Содержание статьи
Дворец князей Белосельских-Белозерских – особняк на Фонтанке в стиле барокко с интересной историей
Дворец князей Белосельских-Белозерских в Санкт- Петербурге
Из истории дворца
В 1797 году княгиня Анна Григорьевна Белосельская-Белозерская и её супруг, дипломат и меценат, купили небольшой каменный дом на перекрёстке Невского проспекта и Фонтанки.
Незатейливое строение немедленно снесли и взамен построили трёхэтажный особняк.
Интересно! Причудливая двойная фамилия князей появилась в эпоху Петра I. Так царь восстановил утерянную фамилию Белозерских, от которых происходили князья Белосельские.
Древнейший княжеский род, ведущий начало от Владимира Мономаха, – видные государственные деятели, военные и дипломаты. Родовое название князья получили оттого, что владели Белым Селом, которое находилось в пределах Белозёрской земли.
После смерти родителей имение перешло сыну, Эсперу Александровичу, который решил, что скромный особняк не соответствует высокому княжескому статусу. Супруги Белосельские-Белозерские решили переделать своё жилище. За эту творческую работу взялся придворный архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер.
Изменение облика центра столицы требовало высочайшего разрешения. В 1846 году проект нового здания в стиле русского барокко с главным видом на Невский проспект архитектор предоставил на суд Николая I, и государь одобрил проект.
Получив разрешение, переделали фасады, выходящие на Невский и Фонтанку, построили новые флигеля, перепланировали интерьер. Весь арсенал стиля барокко архитектор использовал, чтобы здание выглядело величаво и значимо.
На заметку! Барокко – архитектурный стиль, в переводе с итальянского языка обозначает «причудливый, стремящийся к излишествам». Сложные формы и изящные линии стиля создают ощущение праздничности, торжественности и величия.
Дворец, удачно и смело вписавшийся в архитектурный ансамбль на Фонтанке, сразу понравился современникам. Возведённое здание петербуржцы называли совершенством, а работу, проведённую скульптором, – архитектурным подвигом.
Эспер Александрович Белосельский-Белозерский умер от тифа в самом начале строительства особняка. Новым хозяином стал князь Кочубей, за которого вдова вышла замуж. Супруги Кочубеи жили на широкую ногу: во дворце устраивались пышные балы, музыкальные и литературные вечера.
Княжеский салон славился в Петербурге как оазис роскоши, хорошего художественного и литературного вкусов. Здесь выступали Ференц Лист и Антон Рубинштейн, бывал Пётр Ильич Чайковский. Часто наведывались сюда Александр III с супругой, страстной любительницей танцев.
В 1880 году материальное состояние князя Кочубея пошатнулось, и он рассчитался за долги с государственной казной своим знаменитым дворцом. Новым хозяином стал младший брат Александра III, князь Сергей Александрович, и дворец прозвали Сергиевским.
В годы Первой мировой войны здесь размещался госпиталь, в 1917 году во дворце заседал комитет партии большевиков. В годы Великой Отечественной войны на дворец сбрасывали бомбы, поэтому после войны здание реставрировали. Последняя реставрация прошла в 2015 году.
В 1990 году здание передали комитету по культуре, мэрии Санкт-Петербурга. В настоящее время в особняке открыт музей Анатолия Собчака, часть здания занимает Санкт-Петербургский академический симфонический оркестр.
Здесь же – региональное управление делами президента и комитет по развитию туризма и курортов. Во дворце проводятся выставки и фестивали, конкурсы и викторины, работает экскурсионное бюро.
Фасады дворца
Фасады дворца оформлены в стиле пышного барокко. Многочисленные колонны, овальные окна с богатыми наличниками и лепными деталями, трёхцветная нарядная окраска, полукруглые фронтоны – элементы архитектурного барочного стиля, украшающие главный фасад.
Нижний ярус здания рустован, балконы с затейливыми ажурными решётками покорно держат 16 бородатых атлантов на своих мускулистых плечах.
Для создания скульптур атлантов пригласили датского скульптора Давида Йенсена. Изображая атлантов и кариатид, зодчий выразил в скульптуре свое ироничное отношение.
Мужские фигуры, держащие на плечах архитектурные своды, – с хмурыми недовольными лицами и напряжёнными мускулами. Женские же статуи справляются с такой же ношей легко, на лицах – спокойствие и улыбки.
Со стороны внутреннего двора – дворец трёхэтажный, а не двухэтажный, как с улицы. Стены украшают скромные наличники. Здание выглядит одновременно и пышно, и парадно.
Интерьеры
Внутреннее убранство дворца сохранилось без изменений в первозданном виде, интерьеры вызывают у посетителей восторг. Богатая внутренняя отделка здания может конкурировать с любым императорским дворцом. Атмосферу царской резиденции создаёт роскошная парадная лестница, украшенная скульптурами и ажурными металлическими перилами.
В нишах – изящные женские статуи, на стенах – лепной декор. В позолоченной лестничной арматуре – повторяющийся затейливый вензель Белосельских-Белозерских, подтверждающий высокий общественный статус владельцев.
Необыкновенный результат в отделке интерьеров – одновременное использование стилей рококо и барокко: смесь пышности и изящества.
На заметку! Рококо – архитектурный стиль, развивающий традиции барокко в интерьере. Отличается лёгкостью линий и своеобразием архитектурных форм.
Мраморные камины, изящная мебель, светильники и зеркала, лепнина и картины дополняют художественную отделку каждого зала, придавая неповторимость интерьера. Многочисленные зеркала и витражи, изящные узоры на мраморных каминах и деревянные панели с художественной резьбой создают ощущение роскошного праздника. Каждый зал имеет своё предназначение.
Парадная столовая – для торжественных застолий и ужинов. На потолках – белоснежное тонкое гипсовое кружево в виде ажурной сетки. Стены украшают портреты бывших владельцев здания. Нежно-голубой цвет стен с белоснежной лепниной, как облаком укрывает комнату.
Дубовый зал – для проведения малых концертов. На первом ярусе зала – массивные деревянные панели со встроенными шкафчиками. Второй ярус зала выполнен из резного дерева и оборудован миниатюрными балкончиками. В зале – витражи с приёмами редкой техники лунного света.
Зеркальный зал – танцпол с великолепной акустикой и размахом, оборудованный театральной сценой и 400 зрительских мест. Слева от входа – огромные зеркала, выполненные из цельных серебряных пластин. На противоположной стене – три окна, повторяющие форму зеркал. Хрустальную люстру венчает двуглавый орёл.
Картинная галерея – для княжеской коллекции европейских шедевров. Собрание живописи было так велико, что картины размещались не только в галерее, но и во всех жилых комнатах.
В углу здания – Малиновая гостиная, оформленная в стиле рококо. Зелёным штофом обтянуты стены роскошной Зелёной гостиной, в которой – панно «Праздник Венеры» и изящная мебель на гнутых ножках.