Содержание статьи
Ливадийский дворец – резиденция последнего российского монарха в Крыму
Ливадийский дворец в Крыму
Предыстория царской резиденции
В 1834 году городок Ливадия на полуострове Крым становится собственностью богача-поляка Льва Потоцкого, по желанию которого выстроили дворец с парком. В 1860 году поместье покупает император Александр II для супруги Марии Александровны, больной туберкулезом: теплое море и чистый воздух лечили императрицу. В 1891 году дворец переходит к Николаю II.
Глобальная перестройка
Имение перестроили, возведя 70 новых строений. Старый дом снесли. Перед архитектором Красновым, который руководил строительством, стояла сложнейшая задача – на место старого здания поместить величественную постройку с учетом сложного рельефа местности и разрушительного действия грунтовых вод.
Особенности строительства
Семнадцать месяцев 2500 рабочих строили дворец из белого инкерманского камня. Помимо дворца требовалось возвести электростанцию, проложить дороги, облагородить парк и обставить помещения мебелью.
Архитектор так организовал строительство, что к лету 1911 года в установленный срок дворец представили императору. 14 сентября 1911 года освященный дворец принял хозяев для отдыха.
Планировка Ливадийского дворца
При постройке и планировке зодчий использовал новое направление в архитектуре. Сначала обустроен внутренний итальянский дворик, потом к нему присоединены разногабаритные здания. Двор окружен арками. В центре – фонтан, к которому сходятся украшенные клумбами роз дорожки, выложенные в виде мозаики.
Мраморные причудливые скамейки и стилизованные под старину фонари уютно украшают дворик. Ворота, свитые из металлических цветов и лиан, ведут в Крестовоздвиженскую церковь.
Итальянский дворик – место прогулок царской семьи. В ялтинской резиденции царская семья отдыхала ежегодно – император с детства любил это поместье. Белый дворец со 116 отдельными помещениями восхищал Николая II.
Здание построено так, что постоянно освещается солнцем. Для дополнительного освещения созданы три внутренних дворика. Арабский дворик с фонтаном в центре и керамической плиткой восточного орнамента по стенам. Здание дворца опоясывают балконы, с которых открывается вид на Ялту, море и окрестности. Строение состояло из двух этажей.
Интерьеры помещений
Всего пять парадных комнат:
Здесь царская семья отдыхала, и парадным помещениям не уделялось внимания. Первый этаж украшают деревянные панели, мраморные камины, лепные украшения.
Ожидательная комната. В каждой комнате дворца – оригинально оформленный камин. Мраморный камин ожидательной комнаты обложен темно-зеленой бронзой. Вверху – зеркало, украшенное резьбой и античными скульптурами.
Панели из красного дерева, ажурная люстра, изготовленная в Италии из муранского стекла, оригинально украшают комнату. На стенах – выступающие карнизы для установки картин и выставок поделок царских детей.
Вестибюль с двустворчатыми дверями и камином из белого мрамора. Арочные окна и двери Белого зала (Парадная столовая) зрительно расширяют комнату, добавляя света и воздуха. Торжественный тон задают четыре колонны, украшенные мраморными капителями.
Декоративная лепнина на потолке с элементами растительных орнаментов смотрится по-домашнему уютно. Потолок отделен от стен поясом с изображением гербов российских губерний. В нише, на восточной стороне зала, скульптура Пенелопы.
Парадный кабинет императора выполнен в строгом стиле. Двери, диван и зеркало в комнате отделаны красным деревом с оттенком бронзы, на верху стен – золотистый шелк. Потолок украшает рельефный орнамент и хрустальная люстра, обрамленная позолоченной бронзой. Кресло с пюпитром, удобное для чтения, камин из белого мрамора подчеркивают особенность императорского кабинета.
Стены библиотеки опоясывают книжные шкафы из красного дерева. Любительские фотографии об отдыхе императорской семьи украшают библиотеку.
На втором этаже – комнаты княжон, покои императрицы, игровые залы и кабинеты для занятий детей. Комнаты открыты солнцу, свету, природе. Для отделки интерьеров архитектор Краснов использовал выпуклое стекло, заполняющее решетку окон, переплетов и дверей.
Кованый металл, дерево, натуральный камень, изразцы, облицовочные плитки – материалы, использованные для оформления комнат в стиле «модерн». Стиль, в котором тщательно продумано все, вплоть до изгиба дверной ручки.
