Иисуса.
Барельефы фасада повествуют о главных человеческих грехах, поэтому должны вызывать чувство страха. Измождённые фигуры людей смотрятся особенно ярко при необычной градации света и тени скульптур. Каменные изваяния показывают страдания Христа: Тайную вечерю, Поцелуй Иуды, сцену бичевания Христа.
Выразительны барельефы, связанные со смертью и погребением Спасителя: Суд над Христом, Понтий Пилат, умывающий руки, Путь на Голгофу и Распятие Христа.
Главный вход обозначен бронзовой дверью, на полотнах которой – тексты из Нового Завета. Последователи Гауди, начав возводить фасад Страстей в 1954 году по его проекту, составленному ранее, отдали должное великому архитектору.
Антонио Гауди изображен на фасаде Страстей Христовых в образе старца-евангелиста. Скульптура сделана по последней фотографии мастера за два года до смерти.
Фасад Славы, или Воскресения
Завершается евангельская история в камне главным событием Нового Завета – Воскресением Христовым, победой жизни над смертью. Основной сюжет истории – вечное противостояние человеческих грехов и добродетелей.
Стена Славы, посвященная жизни Мессии на небесах, – заключительный элемент собора Саграда Фамилия. Сюда, на самый крупный фасад, в будущем перенесут центральный вход.
Строители возводят 7-колонный портик – символ даров Святого Духа, и башенные колокольни. Верхнюю часть сооружения украсят скульптурные изображения Троицы и ветхозаветные тексты о Сотворении мира. Прямо над ними – устрашающие картины Преисподней и обычных людей, занимающихся праведным трудом.
Фасад украшают башни, выполненные по принципу жалюзи. Благодаря многочисленным просветам в изящных башнях, звук церковных колоколов волнуется, изысканно переливаясь. Дуновение ветра вызывает в башнях мелодичные звуки.
Интерьер Саграда Фамилия
Интерьер храма Саграда отличается от внутреннего оформления традиционных храмов. Работая над собором, архитектор хотел добиться полного единения с природой, поэтому внутри Саграда Фамилия напоминает залитый солнечными лучами сказочный лес, а не классическую церковь.
Помещение храма разделено на 5 нефов колоннами, которые похожи на исполинские деревья или громадные цветные подсолнухи, устремлённые к небу. Сооружённые из железобетона, порфира и базальта, они с легкостью удерживают не только массивный церковный свод, но и башни, которые возвышаются над ним.
В храме нет прямых линий. Внутренние колонны стоят не вертикально, а под углом – с изменчивой формой: квадрат, затем восьмиугольник, а в самом конце – круг разветвляющийся, словно крона деревьев.
В расположенные на неодинаковой высоте пересечения мягко проникает свет, создавая ощущение светящихся сквозь листву звезд.
От винтовых лестниц в виде закрученных спиралей, которые напоминают огромных улиток, захватывает дух. Круглые и эллиптические окна преломляют свет, окрашивая внутреннее убранство собора в волшебные цвета. Резные витражи похожи на неземные цветы. Цветовое оформление собора символизирует 4 времени года.
Уникальная акустика храма предполагает наличие большого хора, в соборе – место для 30 000 молящихся.
Мировая достопримечательность
В 2005 году храм Саграда внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2010 году храм освящён папой Римским Бенедиктом XVI и объявлен действующей церковью.
Саграда – популярная достопримечательность мира, ежегодно храм посещает 3 миллиона туристов. Наверх башни туристы поднимаются на лифте или по длинной винтовой лестнице.
Строительство, длящееся 130 лет на добровольные пожертвования верующих, ещё не закончено, но даже в незавершённом виде Саграда Фамилия поражает воображение.
Видео: храм Святого Семейства в Барселоне