Храм Собора Пресвятой Богородицы: история от основания до наших дней, обзор святынь

Храм Собора Пресвятой Богородицы – наследие Строгонова и памятник архитектуры

Храм Собора Пресвятой Богородицы: история от основания до наших дней, обзор святынь

Храм Собора Пресвятой Богородицы

Основатель собора – Григорий Строганов

Богатый купеческий город Нижний Новгород привлек внимание русского предпринимателя, купца Григория Дмитриевича Строганова. Владелец 200 деревень и 15 тысяч крепостных крестьян, выгодно торговавший здесь солью, открыл в городе контору и рядом на горе занялся возведением храма в честь праздника Собора Пресвятой Богородицы, отмечаемого на следующий день после Рождества Христова.

Красно-белый силуэт храма выделялся на фоне зеленого волжского откоса, а рядом возвышались каменные палаты солепромышленника и политического деятеля, представителя дворянского рода Строгановых – Григория Дмитриевича.

Архитектура и материалы для строительства и отделки

Храм в честь Собора Пресвятой Богородицы – каменная двухэтажная пятиглавая церковь с отдельно стоящей колокольней.

Концепция церкви

Внешне церковь напоминает драгоценную резную шкатулку: монументальность здания сочетается с изысканным, ювелирно выполненным пышным убранством. Изящная каменная резьба – виноградная лоза и цветы, яблоки и груши, гранаты и персики, раковины и причудливые завитки покрывают сплошным ковром стены.

Пять глав церкви, поставленные по сторонам света, увенчаны коваными ажурными крестами сложного рисунка. Красно-кирпичные стены, затейливая белокаменная резьба и разноцветные маковки, как главы храма Василия Блаженного в Москве, – украшение города.

Храм Собора Пресвятой Богородицы: история от основания до наших дней, обзор святынь

Темно-малиновый цвет фасадов, на котором нарядно смотрелась белокаменная резьба, расписан желтыми, голубыми и зелеными цветами. Наверху двухъярусной церкви – двухапсидный алтарь, молельный зал, трапезная и паперть.

С начала образования церкви богослужения проходили во втором, пышном и красивом, ярусе, первый этаж заняли склады. Богатое внешнее оформление церкви символизирует райский сад, Царство Небесное на земле.

Колокольня

Стройная колокольня, устремленная ввысь, символизирует земную свечу Богу. Первый ярус, выполненный в виде триумфальной арки, – парадный вход в церковь, который украшают изящные гирьки-висяги и предваряют иконы преподобного Сергея Радонежского, Пресвятой Богородицы и преподобного Серафима Саровского.

Храм Собора Пресвятой Богородицы: история от основания до наших дней, обзор святынь

По уровню второго яруса колокольню соединили с папертью собора крытым переходом. На колокольне Строгановской церкви – часы, которые музыкальным боем отмечают фазы Луны и времен года. 80-килограммовый колокол в верхней части колокольни каждый час отбивает нужное время. На верху колокольни, под крестом – флюгер в виде узорного флажка, символическое значение Святого Духа.

Храм Собора Пресвятой Богородицы: история от основания до наших дней, обзор святынь

Из истории храма

Храм освятили в 1713 году. Спустя три года в Нижний Новгород приехал Петр I, чтобы отслужить молебен в связи со своим 50-летием. Легенда гласит, что император в гневе покинул храм, приказав его закрыть, что и было сделано. Службы возобновились, спустя 2 года после смерти царя, в 1727 году.

Храм Собора Пресвятой Богородицы: история от основания до наших дней, обзор святынь

Император обнаружил в церкви две иконы, которые он лично заказал мастеру Караваку для Петропавловского собора Санкт-Петербурга. Григорий Дмитриевич Строганов, увидев иконы в мастерской художника, тайно от государя купил их, попросив мастера для Петропавловского храма написать другие.

Здесь же вскрылось еще одно обстоятельство, взбесившее вспыльчивого императора. Крепостной иконописец, учившийся в Голландии на средства Григория Дмитриевича Строганова, написал для собора икону «Спас Вседержитель».

В образе Христа мастер изобразил заказчика храма Григория Дмитриевича. Петр I, увидев образ, гневно воскликнул: «Я должен поклоняться Гришке Строганову, холопу моему? Не бывать этому!».

Храм трижды горел. На средства внука основателя храма, Александра Сергеевича, в 1812 году храм отреставрировали, укрепив дополнительной стеной.

В 1930 году храм закрыли. Во время Великой Отечественной войны здание использовали как аптечный склад, благодаря этому сохранился старинный иконостас – 43 иконы конца XVII столетия из 46 уцелели. В 60-е годы XX века Строгановскую церковь передали краеведческому музею.