Классная комната великих княжон отделана дубовыми панелями, украшает венская мебель в стиле модерн. Светлое дерево задавало возвышенный тон окружающему, ощущение праздника и радости.
Малая столовая – любимое место семейных обедов и посиделок царской семьи. Цветные виражи придают комнате особую выразительность. Мебель изготовлена из того же материала, который использован для отделки комнаты.
Отделка из тисового дерева в сочетании с камином, обложенным керамической плиткой, – фон, на котором красовался обеденный стол. Императорская семья славилась хлебосольством, поэтому стол не пустовал.
Спальня Императорских Величеств – в белых тонах. На стенах лакированные панели, в угловой нише массивная кровать. Камин спальни обделан кленом. Отсюда – выход на балкон, где семья устраивала чаепития.
Легкостью и изяществом поражают гостиная и кабинет императрицы, отделанные светлыми породами ясеня и клена. Трехстворчатый стеклянный шкаф, овальные зеркала, акварельные картины подчеркивают привычки и увлечения императрицы.
Крестовоздвиженская домовая церковь
Одновременно с дворцом в 1863 году построили церковь по проекту архитектора Монигетти Маленькая, изящная, как игрушка, она предназначалась для императорской семьи и ближайшего окружения. Квадратная однокупольная церковь украшена иконостасом из белого резного мрамора.
Литые врата с паникадилом из бронзы, 50 святых образов, дорогие ковры из Парижа дополняют убранство. В центре церковного свода на фоне голубого с золотом неба – символ Иисуса Христа. В храме покоились мощи святых, привезенные в дар монаршей семье из Палестины.
В маленькой церквушке молились три поколения русских царей: семьи Александра II, Александра III, Николая II. Сюда привезли умирающего императора Александра III. Здесь, в храме Воздвижения Креста после смерти отца Николай II принес присягу на верность Отечеству. В этой церкви Иоанн Кронштадтский отслужил молебен по миротворцу Александру III и помазал на царствование Николая II.
Ливадийский парк
Ливадийский парк площадью 40 га – озелененная территория вокруг дворцового ансамбля. Парк разделен на две части. Дворец окружен регулярным ухоженным садом с клумбами, подстриженными кустами и деревьями. Ближе к побережью сад напоминает крымский лес.
Против главного входа протянулась подпорная стена, оформленная вазами с вечнозеленым лохом. Глицинии с калепсисом, обвивая стену, радуют глаз сиреневыми и красными цветами. Зелень выглядит парадно и торжественно. Прямые дорожки обсажены цветами, подстриженным лавром и лавровишней.
На террасах благоухают розы, калина вечнозеленая, мушмула японская. Многочисленные полянки красиво ограничены кедрами и дубами. Колоновидный тис ягодный контрастирует густой темно-зеленой хвоей с нежной зеленью лужайки.
Под крымским солнцем прижились 400 экзотических растений, образовав удачно подобранный ансамбль. Ливанские и гималайские кедры, пицундская секвойя, крупноплодный земляничник, лианы и кипарисы причудливо сочетаются с дубами и буками.
Мамонтовое дерево – секвойя высотой 35 метров, оголенные ветви напоминают бивни мамонта. Платан восточный высотой 25 метров с диаметром ствола больше метра возвышается в одиночестве.
С северной стороны дворца – площадка с фонтаном, окруженная цветниками из роз. К площадке ведет 80-метровая пергола, навес с кровлей из вьющихся стеблей цветов и винограда. В мягкой тени цветов легко дышится в знойный крымский день. Вокруг фонтанов и скамеек буйствуют цветы, клумбы с розами и газоны манят изумрудным цветом.
Непринужденно вписываются в пейзаж парка беседки с названием Царская, Розовая, Турецкая. Фонтаны, искусственные озерца и ручьи создают каскады в рельефе парка и вносят спокойствие и уют.
Для прогулок царской семьи к морю в парке создали специальную тропу под названием Солнечная. Тропу легко преодолеть прогулочным шагом за пару часов, потому что нет сложных подъемов и спусков. По периметру маршрута – хвойные и лиственные красавцы состязаются в пышности кроны. Царская тропа украшена солнечными часами, каменной картой и указателем расстояния пройденного пути.
Назначение и использование в разное время
В Ливадии побывали Пушкин, Лев Толстой, в 1867 году посетил Марк Твен. После революции из дворца вывезли ценности.
Видео: экскурсия по дворцу