Содержание статьи
Храм Артемиды в Эфесе – процветание и руины древнего чуда света
Храм Артемиды в Эфесе
Артемида – дочь Зевса
Много тысячелетий будоражат воображение путешественников легенды о храме Артемиды – грандиозном архитектурном сооружении античности. Святилище посвящено греческой богине Артемиде.
Артемида – дочь Зевса и богини Лето, одна из 12 главных олимпийских богов. Любимица царя богов, Артемида в детстве заявила отцу, что в жизни будет девственницей и властительницей дикой природы.
Красивая, сильная и грациозная повелительница гор и равнин, лесов и лугов, Артемида предавалась неусыпной страсти – охоте. Защитница всего живого на земле, богиня тем не менее убивала живность. Охотница с колчаном за плечами, вооруженная луком и стрелами, с незаменимым помощником на охоте – псом – бесстрашно ходила на охоту в одиночестве.
Одежда Артемиды – короткая туника – совсем не соответствовала статусу богини, зато в ней так удобно преследовать добычу в лесах! Охотники стремились заручиться поддержкой Артемиды, ведь она дарила успех и защищала от раненых зверей.
Артемиду – идеал греческой женской красоты, выносливую, стройную, чаще всего окружают красивые животные и птицы: лебеди, львы и тигры, олени и леопарды.
Крылатая богиня своенравна и непредсказуема. Свита Артемиды состояла из прекрасных нимф, которых она выбирала сама. Нимфы клялись хранить обед безбрачия, как и их повелительница. За нарушение клятвы без промедления следовало возмездие.
Агрессивная и решительная, Артемида в гневе была чрезвычайно жестока. Жуткое наказание постигло охотника, который случайно увидел, как юная богиня купалась в лесном озере. Она обратила несчастного в оленя, и охотника растерзали его же собаки.
Противоречивый характер Артемиды совмещал красоту и жестокость, заботу и беспощадность, изящество и легкость. Защитница молодых девушек и их целомудрия, она даровала счастье женщинам в семейной жизни.
Богиня плодородия, помощница беременным и роженицам, Артемида беспощадно расправлялась с теми, кто посмел даже намеком оскорбить ее мать, богиню Лето, родившую близнецов Артемиду и Аполлона, наперекор ревнивой жене Зевса, Гере.
Артемида освещала тьму, вела людей через незнакомые места и в то же время могла послать человеку безумие, паралич или внезапную смерть. Непростая и загадочная Артемида не любила высокомерных и хвастливых людей, которые нарушают обещание.
Юная Артемида попросила Зевса подарить ей город, в котором бы ее знали и почитали, отец выбрал для дочери Эфес. Греки сравнивали богиню с природой, такой же переменчивой и вспыльчивой, и страстно любили Артемиду. Поклоняясь противоречивой богине, они возвели ей грандиозный храм в цветущем и красивом Эфесе.
Великий храм античного мира
Для строительства храма в Эфесе пригласили прославленных зодчих Херсифрона и его сына Метагена из Кносса. Они создали проект, по которому построили храм, ставший чудом света. Святилище возведено на деньги последнего царя Лидии – Креза, прославившегося неимоверным богатством.
Царь, плененный красотой плана, приказал доставить в Эфес гранитные колонны, украшенные резьбой с изображением богов, две из которых подарил архитекторам – каждому по колонне.
Особенности возведения святилища
Храм решили построить из мрамора, обнаруженного в окрестностях Эфеса: деревянные святилища часто загорались и быстро приходили в негодность. Место строительства – болотистая низменность на окраине города.
Архитекторы объяснили свой выбор тем, что на таких землях не бывает землетрясений, которые случались в Греции. Чтобы гранитное сооружение не погрязло в болотистой жиже, под ним вырыли котлован, который заполнили углем и шерстью. Сверху установили фундамент для святилища.
Трудной задачей стала доставка к подножию здания тяжелых колонн: загруженные телеги вязли в болотистой почве. Колонны обшивали деревом, куда вбивали штыри, за которые волы тащили их волоком к подножию храма.
Установку колонн в вертикальное положение и укладку каменной балки порога греки считали чудом, свершённым Артемидой. А способ возведения крыши придумал Метаген.
На колонны сверху клали мешки с песком, на которые опускали крышу, под тяжестью которой мешки рвались, а постепенно сыпавшийся песок плавно водружал ее в пазы колонн. Так получилось сооружение с отточенными геометрическими пропорциями.
Долгое строительство в 120 лет завершилось в 559 году до н.э. Метагена и Херсифр сменили Деметрий и Пеонит, которые добавили в план работы свои коррективы.
Внешний и внутренний облик
Изящное мраморное сооружение привело в восторг и удивление горожан. Самое крупное святилище древнего мира диной 110 и шириной 55 метров украшали скульптуры и барельефы, созданные прославленными мастерами тех времен.
