Содержание статьи
Как обнаружили Храм на Тепе-Гавра в Месопотамии и о чем рассказали древние стены
Храм на Тепе-Гавра
На севере Месопотамии, на Тепе-Гавра, в культурном слое XI-A (III тысячелетие до н. э.), был обнаружен и исследован так называемый «Круглый дом», представляющий большой научный интерес.
Среди мелкой жилой застройки он выделяется своими относительно большими размерами, массивными, метровой толщины внешними стенами, круглой формой плана, четкой планировочной структурой.
Исследованиям на Тепе-Гавра посвящен двухтомный капитальный труд Артура Тоблера, где уделено особое внимание «Круглому дому» как оригинальному памятнику материальной культуры пятитысячелетней давности.
Функциональное назначение «Круглого дома» явилось предметом научных дискуссий, в результате которых храмовое назначение сооружения было отвергнуто, мавзолейное — тоже, поскольку памятник не имел ни культового фокуса, присущего храмам, ни захоронений.
В конечном итоге установилось мнение о крепостном, оборонном назначении сооружения. А. Тоблер пишет: «Ряд черт этого здания— круглый план, массивные стены, единственный вход, центральное положение в поселении — позволяют без колебаний отнести его к неординарному архитектурному сооружению пласта XI-A и не сомневаться в его военном назначении. Это находит свое дальнейшее подтверждение в найденных здесь в большом количестве стрелах, булавах, каменных топорах».
Соглашаясь с А. Тоблером, что «Круглый дом» на Тепе-Гавра — исключительно интересный памятник архитектуры, мы позволили себе усомниться в принадлежности его к оборонным сооружениям не только потому, что аргументация автора представляется неубедительной, но и потому, что в этом сооружении мы усматриваем признаки храма с культовым фокусом — залом под открытым небом на эксплуатируемой плоской крыше одноэтажного здания, которое могло нести и функции древнейшей астрономической обсерватории.
Рассматривая чертеж плана «Круглого дома», опубликованный А. Тоблером, невольно задаешься вопросами:
1) чем вызвана прямоугольная четкая структура плана здания с частым расположением взаимно перпендикулярных внутренних стен и почему наружная круглая стена толще внутренних?
2) почему понадобилось утолщать внешнюю стену дома почти на целый метр на северо- западном участке протяженностью 7 м?
3) почему здание имеет круглую форму?
4) чем объяснить отклонение оси здания от меридиональной плоскости на 49°?
Думается, что поиски ответов на эти вопросы в конечном итоге смогут привести к разгадке тайны «Круглого дома» на Тепе-Гавра.
Планировочная структура «Круглого дома» представлена мелкими помещениями с частым расположением внутренних стен при пролетах от 2,2 до 2,8 м. Это была конструктивная основа, обусловленная замыслом проекта — необходимостью создать прочную, устойчивую тектоническую структуру, могущую нести нагрузку второго этажа, где располагалось главное помещение храма — зал под открытым небом.
Нагрузка от толпы значительная. Это не могли не учитывать строители «Круглого дома». Примечательно, что внутренние стены тоньше круглой наружной стены. Это можно объяснить тем, что наружная стена была выше внутренних и возвышалась над плоской кровлей сооружения. Кроме того, наружная стена имела утончение — скос, и поэтому на уровне второго этажа толщина стены была меньше и не превышала 40—50 см.
Все помещения, расположенные у внешней стены, имели, вероятно, световые проемы, а помещение N имело люки — световые отверстия в плоском покрытии. Помещение G, как установлено археологами, являлось зернохранилищем. Это наводит на мысль, что храм- обсерватория мог пользоваться подношениями населения в виде зернопродуктов.
Утолщение внешней стены в северо-западном секторе — это основание лестницы, заложение которой в 7 м при уклоне 5:4 с учетом наличия одной лестничной площадки на уровне плоской крыши обеспечивало подъем на высоту одного этажа.
Плоская крыша имела парапет высотою в рост человека, благодаря этому здесь возникало замкнутое пространство — зал под открытым небом, где могли совершаться моления, религиозные церемонии и священнодействия перед алтарем-ложем, расположенным на оси здания. Основание алтаря сохранилось в помещении I в виде сырцовой стенки. Зал под открытым небом на крыше размером 225 кв. м мог свободно вмещать 100—120 молящихся.
Организация «храма» под открытым небом — традиция астрального культа шумеров, восходящая ко времени, когда этот народ пребывал в горной местности и молился Небу—богу Тенгри — на вершинах гор. Переселившись в долину Двуречья, они стали возводить искусственные горы — многоступенчатые башни-зиккураты, на вершине которых религиозные церемонии заканчивались богослужением.
Зиккуратам Шумера посвящена большая научная литература, которая сопровождается проектами реконструкции их былого облика. Они вошли во все учебники по истории архитектуры.
Правдивость реконструкции нижней части зиккуратов не вызывает сомнений, поскольку она основана на сохранившихся остатках. Завершения зиккуратов не сохранились, в связи с чем в реконструкции верхней части возникли трудности.
Описание восьмиступенчатой Вавилонской башни с храмом на ее вершине, принадлежащее Геродоту, позволило ученым по аналогии реконструировать зиккураты Шумера. Тем не менее можно утверждать, что зиккураты Шумера завершались круглым храмом, имевшим «крышей» небесный свод. Этот вывод подтверждается косвенными данными — археологическими исследованиями на Мохенджо-Даро, где на вершине зиккурата сохранились остатки круглого сооружения.
Следует признать, что круглая форма ограды святилища на вершине зиккурата обеспечивала одинаковые условия наблюдения всех сторон горизонта, деление окружности на равные доли могло становиться мерой при фиксации положения светила при его восходе и закате на горизонте.
Мы не знаем, какими инструментами располагали шумерские жрецы для астрономических наблюдений.
Круглую форму плана здания на Тепе-Гавра проще простого было бы объявить ее солярным символом, как это делают некоторые ученые, поскольку Солнце было в числе почитаемых шумерами богов. Однако это первый памятник, относящийся к III тысячелетию до н. э., позволяющий поставить вопрос о пользовании горизонтальным кругом как астрономическим инструментом.
Вероятно, «Круглый дом» был посвящен божеству плодородия. В этом свете заслуживает внимания описание обряда, посвященного плодородию, который совершается на вершине зиккурата во время пышного ежегодного праздника по случаю нового года. Для исполнения главных ролей в этом обряде избирались молодые жрец и жрица, которые на это время отождествлялись с богом и богиней плодородия. Религиозная процессия заканчивалась у зиккурата. Жрец и жрица поднимались на его вершину, где в присутствии единственного жреца совершался священный акт — брачный союз, который лишь один мог гарантировать богатый урожай в новом сезоне.
«Круглый дом» имеет ярко выраженную планировочную ось, направленную с северо-востока на юго-запад с отклонением от меридианной плоскости на 49°, что было, как нам представляется, далеко не случайным. Храм был ориентирован на восход Луны, поскольку Тепе-Гавра находится на широте около 37°.
Исследуемый храм на Тепе-Гавра являлся, быть может, форпостом астрального культа.