Содержание статьи
Музей-заповедник Коломенское и дворец Алексея Михайловича – восстановленное восьмое чудо света
Музей-заповедник Коломенское
Воссоздание царских хором в Коломенском
Дворец в Коломенском – историческая реконструкция утраченных царских палат, прежде полностью сооружённых из дерева. Загородная резиденция царя Алексея Михайловича – отца императора Петра Великого – возведена в 70-х годах XVII века в селе Коломенском под Москвой.
В 1990 году правительство Москвы решило воссоздать хоромы самодержца. Строительные работы начались в 2007 году. Кропотливый неустанный труд строителей, реставраторов, историков и искусствоведов сотворил за три года великолепный дворец.
В оформлении интерьеров царских палат использованы как современные материалы, так и подлинные работы мастеров XVII-XVIII веков: старинные иконы, серебряные кубки и фаянсовая посуда, гобелены и предметы быта того времени.
Современные мастера, создавая дворец, руководствовались сохранившимися чертежами и рисунками, а также картинами западноевропейских художников. Миссии, сопровождавшие в Москву посольства своих стран, запечатлевали сцены царского приёма иностранных гостей в Коломенском дворце.
Интересно! Несущие конструкции дворцового комплекса созданы из железобетона и замаскированы деревянными панелями. Фасады, скрывающие бетонные опоры, выполнены из натуральных брёвен.
В царских покоях демонстрируют подлинные предметы эпохи царствования Алексея Михайловича: сервизы и оружие, украшения и книги, светильники и иконы. Дворец похож на сказочный терем, для осмотра доступны 24 помещения на пяти уровнях площадью 1775 кв. м.
Здесь царит дух московской старины, смотрители музея и экскурсоводы облачены в наряды бояр, стрельцов и придворных дам. На Государевом дворе перед дворцом проводят фестивали и праздники, ярмарки и гуляния.
Из истории усадьбы Коломенское
Село Коломенское основали в древности переселенцы, спасающиеся от нашествия хана Батыя. С XIV века земли принадлежали русским князьям. Богатые дичью окрестные леса по берегам Москвы-реки привлекли Ивана Грозного, который с удовольствием жил в скромных загородных палатах.
Летопись утверждает, что однажды самодержец устроил в Коломенском дворце пышное торжество – празднование своих именин.
Царственная династия сменилась, но первый Романов – Михаил Фёдорович – расширил хоромы, и дворец реконструировали по разумению нового царя. Полюбилось Коломенское и его наследнику, Алексею Михайловичу, прозванному Тишайшим. Деятельный молодой государь решил возвести здесь новые деревянные палаты.
После Стрелецкого бунта, в начале правления Петра I, в Коломенском выстроили 16 гарнизонных изб. Здесь поселили усиленную охрану и установили новые артиллерийские орудия.
В 1703 году царский двор переехал в Петербург, вотчина в Коломенском опустела и постепенно обветшала. Полвека деревянные строения оставались без присмотра. В 1762 году Екатерина II повелела разобрать столетние хоромы: сумму 56934 золотых рублей, требуемую на восстановление, императрица сочла слишком высокой.
На месте разобранных хором разбили парк и выстроили новый 4-х этажный каменный дворец, который разрушили войска Наполеона в 1812 году. В 1825 году село Коломенское украсил новый летний дворец, построенный для Александра I, который так и не увидел апартаменты.
12 декабря 1825 года, сопровождая на лечение в Таганрог свою супругу, император умер. Построенный дворец прослужил царской семье 50 лет, в 1878 году его разобрали.
В 1923 году в селе Коломенском по решению властей создан музей. К осени 2010 года дворцовый комплекс воспроизвели на берегу реки Москвы. Художественно-историческая реконструкция дворца Алексея Михайловича завершена.
Ансамбль строений, прилегающая местность и парк – Государственный музей-заповедник, охраняемый законом.
Восьмое чудо света
Новый дворец Алексея Михайловича был призван показать русским подданным и иностранным гостям величие царя и мощь его власти. Здесь заседала Боярская дума, царь принимал дипломатов и устраивал войсковые смотры.
