Содержание статьи
Благовещенский собор в Казанском Кремле – территория православия в Татарстане
Благовещенский собор в Казани
Возникновение храма
Казанское ханство постоянно тревожило московские границы, совершая свои опустошительные набеги. Иоанн Грозный, молодой русский царь, решил покорить татарское царство, страшное и грозное для Руси.
4 октября 1552 года русский государь торжественно въехал в покорённую Казань. Окончилась многолетняя борьба между Русским государством и Казанским ханством. Осмотрев город, царь приказал тушить пожары и водрузить на Царских вратах православный крест.
На месте бывшей ханской резиденции, которое выбрал лично Иоанн Грозный, за три дня построили деревянный храм с шлемовидными куполами. В присутствии царя церковь освятили в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Через три года в Казань приехал архиепископ Гурий, который возглавил новую Казанскую епархию.
В 1561 году царь послал в Казань 80 псковских каменщиков. На месте деревянной церкви под руководством мастеров Ивана Ширяева и Постника Яковлева возвели стены и башни нового каменного собора, который стоит и доныне.
Новый собор строили быстро, деньги для строительства дал лично Иоанн Грозный. В августе 1562 года первый архиепископ Гурий освятил храм, ставший символом русского владычества над татарскими землями. Собор украсили иконы, привезённые из Москвы по указу царя. Мощи святителя Гурия позднее стали святыней храма.
Из истории собора
Для строительства собора, возведённого по мотивам Успенского храма в Москве, привозили лучший камень-известняк с противоположного берега Волги.
Первоначально Благовещенский собор в Казани построили в два раза меньше современного.
На заметку! Внешний вид здания преобразился в ходе реконструкций и пристройки боковых приделов.
На протяжении 4 веков Благовещенский собор ремонтировали и реконструировали после шести разрушительных пожаров: храм выгорал до голых стен.
С 1552-1918 годы Благовещенский собор был Кафедральным храмом Казанской епархии, где веками свершались рукоположения священников. С конца XIX века в храме совершались и хиротонии – посвящение в епископский сан.
Самые мрачные события в истории храма связаны с приходом к власти большевиков. Во время Гражданской войны Казань заняли чешские войска, воевавшие на стороне белых.
Интересно! Массированный артобстрел, который вели красноармейцы, пытаясь остановить чехов, разрушил собор.
Восстанавливать храм так и не начали: от Благовещенского собора осталось лишь главное здание с центральным барабаном, где устроили Государственный архив. В келье святителя Гурия жил сторож, в подвалах собора хранили овощи.
Главы собора разобрали, убранство разграбили, книги, иконы и посуда пропали навсегда. Службы проводить то разрешали, то снова запрещали, так что окончательным решением властей стал арест священников и приказ разобрать храм.
В обезображенном виде собор простоял до середины 1970-х годов. Реставрация шла медленно, проводили только неотложные работы, не хватало денег. В 1995 году комплекс Благовещенского собора передан в ведение Государственного историко-архитектурного музея-заповедника «Казанский Кремль». Одновременно был создан Фонд финансовой поддержки реставрации Благовещенского собора.
19 июля 2005 года после очередной реставрации собор торжественно освятил архиепископ Казанский Анастасий. В храме обновили приделы и колокольню, позолотили кресты, устроили отопление и вентиляцию. Благовещенский собор ежедневно открыт для верующих.
Архитектурные особенности
Особенность Благовещенского собора – главенствующее значение внешнего облика храма по сравнению с интерьером. Внутреннее убранство храма сегодня великолепно, но наши предки старались украсить фасады церквей.
Внешний вид
Затейливая форма куполов и ритм узких щелевидных окон, позолота глав и декоративные пояски барабанов создавали завершённость облика древнего собора.
Благовещенский собор – строение с пятью главами и пятью апсидами – полукруглыми выступами, примыкающими к основному строению. При соборе – два придела: части храма, в которых устроен дополнительный алтарь и престол для богослужений.
Собор, сложенный из белого волжского камня, опирается на шесть столпов. У главного входа – высокое крыльцо. В храме – четыре боковых барабана и один центральный барабан: цилиндрическая верхняя часть здания, которая венчается куполом с луковичным завершением.
Пространство увеличивается за счёт трёх апсид – полукруглых пониженных выступов в здании. Цокольный этаж, где устроен храм Всех Святых, выложен из тёсаных блоков известняка.
