Содержание статьи
Собор святого Марка – роскошный действующий храм в Венеции с необычной архитектурой
Собор святого Марка в Венеции
Святой Марк – покровитель Венеции
Жители Венеции считают евангелиста Марка, одного из семидесяти учеников Господа, своим покровителем. Легенда рассказывает, что святой Марк возвращался из Аквилеи, города Северной Италии, где проповедовал христианство. Застигнутый бурей, апостол остановился на одном из венецианских островов.
Ангел, явившийся во сне, возвестил Марку, что здесь он обретёт покой. «Мир тебе, Марк, евангелист мой!» – эти слова, произнесённые ангелом, позднее начертали на знамени Венецианской республики.
Святой Марк основал церковь в Египте, где и стал первым епископом Александрии. Там же апостол Марк принял мученическую смерть от язычников. Шею апостола обмотали верёвкой и влекли по улице, пока он не умер. Евангелиста похоронили в Александрии, столице Египта.
31 января 829 года два венецианских купца, опасаясь осквернения святыни мусульманами, тайно изъяли мощи святого Марка и перевезли их в Венецию. С тех пор Марк становится покровителем Венецианской республики, а его библейский образ – крылатый лев – главным государственным символом.
Строительство собора
Для хранения драгоценной реликвии в 829 году построили часовню, которую открыли в 832 году. Пожар 976 года уничтожил часовню вместе с мощами святого Марка, которые удивительным образом обнаружили в 1904 году при строительстве нового собора.
Новое здание в византийском стиле построили в 1071 году по образцу храма Апостолов в Константинополе. Эклектичное сооружение украшали 800 лет: возвеличивание храма считалось священным долгом каждого гражданина республики.
На собор щедро жертвовали средства дожи (главы Венецианской республики) и богачи, стремившиеся к власти. Венецианские купцы, отправляясь в поездки, обязаны были привозить что-либо для собора. Неудивительно, что внутреннее и внешнее убранство храма и число собранных в нём сокровищ и реликвий превосходит все ожидания.
Во времена IV крестового похода, когда крестоносцы захватили и разграбили Константинополь, большинство богатств города оказалось в соборе святого Марка. Венеция вознеслась на вершину могущества, а собор сиял в блеске небывалого великолепия.
Христово войско разгромило и разграбило христианский город, но через 600 лет Наполеон покончил с республикой, увёз в Париж драгоценности и произведения искусства, в том числе из собора святого Марка.
До 1807 года обычных людей в собор не пускали: храм святого Марка считался придворной капеллой дожей, где совершались придворные богослужения и посвящали в должность дожей, а также проводили важнейшие государственные церемонии.
В 1807 году в храм перенесли кафедру епископа, и с тех пор собор святого Марка – главное культовое место Венецианской республики, резиденция патриарха и культурное наследие ЮНЕСКО. Собор периодически подтапливает, поэтому время от времени ведутся реставрационные работы.
Архитектурные особенности
В основе архитектурной конструкции – греческий крест. Собор святого Марка – крестово-купольный: увенчан пятью куполами на высоких барабанах. Центральный купол – самый величественный. Храм площадью 4000 кв.м. устремляется ввысь на 43 метра.
Величавость храма
Собор, сложенный из кирпича, облицован мрамором и украшен декоративным убранством: мозаикой, скульптурами, резными колоннами. Храм венчает готический карниз с великолепной каменной резьбой.
С севера и запада собор опоясывает галерея, с юга примыкает капелла и баптистерий. В собор ведут пять входов, украшенных монументальными резными порталами со сценами охоты, рыбной ловли и сюжетами на евангельские темы.
На главном фасаде – роскошная отделка: мраморные колонны и нарядные капители – трофеи четвёртого крестового похода.
Интересно! Тысячу лет назад венецианские трофеи украшали дворцы и церкви Константинополя.
Верх здания украшен тонкими башенкам. По центру над входом – статуя святого Марка, окружённая фигурами ангелов. Под ним золотым блеском сияет фигура крылатого льва.
Над арками главного фасада – мозаика, изображающая сцены:
Южную сторону собора украшают древние реликвии – скульптурная группа, высеченная в IV веке из тёмно-красного порфира «Четыре тетрарха», вывезенная из Египта.
Интересно! Скульптура установлена в память неудачной попытки ограбить сокровищницу собора, предпринятой четырьмя сарацинами.
Внизу скульптуры высечена старая венецианская пословица: «Человек может делать всё, что хочет, но не должен забывать о последствиях ».
Рядом с ними – постамент Пьетра-дель-Бандо (название средневековой колонны), здесь когда-то выставлялись на три дня на всеобщее обозрение головы казнённых преступников.
С северной стороны здания – Ворота цветов, получившие название из-за витиеватого растительного орнамента. Рядом, на площади, на небольших постаментах – константинопольские трофеи, пара львов из порфиры.
