И вот однажды вечером, когда все это, наконец, к чертям собачьим, закончилось, усталая хозяйка налила себе стакан водки, села в brand-new широкое кресло изумрудного цвета (неслыханной красоты), опять посмотрела на штору цвета Средиземного моря, оттенка как в Греции-Турции; и подумала, как же так получилось само собой, что лепота такая кругом.
Но мы-то знаем, что само собой ничто не происходит, и у всего есть причина. Даже чушка фермерская сама собой не поросятится. А получиться так могло в двух случаях:
Случай первый – Зина Коловратова дизайнер от рождения. И такое,- не побоимся!,- висцеральное понимает цвета у неё с самых-пресамых младых ногтей. Она в таком виде у мамки из утробы выскочила.
Случай второй – Зина внимательно прочитала и запомнила несколько базовых правил Теории Цвета. Стала их по ходу жизни применять, сначала механически, а потом и творчески, а потом стала их ещё и нарушать – тоже творчески.
Высокоумный теоретик (… и практик, и профессор, и многое ещё чего…) современного искусства Иоханнес Иттен (Itten, Johannes 11.11.1888 – 03.25.1967. Жил долго — до 78+. Теоретики, надо сказать, вообще, живут долго.) в своей знаменитой книге «Искусство цвета» выразил эту простую мысль следующим запутанным образом:
«Если вы, не зная законов цвета, способны создавать шедевры, то ваш путь заключается в этом незнании. Но если вы, не зная этих законов, не способны создавать шедевры, то вам следует позаботиться о получении соответствующих знаний»
Вот и мы пойдём этим путём, вслед за Зиной Коловратовой.
[Данный пост по прочтении сжечь! Или, в нарушение приказа (злонамеренно, по наущению или как результат плохой слышимости), сохранить в закладках – быстрый подручный тест проверить, правда ли, что вся ваша цветовая гамма (вместе и по-отдельности) — просто улёт к звёздам, или почему всё пошло наперекосяк.]
• ЦВЕТОВОЙ КРУГ ПО ИТТЕНУ
Начиная с 1961 года, а «Искусство цвета» вышло из печати за 6 лет до смерти автора,- цветовой круг стал хрестоматийным объяснением, как мы понимаем цвет и как воспринимаем разные цвета во взаимодействии.
Есть 3 первичных цвета: Жёлтый, Красный, Синий. Их нельзя получить, если смешать какие-то другие цвета. В центральном треугольнике.
Есть 3 вторичных цвета: Оранжевый, Фиолетовый, Зелёный. Получились, если смешать первичные цвета. Вписаны в шестиугольник.
- Желтый + Красный = Оранжевый
- Красный + Синий = Фиолетовый
- Синий + Жёлтый = Зелёный
Есть ещё третичные цвета: назовём их условно Жёлто-Оранжевый, Оранжево-Красный, Красно-Фиолетовый, Фиолетово-Синий, Сине-Зелёный и Зелёно-Жёлтый — 6 сегментов на внешнем круге. Получили смешав первичный цвет со вторичным. В нашем круге – это сегменты между проекциями 3 первичных и 3 вторичных цветов. Всего цветов 12 штук, дюжина.
Цвета верхней части круга — светлые, тёмные цвета – в нижней части. Наибольший контраст — между самым светлым Жёлтым вверху и самым тёмным Фиолетовым внизу. Почему здесь нет чёрного, белого – про это в другой раз. Где серый, бежевый, коричневый… — тоже потом.
Красные, Оранжевые и Жёлтые цвета в правой части круга считаются тёплыми – солнце, раскалённый утюг / кочерга, диверсанты подожгли производственные помещения, подсолнухи Ван Гога, красный петух … и так до бесконечности. Цвета слева – Зелёные, Синие, Фиолетовые – холодные: Антарктида снизу, спасение Челюскинцев и Северный морской путь сверху, лёд, фиолетовые лебеди, фиолетовый снег, голубое сало… и так до бесконечности.
Хотя, на самом деле, не все так однозначно.
• ЗАЧЕМ ВСЁ ЭТО…
… с помощью несложных схем можно подобрать правильные соответствия для нужного / желаемого цвета. Мы, со своей стороны, даём гарантию (или возвращаем деньги 100%), что все эти соответствия — лучшие из наилучших, проверены всей историей самых убойных хитов и самых чудовищных провалов. Приятны для глаза. Они (Те, кто Смотрят за нами Сверху) называют это Гармонией.
Схема 1 — Противоположные (комплементарные) цвета
Оранжевый – Синий, Зелёный – Красный, Жёлтый – Фиолетовый располагаются на разных сторонах цветового круга. Идеальные пары, если нужны контрастные решения. Например, зонировать помещение или просто для задора. Как правило, но тоже не всегда, один цвет делают основным, другой – дополнительным, часто в виде акцента, яркого пятна.
Общее правило: с контрастом лучше не горячиться – пусть вся эта противоположность развивается на нейтральном фоне – белые, бежевые, серые тона. Из огня да в полымя – это, скорее, для революционера, Че Гевары какого-нибудь. Обычный человек может и приустать. А может и приугореть.
