Содержание статьи
Что скрывает Храм Гроба Господня – история и обзор святыни
Храм Гроба Господня в Иерусалиме
Взгляд сквозь века
Место распятия, погребения и воскресения Иисуса Христа ранние христиане хранили и почитали. Во времена императора Константина Великого, когда христианство в Риме заимело статус государственной религии, на месте Голгофы появилась первая христианская церковь.
В 325 году мать Константина I, 80-летняя Елена, после сновидения, в котором ей повелевалось «отправиться из Рима в Иерусалим и вывести на свет места, закрытые нечестивыми», начала поиски пещеры Гроба Господня. Найти пещеру и обрести Животворящий Крест помог Елене местный житель. На месте находок заложен первый храм Гроба Господня, который торжественно освятили 13 сентября 335 года в присутствии императора Константина и духовенства из разных стран.
В начале XI века храм Воскресенья Христова уничтожили по приказу египетского халифа Аль-Хаким-Амруллаха. На реконструкцию святыни по указанию византийского правителя Константина Мономаха потребовалось полвека. На долю храма выпали погромы, пожары и природные катаклизмы.
Пожар 1808 года переменил внешность храма, землетрясения 1545 и 1927 годов серьезно его разрушили. В начале XX века здание укрепили стальными конструкциями и украсили новыми фресками. В таком виде храм Гроба Господня по сей день.
Комплекс храма Гроба Господня
Храм Воскресения Христова огромен и величественен. Приделы, связанные с моментами распятия Христа, хранят атмосферу святости. В комплекс храма Гроба Господня входят:
Храм разделен между 6 конфессиями христианской церкви: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской. Каждой выделены приделы и часы для молитв.
Во избежание раздоров между конфессиями по традиции ключи от главного входа с 638 года переданы на постоянное хранение арабской семье Джуди, а право каждый день открывать этими ключами вход – семье Нусейба. Девять веков привилегия передается от отца к сыну.
Приделы комплекса:
- Придел Адама с его главой, на которую во время распятия стекла пречистая кровь Спасителя, пролившись сквозь расселину в скале, омыла грех Адама. Поэтому на Голгофе внизу распятия изображается череп.
- Придел Тернового Венца с венцом, возложенным в Претории на главу Иисуса Христа. Под престолом – часть камня, на котором сидел Господь, когда возлагали ему венец.
- Придел обретения Животворящего Креста с входом в храм святой Елены. На месте обретения Креста – греческий престол. Здесь сохранены огромные обломки природных скал в том виде, в каком они остались после землетрясения во время распятия Христа. В память о событии обретения Креста в Православной церкви установлен праздник Воздвижение Креста Господня 27 сентября.
- Придел Разделения Риз с иконами, изображающими сцены разделения хитона Христа после казни. По обычаю того времени распявшие Христа делили его одежды, бросая жребий.
- Придел Марии Магдалины с отмеченным мраморным кругом местом явления воскресшего Христа.
Внутреннее убранство храма
Храм находится в совместном владении и управлении нескольких конфессий. В управлении католиков:
Армянам принадлежат:
Западный алтарь Кулуквии принадлежит коптам.
Эфиопы владеют:
Сирийцам дано право проводить службы в праздники и выходные в армянском приделе Никодима. Православной церкви Иерусалима принадлежит общее руководство храмом, Кулуквией и Католиконом. Поочередно все конфессии проводят службы у Гроба Господня.
Внешнее оформление
Благолепие храма соответствует его высокому назначению. Главный фасад выполнен в романовском стиле. Первоначально вход украшало мраморное панно с изображением захоронения Спасителя и Входом Господним в Иерусалим. Вход в храм с двумя большими дверьми. Во времена мусульманского правления вторая дверь закрыта кирпичной кладкой.
Левую часть портала украшает колонна из белого мрамора – Колонна Благодатного Огня, расколотая молнией во время первого схождения Благодатного Огня в 1634 году в праздник Великой Субботы. В этот день православные и армянские христиане спорили о праве первыми провести службу. Во время их препирательства грозовая туча разразилась сильнейшей молнией, расколов колонну и породив Священный Огонь.
Голгофа – место казней
Голгофа – холм, где во время жизни Христа казнили преступников, предавая распятию – самой позорной смерти. В переводе Голгофа обозначает «лобное место». В утесе Голгофы, в небольшой пещере, стерегли преступников, приводимых на казнь. Здесь, сидя на камне, ожидал распятия Христос, поэтому место называется Темница Христова.
На площади перед Голгофой собравшийся народ наблюдал за казнью преступника. В лощину возле скалы бросали тела и кресты распинаемых, куда повергли и Крест Господень, засыпав землей и камнями. По указанию святой Елены раскопали и обнаружили пещеру, в которой погребли Иисуса Христа, Животворящий Крест Господень, 4 гвоздя и табличку с надписью: «INRI» (аббревиатура Иисус Назарянин Царь Иудейский).