У стены, украшенной резным мрамором, – роскошная каменная гробница с именем Даниэле Манин, национального героя Венеции. Адвокат по образованию, он в 1848 году возглавил восстание против австрийцев. Созданная им республика продержалась два с половиной года.
Со стороны залива на фасаде здания – скульптура святого Христофора, Моряки, отплывавшие в путь, бросали последний взгляд на собор со стороны залива. Бытовало поверье, будто тот, кто посмотрит на святого, в этот день не встретит беду.
Квадрига святого Марка
Над главным входом в храм возвышается бронзовая квадрига – четвёрка несущихся вскачь лошадей. Многофигурная конная скульптура античного времени, изготовленная в IV веке н.э., украшала ипподром в Константинополе.
Необузданные кони не гармонируют с изысканным стилем храма, но в XIII веке вывезенная из Константинополя квадрига оказалась на лоджии собора святого Марка. В 1797 году Наполеон, покорив республику, отправил памятник в Париж. 15 лет античные кони простояли на арке возле Лувра, но в 1815 году их возвратили в Венецию.
Колокольня
Вблизи собора – Кампанила, соборная колокольня в виде квадратной башни, которая завершена звонницей, увенчанной шпилем с медной фигурой Архангела Михаила. 99-метровую колокольню жители Венеции называют хозяйкой дома: ведь она побывала и сторожевой башней, и маяком, и обсерваторией, и звонницей, и обзорной площадкой.
Осенью 1902 года здание колокольни внезапно обрушилось, но власти города восстановили Кампанеллу в первозданном виде.
Внутреннее убранство собора
Внутреннее убранство собора поражает величием. Главное украшение интерьера – мозаика из муранского стекла, созданная в течение нескольких столетий по эскизам венецианских художников: Тициана, Тинторетто.
Мозаики на библейские сюжеты и сцены из жизни святых переливаются золотом. Роскошные мозаики на золотом фоне покрывают 8000 кв.м. сводов, стен и куполов храма.
Пол храма – из разноцветных мраморных плит, сложенных в геометрических и растительных рисунках.
Церковный притвор
Вход в собор предваряет церковный притвор, который украшен мозаичными картинами с сюжетами из Ветхого завета. Купол с сюжетами о сотворении мира оформлен мозаикой с золотыми чешуйками. На арках дверей – цикл мозаик с жизнеописанием прародителей и событиями всемирного потопа.
На парусах куполов – фигуры пророков со свитками, пророчащими о явлении Спасителя. На куполе Моисея – восемь сюжетов о деяниях пророка.
Соборный интерьер
В северном нефе собора, слева от главного алтаря – икона «Мадонна Никопея» (Победоносная), которую создал апостол Лука. Икона, перенесённая в 1234 году из Константинополя в Венецию, обрамлена богатым золотым окладом, украшена эмалями и драгоценными камнями.
Интересно! Византийские императоры почитали её своей хранительницей, воины перед битвой просили о заступничестве.
Стены и своды собора украшают мозаики о благодеяниях Иисуса и картины мучений от Распятия до Воскресения Спасителя.
Над алтарной преградой, выполненной из разноцветных мраморов, возвышается массивное бронзовое распятие, декорированное серебром. Алтарная преграда украшена колоннами и скульптурами. В главном алтаре – мощи святого Марка.
Золотой алтарь
Здесь же, над алтарем, хранится главная драгоценность Венеции – Золотой алтарь, привезённый из Константинополя. Созданный 500 лет назад Золотой алтарь высотой 2,5 метра и длиной 3,5 метра вмещает 80 икон в золотом обрамлении, декорированном драгоценными камнями.
В центре алтаря – величественная фигура Христа. Створки алтаря украшают медальоны с эмалевым изображением императоров и святых в сиянии золота и драгоценных камней. По бокам алтаря – изображения-жизнеописания святого Марка.
Золотой алтарь внешне напоминает огромный золотой куб с множеством инкрустированных в него маленьких образов святых. Святыню украшают 1300 жемчужин, 300 изумрудов, 300 сапфиров, 90 аметистов, 50 рубинов , 4 топаза и 2 камеи. До середины XX века драгоценность выставлялась лишь для торжественных служб.
Интересно! Роскошный вид спас золотой образ от мародёров. Французы, тащившие всё подряд из Венеции, даже не подумали, что огромный алтарь украшен золотом и драгоценными камнями.
Сокровищница
Помещение сокровищницы состоит из двух небольших залов, где хранятся христианские реликвии, подаренные римскими папами, и 300 предметов, добытых венецианцами при разгроме Константинополя в начале XIII века.
Собранные экспонаты – многочисленные ларцы с мощами святых:
Здесь же хранятся иконные оклады и религиозная атрибутика, богато украшенные кубки, изделия из стекла.
Видео: Шедевр византийской архитектуры