Кто создавал дворец
Строительством, продолжавшимся 1666-1671 годы, руководили искусные плотники, выходцы из крестьян, Иван Михайлов и Семён Петров. Украшала дворец группа резчиков, присланных патриархом Никоном из Новоиерусалимского монастыря.
Интерьеры расписывал главный мастер кремлёвской Оружейной палаты Богдан Салтанов и художник-иконописец Симон Ушаков с учениками. Всего над росписью и украшением царских хором трудились 226 человек 29 разных специальностей.
Талантливые мастера украшали палаты драгоценными драпировочными тканями, листовым золотом и ценной древесиной, декоративные детали отливали из английского олова, для росписей брали долговечные заграничные краски.
Интересно! Лес для строительства привозили из Красноярского края. Владимирские мастера проводили полную обработку древесины, потом доставляли в Москву.
Деревянный дворец 100 метров в длину, 80 – в ширину и 50 – в высоту Симеон Полоцкий, богослов, поэт и воспитатель царских детей, назвал восьмым чудом света.
Архитектура здания
Дворец, похожий на сказочный терем, построен в старорусском стиле – разноцветном, ярком и пёстром. Коломенские царские палаты состоят из 26 самостоятельных клетей неодинаковой величины и вида: башенки, терема, шатры и бочки.
Интересно! Разновеликие сооружения соединены лабиринтом коридоров и переходов. Шпили самых высоких построек равнялись высоте 10-этажного дома.
В 270 покоев площадью 10250 кв.м. солнечный свет проникал через 3300 окон, украшенных резными ставнями и наличниками с множеством разноцветных деталей. Вечером зажигали свечи, вставленные в слюдяные фонари.
Терема обрастали пристройками для хозяйственных служб и челяди. Отдельные покои, соединённые с апартаментами царя и царицы, возводились для наследников. Каждый терем имел самостоятельный выход во двор.
В единый комплекс Государева двора, кроме деревянных хором, вошли домовая Казанская церковь, Сытный, Кормовой и Хлебенный дворцы, а также Приказные и Полковничьи палаты, караульни. Все постройки находились в окружении садов.
Дворец делился на две части: мужскую и женскую. Вход через главное крыльцо вёл в парадные сени, оттуда – в терема государя и его сыновей. На женской половине, куда вход мужчинам был запрещён, – терема царицы и её дочерей.
Вход и въезд в царский двор
Вход в царский дворец – Красное крыльцо, обе стороны которого охраняли пушки времён Северной войны. Навес над крыльцом подпирается витыми резными столбами. Сюда верхом или на повозке подъезжал только государь, за нарушение правила следовало суровое наказание.
В день ангела одного из членов царской семьи на крыльце раздавали именинные пироги. Обязательная процедура олицетворяла единение царской династии с народом.
Дворец окружал Государев двор, куда вели каменные Передние ворота, увенчанные восьмигранной колокольней с остроконечной шатровой кровлей. На третьем ярусе ворот красовался часовой механизм с двумя циферблатами.
В Коломенском иноземные послы и дворяне сходили с лошадей перед Передними воротами, устроенными специально для царя и почётных гостей. Хозяева встречали их перед домом, на одной из площадок Красной лестницы.
Напротив Передних ворот, с другой стороны дворца, находились Спасские ворота, которые вели на хозяйственный двор царской резиденции. Над арками Спасских ворот в киоте хранилась икона Спаса Нерукотворного, отсюда и оригинальное наименование портала. Со временем проезд становится главным, его украсили петровскими вензелями и двуглавыми орлами.
Въезд на Государев двор, окружённый защитными стенами, охраняли фигуры львов. Сложная система труб и воздушных клапанов воспроизводила движение и грозное рычание зверей. Знатные вельможи и иностранные послы при виде необычного зрелища к большому удовольствию хозяина приходили в смятение.
Дворцовая кровля
Кровля дворца – верх деревянного зодчества. Крыши царских хором выполнены в виде большой главы с четырьмя гранями. Свод светлиц царевен и царевичей венчает восемь шатров.