Фасад здания украшен узорчатыми поясками, соединёнными ложными арками – аркатурами, и декорирован плоскими пилястрами – вертикальными выступами на поверхности стены.
Стены собора – с килевидными завершениями (полуовал с заострением сверху). Боковые луковичные главы голубого цвета украшены позолоченными звёздами. Посредине – позолоченная центральная глава грушевидной формы. Пять куполов церкви Благовещения позолотил сам царь Иоанн Васильевич, покрыв их чистым накладным золотом.
С южной и северной сторон храма – два придела с полукруглыми апсидами: Борисоглебский и придел во имя Муромских чудотворцев. С запада – двусветная трапезная, построенная из кирпича.
Интерьер
Человек, входящий в собор, попадает в вытянутую с запада на восток двусветную трапезную, своды которой поддерживаются двумя арками. По периметру трапезной, пристроенной к храму в 1840 году, – хоры и лестница. Пол выложен узорчатой керамической плиткой. Из основного храма арочные проёмы ведут в приделы, которые имеют и внешние входы с улицы.
В XVII веке Благовещенский собор впервые украсили фресками – росписями по сырой штукатурке, которые частично сохранились до наших дней. Красочные росписи внутри занимают несколько тысяч квадратных метров.
Двухъярусный иконостас с резными украшениями состоял из 9 икон, написанных на золоте. Основные росписи, сделанные в XIX веке, посвящены сюжетам из Евангелие и истории Казани.
Фрески иллюстрируют обретение и прославление Казанской иконы Божьей Матери, поставление Гурия в архиепископы Казанским митрополитом Макарием и обретение мощей святого Гурия. Ныне отреставрированный собор выглядит торжественно и нарядно.
На стенах и сводах– изображения святых, во имя которых освящены Казанские храмы: святых Киприана и Иустины, Кизических мучеников, благоверных князей Феодора, Давида и Константина.
Соборная ризница
В ризнице Благовещенского собора хранились соборные святыни и драгоценные сосуды, архиерейские облачения.
Здесь находились:
В ризнице – архиерейские облачения редкостной работы:
Большая часть собрания ризницы бесследно пропала.
Колокольня
С юго-западной стороны собора – пятиярусная колокольня, построенная в формах русской узорчатой архитектуры. Здание возводилось 10 лет(1630-1649 годы).
Колокольню венчал шлёмообразный купол, который со временем заменили другим – луковичной формы. От последнего яруса к основанию купола восходили три гирлянды огневидных кокошников.
Интересно! Вместо крыши – живописные резные теремки. Венчалось сооружение крестом «с венцом и голубицею».
В нижнем ярусе звонницы – самый большой колокол древней Казани весом 1500 пудов (24750 кг). Под звонницей находился храм в честь святой мученицы Ирины. В XVIII веке колокольню украшали часы с боем, в ограде, окружавшей собор, была надвратная церковь Похвалы Пресвятой Богородицы.
Колокольню разобрали в 1928 году.
Некрополь
Некрополь в Благовещенском соборе существовал 350 лет. Часть соборного некрополя сохранилась до наших дней – 17 захоронений митрополитов и епископов, от Вассиана до Никанора. Первые захоронения сделаны в 1575 году, последняя могила появилась в 1910 году.
Погребения с мемориальными досками – вдоль южной и северной части храма, в подвале под главным алтарём и в Борисоглебском приделе.
Интересные факты
Под Борисоглебским приделом обнаружили келью святителя Гурия – строителя собора, первосвятителя Казанского. Небольшая каморка из волжского камня: здесь святитель уединённо молился. На стене – написанный самим святителем минеральными красками Нерукотворный Образ Спасителя.
Краски образа становятся ярче год от года. К келии пристроена часовня. Праздничные службы святителю Гурию совершались в Казани 3 раза в год.
В соборе – старейшее собрание старопечатных и рукописных книг XVI-XVIII веков. Книги – подарки именитых особ и церковных иерархов. Ефремово Евангелие с высокохудожественными миниатюрами 1606 года подарено собору митрополитом Казанским Ефремом, который венчал на царство в 1613 году первого из династии Романовых – Михаила Фёдоровича, о чем в Евангелие имеется надпись.
Благовещенский собор посещали в своё время Пушкин, Радищев, Короленко.
Здесь молились царственные особы:
В церковном хоре храма звучал голос Федора Шаляпина , а Иоанн Кронштадтский проводил здесь Божественную Литургию.
Видео: обзор комплекса