Содержание статьи
Мавзолей Гур-Эмир – фамильная усыпальница Тимуридов в Самарканде
Мавзолей Гур-Эмир
Мавзолей Гур-Эмир завершает строительный период времени Тимура. Для постройки мавзолея Гур-Эмир требовался длинный путь смелых архитектурно-конструктивных опытов, проверки масштабов, обогащения орнаментики всеми возможными красками и рисунками.
Мавзолей Гур-Эмир представляет исключительное сочетание величественности со скромностью; он имеет необычайно продуманную структуру и законченные архитектурные формы. Поразительны в нем размещение и краски орнаментальных декораций, выполненных только цветными кирпичиками.
До последних лет считалось, что первоначально был построен мавзолей с двумя отдельно стоявшими минаретами и что только впоследствии к нему пристроен дворик. Теперь установлено, что до постройки мавзолея уже существовал ансамбль и мавзолей никогда не был изолированным.
Этот ансамбль построен по заказу любимого внука и официального наследника Тимура — Мухаммеда-Султана. Сохранившийся богато покрытый резной мозаикой входной портал вел в квадратный дворик, огражденный высокими стенами, с арочными неглубокими нишами в два яруса и минаретами по углам.
Посередине каждой стены возвышались высокие киши-айваны с портальным оформлением. По стенам, огибая порталы в виде буквы П, шел мозаичный пояс с надписью. В слегка срезанных углах дворика были устроены входы на минареты. С восточной стороны к дворику примыкало медресе, а с западной — хонако, купольная мечеть с комнатками для дервишей.
Этот ансамбль, отличавшийся изящной и красочной резной мозаикой, уже существовал в 1403 году, когда в далеком походе на Запад умер Мухаммед-Султан. Осенью 1404 года Тимур дал указ построить для Мухаммеда Султана мавзолей, ставший фамильной усыпальницей и носящий теперь название Гур-Эмир.
Наружный абрис плана мавзолея — восьмигранный. Северная стена посредством двух пилонов смыкается с боковыми стенами айвана. На восьмигранник поставлен мощный барабан, над которым нависает величественный ребристый купол.
Строители Гур-Эмир исходили из структуры кубическо-портального здания, но они усовершенствовали ее в статическом и сейсмическом отношениях. Действительно, при применении арочных парусов нагрузка от купольной конструкции распределяется на 8 точек стены. Заполнения парусов половиной сомкнутого свода предупреждают опрокидывание парусных арок и равномерно распределяют усилия на стены.
План Гур-Эмира позволил строителям усовершенствовать структуру и возвести пропорционально большие барабан и внешний купол, чем в Биби-ханым. В Гур-Эмире восьмерик очень массивен, а барабан и купол сделаны более легкой конструкции. Центр тяжести здания вследствие этого значительно понизился, и испытание временем показало, что Гур-Эмир стоит, а Биби-ханым находится в руинах уже много веков.
Конструктивная основа позволила создать убедительные архитектурные (формы, где основной объем выразительно подчеркивает купол, главенствующий своей величиной, ребристой формой и интенсивным тоном бирюзы. Грани восьмигранника и проемы окаймлены скромными поясками с фоном, заполненным геометрическим узором и в компонованными во всевозможных положениях бесконечно повторяющимися словами «раб божий Мухаммед».
На барабане в спокойном однообразном ритме расположены величественные буквы текста «Нет бога», кроме бога…». Верх барабана опоясывают ленты густого узора, зрительно создающие надежную опору куполу, расчлененному на шестьдесят четыре ребра. По низу мавзолея идет белая мраморная панель, а верх купола был увенчан золоченым навершием.
Архитектура интерьера основана на применении яруса из арочных парусов. Эта система, делит интерьер на три горизонтальных пояса: стены с нишами, парусный ярус и купол.
По структуре и по отделке интерьер весьма близок к интерьеру в Биби-ханым, но он обогащен чудесной панелью из плит оникса, с узорами, окаймленными зеленовато-черным змеевиком. Окна закрывали решетки из цветных стекол), четыре ниши заполнены сталактитами. Весь интерьер, начиная от панели и кончая куполом, расписан синей краской и золотом, раскинутым отдельными блесками. Среди живописных панно на стенах и в арках размещены рельефные звезды и медальоны. Но пышный декор не уничтожил геометрическую сухость и холодность интерьера.