Площадь крыши выложена деревянной чешуйчатой черепицей. Каждая дощечка, приготовленная из дерева липы вручную топором, тщательно подгоняется на месте.
Кровля, покрашенная в цвет изумруда с позолотой, отражаясь в водной глади Москвы-реки, изумляла иностранных послов, поднимающихся по склону к царскому дворцу. Это постройка радости и праздника, куда мастера вложили ощущение мечты и сказки.
Внутреннее убранство
Внутренняя отделка – вершина красоты древней росписи, которая украшала внутренние стены теремов. Изразцовые печи, лавки, покрытые пёстрыми коврами, двери с гербами всех царских вотчин дополняли красоту и изящество царских палат.
Оконные проёмы затянуты слюдой. Модная вещь того времени – шкафчик с секретными ящичками в рабочем кабинете царя Алексея Михайловича. На стенах – кожаные турецкие обои, по периметру кабинета – многочисленные иконы.
Стены кабинета Петра I декорированы зелёным сукном. Кабинет украшает голландский шкафчик с посудой, на полу – персидский ковёр. Рукописи и книги по арифметике и географии, изразцовая печь – олицетворение духа петровской эпохи.
Столовая палата – большой зал для торжественных обедов, приёмов иностранных послов и празднования знаменательных событий. По обе стороны царского трона, устроенного на возвышенности, – длинные столы. Потолок расписан картинами небесного устройства с планетами и знаками Зодиака. Над оконными проёмами – иконы.
В царской опочивальне пол выстлан коврами. Ложе окружено балдахинами, накинутыми на витые ажурные столбы. Здесь же – сундуки с постельным бельём, полотенцами и нательной одеждой царя.
Голубыми обоями отделаны апартаменты Елизаветы Петровны. На потолке – светильники из венецианского стекла. В Престольной палате царица принимала гостей. Роспись на потолке изображает времена года. Изображение старика олицетворяет зиму, юноши – весну, взрослого мужчины – осень, молодого мужчины – лето. Над изразцовой печью – подлинная икона «Успение Богородицы».
Царская баня
Царская баня состояла из сеней и мыльни. В сенях отдыхали на скамьях с постелью. В мыльне – ступенчатые лавки для регулирования жара: чем выше, тем более жарко. Купель для мытья царской особы – деревянная ванна с простынями.
Свежее сено и ароматные травы, разложенные в мыльне, наполняли помещение приятным ароматом. Вода, которую для мыльни брали из Москвы-реки, хранилась в деревянных ушатах. Для её нагрева в ёмкости бросали раскалённые камни.
Интересно! Доски на полу бани стелили редко – для стока воды, отводимой по желобам. Вода стекала по наклонным свинцовым пластинам, уложенным под полом.
Парки Коломенского
Во время расцвета Коломенского было разбито шесть парков. Здесь выращивали фрукты и ягоды для царской семьи. Тенистые аллеи и тропинки служили местом прогулок и игр. Сады украшали родники, валуны и ухоженные овраги.
Интересно! После реставрации территории Коломенского поместье превратилось в сосредоточение садов.
В саду – 880 деревьев. Возродились липовые аллеи. Дубовая роща помнит Ивана Грозного, Михаила Алексеевича и Петра I.
У Государева двора – цепь из трёх 300-летних дубов высотой 26 метров. Стволы деревьев обнесены оградой, кора, предохраняемая от болезней, обмазана специальной глиной.
Вновь разведены в Коломенском яблоневые сады, деревья подобраны так, что видны все оттенки расцветок красных тонов, заканчивая белым. Весной Коломенское – это цветущее царство. Черёмуха, яблони, вишни – метель из белых лепестков. Вокруг – обилие всевозможных цветов, и запах такой, что кружится голова.
В усадебном парке – исторические памятники, свезённые из разных уголков страны. Парк хранит экспонаты деревянного зодчества:
Усадьба в Коломенском пронизана историей православного духа. Она знакомит с бытом царей, убранством жилищ и стилем деревянной архитектуры. Дворец олицетворяет величие и широту власти русского царя и российского государства.
Видео: прогулка по усадьбе