Храм Собора Пресвятой Богородицы: история от основания до наших дней, обзор святынь

В 1993 году храм заново освятил митрополит Николай. На освящении присутствовали представители областной администрации, великие княгини Леонида Георгиевна и Мария Владимировна Романовы, а также князь-отрок Георгий и сопровождавший их режиссер Никита Михалков, который помог восстановить храм.

Интерьер Строгоновской церкви

Интерьер церкви скромнее фасадов. Алтарь храма трехапсидный. Апсида – пониженный выступ здания, примыкающий к основному объему. Апсиды в церквах устраиваются в память о времени гонения на ранних христиан. Монахи, скрываясь от преследования, молились в пещерах и маленьких, низких кельях, выдолбленных в скалах.

Внутреннее обустройство церкви

В северной апсиде – жертвенник, на котором совершается Проскомидия, когда кислый хлеб и вино особым образом готовятся к таинству Причащения. В южной апсиде – ризница для хранения облачений при богослужении и священных сосудов. В средней апсиде – престол, священное место в храме. Престол церкви посвящен православному празднику Собору Пресвятой Богородицы.

Престол храма – это место присутствия Божественной Славы. Здесь совершается таинство Евхаристии (Причащения) – в переводе с греческого языка «благодарение». Алтарь устроен на возвышенном месте и знаменует горницу, где состоялась Тайная Вечеря Господа с учениками. В алтаре три окна – символ троического света Божества.

Храм Собора Пресвятой Богородицы: история от основания до наших дней, обзор святынь

В алтаре у восточной стены, напротив престола – горнее место, где установлено кресло-трон, что обозначает таинственное присутствие Небесного Царя Господа Иисуса Христа.

Возвышение, на котором стоит алтарь и иконостас, – солея, полукруглый выступ в центре солеи напротив Царских врат – амвон. Амвон – символ камня, отваленного ангелом от дверей Гроба Господня и возвестившего о Воскресении Христовом.

Молельный зал

Молельный зал церкви небольшой по размерам, но очень светлый. В каждой из пяти глав церкви – окна, солнечные лучи легко попадают в молельный зал, падая на иконостас. Поражает тонкая пышная резьба и красочная живопись иконостаса. Выразительны иконы «Поклонение волхвов» и «Собор Богоматери», « Спас Вседержитель», написанные крепостным мастером, учившимся в Голландии.

Храм Собора Пресвятой Богородицы: история от основания до наших дней, обзор святынь

Пол молельного зала выложен из метлахской плитки. На втором этаже – хоры, прославившиеся пением. На стенах вокруг хоров фрески:

  • Иудеи побивают камнями первомученика архидьякона Стефана.
  • Укрощение бури Господом нашим Иисусом Христом.
  • Пророк Моисей молится перед Господом за народ Израилев.
  • Моление царя Соломона.
  • Моление Анны неплодной, будущей матери пророка Самуила у входа в Иерусалимский храм.
  • Встреча Иисуса Христа с женщиной хананеянкой (язычницей).
  • Вход в молельный зал предваряют иконы истинных учеников Господа:

  • Иоанна Златоуста;
  • Тихона Задонского;
  • Игнатия Бренчанинова;
  • Феофана Затворника;
  • Григория Богослова.
  • Здесь же фрески равноапостольного князя Владимира и равноапостольной Ольги В киотах – иконы Благовещения и святителя Николая Чудотворца.

    Храм Собора Пресвятой Богородицы: история от основания до наших дней, обзор святынь

    Трапезная

    Стены трапезной части храма расписаны картинами на библейские сюжеты. Восточная стена – малый иконостас, украшенный виноградными гроздьями, – покрыта белокаменной резьбой с позолотой. Вверху – иконы Иисуса Христа и четырех евангелистов. Евангелист Марк символизируется Львом в ознаменование могущества и царственного достоинства Господа.

    Орел при евангелисте Иоанне символизирует высоту евангельского учения и сообщаемых в нем Божьих тайн. Луку изображают с Тельцом, подчеркивая жертвенное служение. При евангелисте Матфее изображен Ангел как символ послушничества в мир Сына Божия. Венчает ряд Голубь – символ Святого Духа.

    Храм Собора Пресвятой Богородицы: история от основания до наших дней, обзор святынь

    Ниже – фрески-иллюстрации:

  • беседа Господа с самаритянскою;
  • несение Господом Креста;
  • воскресенье четырехдневного Лазаря.
  • Святыни храма

    1. Старинная икона Николая Чудотворца.
    2. Иконы с частицами мощей преподобного Серафима Саровского, митрополита Филарета Московского и оптинских старцев в ковчеге.
    3. Чтимая Державная икона Божьей Матери.

    Православный храм Собора Пресвятой Богородицы действующий, принимает и верующих, и туристов в любой день. Богослужения проходят ежедневно, престольный праздник – 8 января. По словам святителя Иоанна Кронштадтского, в храме все поучительное нет ничего праздного и ненужного.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *