Содержание статьи
Древний буддийский храм Боробудур – необычное сооружение в Индонезии
Боробудур – древний храм
Боробудур – жемчужина древнего мира
Храмовый комплекс – образец индонезийской средневековой архитектуры, в 1991 году внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Взгляд сквозь века
С санкрита «боробудур» переводится как «буддийский храм на горе», точной даты появления которого учёные не установили. Считается, что сооружение возводили 75-100 лет – в 750-850 годах нашей эры в эпоху могущественной династии Сайлендра.
Строили храм тысячи рабочих, ремесленников и архитекторов, но через 150 лет святыню постепенно забросили. Боробудур, возвышающийся в священной долине Кебу, оказался погребённым под вулканическим пеплом, а джунгли Явы на сотни лет спрятали его от людских глаз.
Заброшенный храм европейцы нашли в начале XIX века. В 1814 году британские колонизаторы Явы, высадившись на остров, обнаружили на холме среди джунглей камни верхних террас Боробудура.
По поручению губернатора Явы 200 человек за 2 месяца расчистили верхний ярус храма, вырубили деревья и проложили просеку к вершине священного холма, но денег на реставрацию не хватило: полностью строение показалось в 1855 году.
Интересно! Многочисленные вандалы, пользуясь случаем, растаскивали и разворовывали храм.
Генеральная реставрация, спонсорами которой выступили Германия и Франция, Кипр и Бельгия, Австралия, началась в 1973 году. В проекте участвовало 600 человек. В храме демонтировали 800 тысяч каменных блоков нижних террас, укрепили холм и вновь собрали каменные блоки.
Для замены недостающих фрагментов вытесали 5000 новых каменных плит, улучшили дренажную систему. На восстановление Боробудура потратили 6,9 миллиона долларов, но сегодня храм выглядит так же, как и 1200 лет назад.
Архитектурные особенности
Храмовый комплекс, занимающий площадь 1,5 га, возведён в форме огромной ступы из двух миллионов каменных блоков. Фундамент Боробудура – в форме квадрата со стороной 118 метров.
Комплекс построен вокруг холма, обложенного камнями. 55 тысяч кубометров камня уложены без скрепляющей смеси, они плотно и точно подогнаны друг к другу. Храм в виде пирамиды, возвышающейся над землёй на 34 метра, – без внутреннего пространства
На основании возвышается 9 ярусов: шесть квадратных и три – круглых. С увеличением высоты над землёй уменьшается площадь уровней храма.
Интересно! Каждая из сторон Боробудура сориентирована по сторонам света с лестницей и входом на верхние ярусы.
Лестницы проходят под арочными воротами, которые украшают 32 скульптуры львов, которые отгоняют злых духов, мешающих восхождению к просветлению человеку. В верхней части каждой арки – голова богини Кали, несущей смерть и дарящей жизнь; по бокам – фигурки мифических морских чудовищ. Центральный вход в храм, расположенный с восточной стороны, открыт только для буддийских монахов.
Раскопки показывают, что храмовый комплекс был окрашен в чёрный и красный, синий и золотой цвет по белоснежной штукатурке. Проливные тропические дожди смыли краску и превратили храм в тёмно-серую груду вулканического камня.
Борубудур – каменная энциклопедия буддизма
Боробудур называют храмом тысячи Будд. Стены галерей выложены из каменных плит, на которых по периметру помещены барельефы, рассказывающие о жизни принца Сиддхарт Гаутамы (Будды).504 статуи Будды украшают храм.
Буддистская идея
Совершая ритуальный обход ярусов храма, паломники знакомятся с жизнью Будды и его учением, которое изложено на 2672 барельефах. Направляясь к вершине, пилигримы продвигаются по системе лестниц и коридоров через три уровня храма, символизирующих буддистскую идею – последовательное развитие души человека от низшей ступени до высшей.
Нижний уровень храма – символ плотских утех, греховный мир, полный страстей, где человек не осознаёт себя и живёт по законам кармы. 160 резных каменных изображений иллюстрируют чувственные страсти людей. Здесь 104 ниши со статуями Будды.
Средний уровень повествует о скитаниях Будды, который в поисках смысла жизни исследует мир через преодоление своих желаний. 328 статуй Будды сопровождают путника на этом уровне.
Высший уровень – мир без форм, поэтому изобразить его сложно. Это три круглые террасы. На верхней террасе – центральная крупная ступа диаметром 15 метров и высотой 8 метров.
Символ вечности, в натуральную величину, ступу окружают 72 маленькие ступы колоколообразной формы с ромбовидными отверстиям. Внутри, за резными ограждениями – статуи Будды. Барельефов наверху нет: здесь обитель богов, место, где душа обретает бессмертие.
Каждый человек может пройти этим путём и достичь просветления, осознав себя. Путь очень привлекателен, но в то же время полон хитростей и непредвиденных ловушек.
Статуи Будды
На первый взгляд кажется, будто все 504 статуи Будды выглядят одинаково. Тонкое различие между ними – в расположении кистей рук. У Будд, сидящих на востоке, руки касаются земли. Это символ правоты буддистского учения.
Кисти рук Будд, сидящих на юге, подняты вверх, что обозначает исполнение всех желаний. Западные Будды сидят, сложив руки на груди, это поза медитации. Будды, охраняющие северную сторону, левую руку опустили на колено, а правую поднимают в умиротворённом жесте, тем самым вдохновляют пилигримов идти дальше по пути спасения.
Барельефы Боробудура – книга для паломников
Барельефы Боробудура – отражение истории буддизма. Повествование ведётся в форме «рассказов» о предыдущем рождении Будды.
На заметку! Согласно повествованию, Будда родился 504 раза под видом королей и учёных мужей, принцев и рабов, воров и азартных игроков.
Много раз он родился под видом животных: льва и оленя, обезьяны и лебедя, большой черепахи, перепела и лошади.
Благодаря барельефам, мы узнаём об обычаях, пище, животных и средствах передвижения, музыкальных инструментах яванцев того времени.
Барельефы показывают рынки и сцены работы в поле, образцы архитектуры того времени. Каменная резьба запечатлела королей и королев, придворных и солдат, служащих и простолюдинов, священников, танцоров и отшельников.
Барельефы изображают и мифических духовных существ: это асуры (низшие божества), боги, киннары (мифические существа в виде людей с конскими головами) и апсары (небесные танцовщицы). Изучая каменные изображения, историки узнают об архитектуре и вооружении того времени, экономике, моде и торговле, ремёслах и украшениях.
Боробудур восхищает необыкновенной тишиной и величием, монументальностью и неземной красотой, Боробудур погружает в атмосферу таинственности и буддийского спокойствия.
Видео: возрожденный из пепла