По преданию, святая Елена обнаружила три креста. Чтобы определить настоящий, кресты поочередно прикладывали к гробу недавно умершей женщины. Когда прикоснулись настоящим, свершилось чудо воскрешения. На месте находки заложили храм Гроба Господня. Кресты разбойников обозначены черными кругами на мраморном помосте Голгофы.
Кафоликон
Кафоликон – греческий придел, самая большая по площади и красивая часть храма Воскресения Христова, кафедральный собор. Внутренние размеры 22,3 метра в длину и 13,7 в ширину. Над Кафоликоном возвышается большой купол (Ротонда), украшенный разноцветной мозаикой. На куполе – необычайной красоты крест.
Резной иконостас украшают иконы в золотых окладах. Над центром храма висит огромное паникадило (светильник) с византийской символикой. Недалеко от входа в Кафоликон – Пуп Земли (ваза Омфал).
Ваза Омфал – каменная чаша в форме цветка из желтого мрамора, украшенная резьбой. В центре чаши – шар, символизирующий Землю и центр христианского мира. Для христиан символический центр Земли навсегда связан с местом вознесения Христа.
Доступ к чаше паломникам запрещен, за ее сохранностью следят монахи из местных обителей. Чаша настолько легкая, что пришлось сковать цепью, чтобы постоянно не сдвигалась.
Кувуклия – «опочивальня Господа»
Кувуклия в переводе с греческого языка обозначает «опочивальня», то есть «опочивальня Господа». Здесь устроена часовня, малая церковь, где находится главная православная Гроб Господень.
Внутреннее убранство часовни торжественно: отделка из желтого и розового мрамора с украшениями по стенам и куполом посредине. По периметру (8 на 6 метров) – неугасимые свечи, лампады и вазы с живыми цветами. На стенах – тексты Пасхальных песнопений. По карнизам – драгоценные старинные иконы. Внутри – два придела: придел Ангела и придел Гроба Господня с каменным ложем.
Придел Ангела, благовестника радостного Воскресения Христова, хранит фрагмент отваленного от Гроба Христа камня, который возвышается на пьедестале в мраморной вазе.15 лампад в 3 ряда освещают слева изображение Жен-мироносиц, а справа – простирающего к ним руку архангела Гавриила. Надпись по-гречески вверху портала гласит: «Что ищете живого среди мертвых? Он воскрес»!
Вход в придел Гроба Господня – низкий и узкий, высота 112 см и ширина 72 см. Пещера также мала – одновременно перед гробом могут стоять только три человека. Верх Гроба покрывает мраморная доска, служащая во время Литургии жертвенником, на котором готовятся Святые Дары для Евхаристии. Ввиду особого благоговения к святыне молящиеся выходят из пещеры спиной вперед и лицом к гробу.
Здесь, в маленькой пещере, бездыханный и безжизненный, лежал тот, кто дает жизнь всему творению, кто был создателем всего мира. Здесь Христос одержал победу над дьяволом, добро восторжествовало над злом, здесь Христос воскрес.
В великую пятницу совершается Чин погребения Плащаницы. Покрытую лепестками роз плащаницу 6 архиереев переносят с Голгофы на Камень Помазания. Камень Помазания – место, где праведный Иосиф с Никодимом положили бездыханное тело Иисуса, снятое с креста, помазали благовониями и обвили Плащаницей. После литии у Камня плащаницу торжественно переносят и полагают на Тридневное ложе, затем уносят в алтарь Кафоликона.
Схождение Благодатного Огня
С древних времен и до настоящего времени в Великую Субботу на Гробе Господнем паломники участвуют в чине нерукотворного сошествия Огня на Гроб Господень, на свечи верующих и потушенные лампады.
Благодатным называется особый огонь, который выносится из храма Гроба Господня при проведении торжественного богослужения в Великую субботу, накануне христианского пасхального Воскресения.
Эта церемония – символ воскрешения Иисуса Христа. Само действо происходит в часовне, после чего от вынесенной лучины паломники зажигают свои связки свечей, в которых ровно 33 – по числу прожитых земных лет Христа.
В XVI веке армяне в Великую Субботу не пустили на церемонию Схождения Огня в храм Воскресения православного Патриарха. Тогда Огонь изошел из колонны, где стоял Патриарх. Теперь верующие лобызают эту рассеченную и обожженную колонну – свидетельницу истинности православного вероучения.
Между Кулуквией и Камнем Помазания на полу – мраморный круг, огражденный железным решетчатым колпаком. Здесь стояла Божья Матерь, когда Христа сняли с Креста и обвили плащаницей.
Гроб Господень свободно доступен для любого паломника, когда он открыт и не совершается служба на Гробе. Наилучшие дни для посещений – те, которые не совпадают с большими христианскими праздниками.