Вдоль стен с внешней стороны крышу подпирали 127 18-метровых мраморных колонн. Для сравнения – это уровень шестиэтажного дома. Портик искусно украшен барельефами, центральную часть храма опоясывал двойной ряд колонн с резными капителями.
Снаружи и изнутри храм облицован мраморными плитами. Специально для Артимесона – так греки называли храм Артемиды – художник из Эфеса Апеллес создал художественные полотна.
В центре белоснежного нарядного храма стояла 15-метровая статуя Артемиды, созданная из черного дерева и слоновой кости, украшенная золотыми пластинами и драгоценными камнями.
Назначение храма
В святилище Артемиды не только возносили молитвы в честь богини, храм являлся политическим и культурным центром города. Здесь проходили переговоры и собрания, выступали ораторы и историки, адвокаты и жрецы, заключали сделки и встречали послов.
В храме Артемиды хранили деньги, драгоценности и золото как частные особы, так и государство. Никто не осмеливался разорить это священное место, хотя Эфес несколько раз был в руках противника. Здесь никто не посмел задержать ни государственного преступника, ни сбежавшего от хозяина раба, ведь их защищала Артемида.
Трудные времена Артимесона
В первозданном виде храм Артемиды простоял 200 лет. Величие и роскошь святилища взволновали местного юношу Герострата. Его сверстники, сильные и ловкие, крепкие и мужественные, участвовали в соревнованиях и битвах, и душой Герострата завладела зависть и скорбь. Он – ни умный, ни ловкий, страстно желал славы и решил, что в этом ему поможет Артемида.
Герострат поджег храм. Огонь мгновенно охватил потолок, изготовленный из дорогого ливанского кедра, и вскоре святилище превратилось в гору раскаленных камней. Преступник с гордостью заявил, что хочет оставить в истории память о себе как о величайшем разрушителе.
Суд приговорил его к смертной казни, а разгневанные жители Эфеса постановили навсегда вычеркнуть Герострата из списков и никогда о нем не вспоминать. Древнегреческий историк Феополт, нарушив запрет, оставил в записях имя Герострата как величайшего глупца, который уничтожил одно из чудес света.
Возрождение после пожара
Храм, подожженный летом 356 года, полностью выгорел изнутри, остались закопченные колонны и свод. Деньги на реконструкцию Артимесона дал Александр Македонский. В III веке до н.э.храм возродился, стал более величественным и пышным. Руководил работой Александр Дейнократ, который повысил храм ещё на один уровень.
Теперь гранитные колонны храма возвышались на 22 метра. В центре зала – статуя Артемиды в пышном драгоценном убранстве. Испорченные плиты облицовки заменили другими. Внутренние помещения украсили статуями и драгоценными вазами, которые преподносили посетители.
Благодарные жители города в знак признательности заказали Апеллесу портрет полководца Алесандра Македонского, который разместили в центре храма недалеко от статуи богини. Художник изобразил Македонского в образе Зевса с мечом-молнией в руках. При взгляде на картину складывается впечатление, будто остриё меча выходит за рамки картины, а глаза Зевса следят за перемещением посетителей.
Упадок и разорение
Слава о красоте и сокровищах Артемисона облетела античный мир, и в 263 году до н.э. сюда нагрянули орды готских племен, которые захватили Эфес и разорили святилище.
После завоевания Греции Римской империей храм Артемиды постепенно разрушался. Культ Артемиды сменился поклонением Деве Марии, а разоренное святилище пришло в упадок.
Для украшения церковных постаментов разобрали крышу храма. Потеряв устойчивость, колонны начали падать , и их отправили на постройку Софийского храма. Горожане брали в развалинах Артимесона мраморные плиты для строительства домов. Все, что осталось от храма, поглотило вязкое болото.
В 1426 году Эфес захватили турки, которые обнаружили на месте храма развалины. Завоеватели не стали восстанавливать город, а построили в долине городок Сельчук, используя мрамор древних руин как строительный материал. Теперь на окраине провинциального турецкого городка – болото, поглотившее остатки храма.
Раскопки храма Артемиды
Всемирную известность античному строению принесли археологические раскопки, при которых нашли остатки древних построек. Обнаружились руины здания случайно.
В 1869 году английский археолог Джон Вуд, изучив летописи, нашел приблизительное место города Эфеса.
Джону Вуду удалось откачать болотные воды, и на предполагаемое место города выехала экспедиция. На глубине 6 метров обнаружили фундамент храма, под ним – следы святилища, сожжённого Геростратом.
От блистательного храма осталась только одна колонна и красивая история, похожая на сказку. Обнаруженные экспедицией Вуда экспонаты хранятся в Британском историческом музее и в столичном музее Турции.
Поток туристов не иссякает, всем хочется побывать на месте, где случилось чудо – возведение храма Артемиды.
Видео: строительство храма