Содержание статьи
Мавзолей Ишратхана – загадочный и заброшенный символ исламской архитектуры
Мавзолей Ишратхана
После смерти Тимура (1405 г.) столицей государства тимуридов становится Герат. Во времена Улугбека – Самарканд, хотя и был удельным городом, но оспаривал культурное первенство. После смерти Улугбека (1449 г.) в Самарканде первенствует религиозный дервишизм, возглавляемый известным руководителем ордена накшбандиев — Ходжа Ахраром.
Ученые, поэты, писатели, художники покидают Самарканд. Все более и более становится неоспоримым культурное первенство Герата. Здесь живет и работает знаменитый государственный деятель, гуманист, писатель и поэт Алишер Навои, создатель классической узбекской литературы. В Герате создается художественная школа под покровительством Султана Хусейна Байкара, имевшая громадное влияние на искусство последующих веков, в том числе и на архитектуру.
Поиски новых конструкций, совершенствующих архитектурные формы, новых художественных приемов приводят в середине XV века к созданию выдающихся построек в новом стиле, который может быть назван гератским или именем Алишера Навои, принимавшего горячее участие в постройках Герата.
В Самарканде к этой строительной эпохе относится мавзолей Ишратхана, воздвигнутый над могилой дочери тимурида Абу-Саида, бывшего, сначала правителем Самарканда, а затем и всего государства, с резиденцией в Герате. Мавзолей воздвигнут около 1464 года. Конструкция куполов (внутреннего и внешнего с барабаном), поставленных на четыре пересекающиеся арки.
В мавзолее Гур-Эмир применение яруса арочных парусов дает сосредоточенное давление купольной конструкции на восемь точек стен восьмигранника. Равнодействующие сил распора в этих точках имеют радиальное направление.
Если мы в квадратном помещении перебросим четыре пересекающиеся арки и на них поставим купол, то распределение сил распора будет по направлению арок. В результате получаются четыре пары параллельных сил, а вся купольная конструкция размещается на арках, как на рессорах.
Это обстоятельство вызвало необходимость уравновесить силы распора от арок контрфорсными стенками, возведенными на продолжениях осей дрок. Представьте себе план четырех пересекающихся арок с контрфорсными стенками. На таких арках можно поставить любые двойные купола, оставляя конструкцию открытой.
Эта структура получила в дальнейшем большое применение в архитектуре Средней Азии и, как показал опыт, имела большую устойчивость в сейсмическом отношении. Ее применение, разработка и декоративное оформление привело к коренным изменениям плана, интерьера и внешнего вида построек и к. созданию нового стиля.
В углах плана появились четыре маленькие каморки, иногда занимаемые лестницами; внутри и снаружи — глубокие ниши, образуемые контрфорсными стенками. Пяты арок понизились до уровня сводов внутренних ниш. Уменьшенный диаметр позволил выкладывать внутренний купол низкого подъема, а барабан — вытянутых пропорций.
Интерьеры с большими нишами образуют единое пространство. Оки невысокие и более интимные. Купола прикрываются изумительными декоративными сетчато-звездчатыми сводами, система которых основана на пересекающихся арках. Сталактиты логично дополняют в нужных местах общую декорацию.
Интерьеры горизонтально членятся «а две части: нижнюю занимает высокая панель, верхнюю — система сводов. Над панелью проходит пояс с выкружкой-полочкой, на которую упираются ребра декоративных сводов.
Новая архитектура интерьеров получает новую технику росписи «кундаль», покрывающую всю сводчатую часть. «Кундаль», роспись красками по рельефно-орнаментальному сплошь золоченому фону, придает особое богатство и блеск интерьеру. Панель Ишратханы из фигурных глазурованных плиток расписана золотым цветочным орнаментом.