Схема 2 – Цвета, близкие друг другу (аналоговые)
Это подряд 2-5 цветовых сегмента. Чаще 3, — согласно методу «крайние значения отбрасываются». Обычно берут один первичный цвет, один вторичный и их (третичную) производную. Так получаются ряды по типу Жёлтый-Жёлто-Оранжевый-Оранжевый. Хотя можно брать шире – Красный-Оранжевый-Жёлтый или Красный-Фиолетовый-Синий.
3-цветная схема работает лучше всего, если помнить правило 60:30:10. Один цвет будет доминантой 60% (стены, большой ковер на полу, диван), второй цвет 30% поддерживает первый (штора, как у З.Коловратовой, стулья, прочая мелкая мебель, постельное бельё, ещё что-нибудь) и ещё 10% — это самый бойкий цвет-изюминка. Он в акцентах (лампы, вазы, принты на стене, безделицы «из дальних странствий возвратясь», двойной самовар, пистолет на стене, ещё что-нибудь).
Схема 3 – 3 равноудалённых цвета (треугольник)
Это каждый 4 сегмент круга. Идеальные сочетания – 3 первичных цвета Жёлтый-Красный-Синий или 3 вторичных Зелёный-Оранжевый-Фиолетовый. Возможны ещё 2 треугольника с третичными цветами, но тут мнения мастеров культуры сильно расходятся. Чтобы создать что-то реально удачное, надо быть сильно в теме.
Редкий успешный пример — интерьер резиденции во Флориде, созданный Канадской high-end компанией John David Edison Interior Design Company. Сине-Фиолетовый + Желто-Зеленый + Красно-Оранжевый, как жар горя, предстают во всем третичном великолепии эстетики Диснеевского мультфильма. Надо лишь слегка моргнуть правым глазом, прищелкнуть перстами, и за длинный стол рядком сядут кушать яства Ариэль, Покахонтас, Жасмин, Белль, Рапунцель, Аврора, Золушка, Тиана, Мулан и Белоснежка … кажется, никого не забыли. Иногда / часто такой тип красоты называется китчем.
3 ярких контрастных цвета — это, скорее, или для детской (хотя, не обязательно — см.выше), или что-то из Юго-Восточной Азии в сезон дождей — Бирма, Лаос, Таиланд… на ум приходят (и не уходят) всякие спа с ментолами / фимиамами.
Схема 4 – 4 равноудалённых цвета (квадрат)
Теперь пробуем сочетания цветов через 2 сегмента. Квадрат – это всегда 1 первичный цвет, 1 вторичный и 2 третичных. Уравновесить 4 цвета — задача сложная. Но решаемая, поскольку квадрат – это ещё и 2 тёплых и 2 холодных оттенка. По-другому никак. Обязательное условие – тёплого и холодного должно быть примерно поровну. Один цвет выбираем в качестве доминанты, три остальных – акценты. Но и это ещё не нирвана. Нирвана накроет по-полной, — так считают самые искусные гуру,- если 2 цвета приглушить, а 2 других наоборот приусилить.
Схема 5 – опять 4 цвета (прямоугольник)
В смертный бой во имя Гармонии вступают 2 пары противоположных цветов. Чисто 2 коня и 2 трепетных лани сразу! Схема 1 (см.выше), помноженная на два!
Как и с квадратом здесь тоже важен температурный баланс «горячо-холодно» (для революционеров) или «тепло-прохладно» (для мещан). Тот же самый совет: один цвет основной, остальные – акцентные. Хотя, считается, что можно 1 основной, 2 в поддержку, 1 для акцента.
Ниже пример профессионального дизайна из далекого города Хандыга (Республика Саха-Якутия). За основу взят сбалансированный по цвету рисунок обоев — желто-зеленые и розовые цветы на черном фоне. Те же цвета, но в обратной пропорции используются в интерьере. Доминантой дизайнер А.Габышев, — шаман по образованию,- сделал фиолетовый в разных вариантах. Получилось безупречно. Тут как ни щелкай перстами, как не бей в бубен, принцессы Диснея не прителепортирывываются. [Для лучшего усвоения материала последнее слово быстро повторить 3 раза]
Схема 6 – Раздельно-противоположная
Тех рабов на галерах, кому трудно грести, когда кругом шторм и, вообще, буйство из 4 цветов, Схема 6 возвращает вместе с галерами в порт приписки под названием Три Колора.
В отличие от самой первой противоположной Схемы напротив Синего, например, будет не Оранжевый, а 2 прилегающих третичных цвета — Желто-Оранжевый + Красно-Оранжевый. Резкий контраст тем самым будет обезврежен с самого начала по определению. Считается, что лучше всего раздельно-противоположный подход к цвету работает, если базовый цвет слегка приглушить, а противоположную пару, наоборот, немного насытить и использовать в качестве акцентов. Насколько такой совет оправдан в явно этническом Марокканском / Мавританском интерьере — пусть с высоты светлого будущего судят потомки.
Что значит «приглушить» и «насытить», почему вообще все цвета в круге Иттена такой ядовитой направленности, словно как в сказке про злые наркотики (Holy talking mushrooms! или Пресвятые угодники!) — об этом в следующий раз.
Заставка перед текстом: Kostandin Shpataraku — Св. Дмитрий на коне. Чудо о гибели царя Калояна