Хорошая новость для любителей Индийских огурцов — Индийские огурцы по-прежнему в моде. И закрома Родины ломятся от обилия предлагаемых дизайнов. Среди широких народных масс орнамент известен попросту — «в огурец». Профессиональное название принта — «пейсли». По имени города в Шотландии, ставшего однажды (и ненадолго) главным поставщиком платков с таким рисунком по всей Европе. А уж вовсе изысканные и вычурные господа могут сказать — «в кукумбер». Страшно далеки они от народа со своей самоиронией.
Как и всякая вещь восточного происхождения имеет запутанную и таинственную историю. 2020 лет min. Считается, что изначально кисть ремесленника вывела самую-самую первую-первую прото-прото-каплю-завиток где-то на стыке Кашмира и Персии…
… услыхав про Индию / Персию, увидав такую красоту (см.выше), взволнованный ум тут же выдает на-гора побочный (умственный) продукт; и яркие образы следуют один за другим:… махараджи-рубины-изумруды… 72 конкубинки танцуют в газовых шароварах (все снова девственницы, все обнулились)… павлины с хвостом… евнухи без хвоста… короче, Восток и нирвана. Не вставить и не вырвать.
На Западе древний дизайн неожиданно всплыл (опять из Индии) и забулькал в мятежные 60-70 прошлого века. На гребне интереса ко всему восточному, как визуальный довесок к медитации-левитации или игре на ситаре-тамбурине. И быстро стал ещё одним символом неприятия / непослушания. Сигналом «свой / чужой» для низвергателей истеблишмента, хиппи и всего прогрессивного человечества (кроме троцкистов. Прим.переводчика) — этакая нетрадиционная ценность в пику традиционным. Вроде как ещё два (№18 и №19) контрольных выстрела в голову буржуазии со всеми её буржуазными представлениями о прекрасном (типа мильфлер или дамаст. Про мильфлер и дамаст как-нибудь в следующий раз). В домашний интерьер пейсли широко переползёт немного позже. А для начала стали носить одежду в огурцах — большей частью штаны и рубахи. Цвета и оттенки – бодрые, дерзкие (как воды горной реки Терек) и галлюциногенные (тоже не без причины). Шамбала, одним словом… сейчас можно изредка увидеть на Khao San Road (ถนนข้าวสาร) в Бангкоке.
Потом, когда все эти нон-конформисты схлынули, публика как-то так решила, что надо бы всю эту нирвану охолонить. Потом, впрочем, решила, а зачем? Вроде, славная страница истории. К тому же мало, кто помнит. С тех пор пейсли расплодился во все стороны и во всех видах. Напридумывали и понашили постельного белья в огурцах, занавески в огурцах, огурцами стали обивать диваны, кресла и сидушки стульев. Стали печатать огурцы на рулонных шторах и полиэтиленовых пакетах — одно время был такой сильно модный аксессуар в СССРии. Популярности дизайну мощно добавили Kenzo и Etro. Так пейсли стал ещё и статусным, и гламурным. Сейчас — это универсальный дизайн и для традиционных, и для ультра-ультра интерьеров. Один из многих. Такая вот славная история взлётов и падений.
Притягивает взгляд, и всегда в центре внимания. Когда взгляд этот захочется немного рассеять, то можно в тон одеялу подобрать и повесить шпалеру-гобелен (см.выше). Только обязательно настоящую, средневековую, из замка. Важно помнить, что дешёвая шпалера-новодел утомленный взгляд рассеивает хуже чем аутентичная с аукциона.
Никто никуда не бунтует. Всё очень спокойно, выдержано и буржуазно (см.выше). Но есть вопрос: Зачем на стуле, на который, очевидно, никто никогда не присаживался, лежит подушка? Автор монографии «Особенности домашнего убранства в Венгрии 1956 года» Laslo Dere считает, что подушку заботливая рука положила вовсе не для удобства. Хитрость риелтора состоит в том, что ощущение пространства можно усилить, если один принт поддержать другим принтом в тех же тонах — пусть это будет пейсли и чередование полос или пейсли и некрупный абстрактный узор. В нашем случае — «в огурец» и что-то вроде tribal design. Так умелый продавец создаёт видимость дополнительного объёма. Убери второй принт, и помещение зрительно будет казаться более плоским, — продать квартиру будет сложнее. Пейсли, как считает Laslo Dere, а его мнение разделяет большинство исследователей, лучше всего комбинируется с геометрическими дизайнами.
Здесь тоже всё хорошо и сбалансированно. Как создать такую лепоту вокруг, читай самый первый текст «Купание красного коня в Желтой реке Хуанхэ» про цветовой круг Иттена.
Заставка перед текстом, первые 6 картинок с образцами и последняя фотография — Gräflich Münster’sche Manufaktur; стена с фотообоями — ohpopsi; далее по тексту — Etro; рулонная штора — Clarke & Clarke