Содержание статьи
Что рассказали археологам остатки Мавзолея Мазлумхан-Сулу
Мавзолей Мазлумхан-Сулу
Наиболее ранним произведением архитектуры возрожденного после монгольского нашествия Хорезма был, по-видимому, мавзолей Мазлумхан-Сулу, находящийся на территории древнего некрополя Миздахкан.
В научной литературе высказывались различные мнения о времени постройки этого уникального сооружения. А. Ю. Якубовский относил постройку к концу XIII — началу XIV в. Эту точку зрения разделяли Б. Н. Засыпкин.
В. И. Пилявский датировал памятник началом XIII в. по стилевым признакам. Разделяет это мнение и В. М. Филимонов.
Археологические исследования, проведенные на территории некрополя древнего Миздахкана, подтвердили ранее высказывавшееся мнение о принадлежности мавзолея Мазлумхан-Сулу к памятникам первой половины XIV в.
Мавзолей Мазлумхан-Сулу детально обмерен С. Б. Неумывакиным и В. М. Филимоновым. В. М. Филимоновым выполнены детальные анализы соразмерностей сооружения.
Исходным параметром для определения соразмерностей мавзолея Мазлумхан-Сулу был квадрат главного помещения, стороны которого равны 738 см. Ядро комплекса представляет слабо выраженный прямоугольник. Построение простое. В подкупольном квадрате проводится диагональ полуквадрата. Ее удвоением определяется длина, а удвоением стороны квадрата — ширина прямоугольника ядра.
Толщина наружных стен ядра соразмерна полуразности диагонали и стороны исходного квадрата. В соразмерностях сооружения фиксируются как сторона, так и диагонали квадрата и полуквадрата, т. е. налицо сочетание числа и величины.
Это сочетание нашло отражение в построении архитектурной формы и отдельных элементов сооружения.
Тектонический строй главного зала комплекса — традиционный четверик, восьмерик и опрокинутая чаша восьмигранного сомкнутого купола. Все это хорошо читается в интерьере. Однако здесь четверик гладью стены переходит в зону сталактитовых угловых парусов.
Рассмотренные выше приемы построения архитектурной формы мавзолея Мазлумхан- Сулу позволяют констатировать, что после монгольской разрухи зодчие продолжали работать в старых традициях.
Однако постепенно зарождаются новые архитектурно-художественные замыслы, возникает и развивается новое стилевое направление, нашедшее выражение в архитектуре мавзолея Тюрабек-ханым, представляющее высокую архитектурно-художественную культуру Хорезма золотоордынского периода.