Содержание статьи
- 1 Боровский монастырь от основания до наших дней: история, обзор, значение в разные годы
- 2 Свято-Пафнутьев Боровский монастырь
- 3 Городок Боровск – колыбель Свято-Пафнутьего монастыря
- 4 Основатель монастыря
- 5 Взгляд в прошлое
- 6 Архитектурные особенности монастыря
- 7 Жизнь обители сегодня
- 8 Видео: Свято-Пафнутьев Боровский монастырь с высоты
Боровский монастырь от основания до наших дней: история, обзор, значение в разные годы
Свято-Пафнутьев Боровский монастырь
Городок Боровск – колыбель Свято-Пафнутьего монастыря
Город Боровск, получивший название от древнерусского слова «бор» – «сосновый лес», известен с 1365 года и принадлежал черниговским наместникам. В 1382 году Боровск вошел в состав Московского великого княжества.
Боровск – маленький тихий городок, где нет ни одного светофора, очень мало машин и нет современной застройки, кроме зданий госучереждений. Город – центр старообрядчества, здесь много храмов. В XVII веке сюда сослали основателя старообрядцев протопопа Аввакума.
В 1414 году в Высоко-Покровский монастырь, находящийся в городе Боровске, на берегу реки Протвы, пришел 20-летний юноша по имени Парфений – будущий основатель Боровского монастыря. Здесь он принял постриг с именем Пафнутий и начал служение богу и людям.
Основатель монастыря
Преподобный Пафнутий – внук ордынского баскака, сборщика податей с князей. Татарский посол, представляющий монгольского хана на завоеванных русских землях, принял православие и крестился.
Внук его, Парфений, тайно покинул родительский дом, чтобы в Покровском монастыре, став иноком Пафнутием, провести 30 лет, из них 13 лет, будучи игуменом, руководителем монастыря.
Впав в тяжкую болезнь, которая длилась долго, Пафнутий отошел от дел. Выздоровев, уединился и поселился на безмолвии, в лесной чаще, в 3 верстах от Боровска. Вслед за ним потянулись верные последователи, чтобы разделить со старцем участь.
Через 3 года на возвышенности в непроходимых боровских лесах, при впадении реки Истремы в Протву, построили деревянную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, с которой и началась новая обитель. Вскоре на ее месте построили белокаменный храм, расписанный Дионисием.
Молва о монастыре ширилась, и скоро отшельническая пустынь стала полноценным монастырем, почитаемым во всей Московии. Игумен Пафнутий, управляя жизнью обители, был примером для братии в трудах и молитве. Он упорно трудился: рубил дрова, носил воду, возделывал землю и плел неводы для рыбной ловли.
33 года преподобный Пафнутий обустраивал монастырь и собрал вокруг себя 95 монахов, от которых не требовал невозможного, видя немощи и слабости каждого. К себе относился требовательно: непрестанно постился и очень скромно одевался.
Имея способность распознавать скрытые помыслы и страсти людей, игумен с власть имущими вел себя твердо и смело, за что его уважали. Богатые дары рекой текли в монастырь. В то же время ни боярин, ни князь с запятнанной репутацией не смели являться к Пафнутию, они знали: принципиальный старец не примет не только даров, но и их самих.
К нищим и больным Пафнутий был милосерден и жалостлив. Во время голода в монастыре кормили ежедневно 1000 человек, истратив все монастырские запасы.
По его молитвам творились чудеса, и после кончины преподобный остался помощником и заступником страждущих. В 1472 году монастырь «под свою державу» взял московский государь: святого преподобного Пафнутия почитали великие князья и цари московские.
По молитве при гробе преподобного в 1530 году у великого князя Василия II родился наследник, будущий царь Иван Грозный, которого крестили старцы Боровского монастыря. В Кремле, в царской крестовой палате, хранились святыни: посох, башмачки и онучки преподобного Пафнутия, который в 1547 году был причтен к лику святых как великий чудотворец всея Руси.
Взгляд в прошлое
Обитель часто навещали московские государи, которые не скупились на пожертвования. Монастырь быстро рос и богател, быстро строился в камне.
В конце XVI века, опасаясь войны с Польшей, московские правители укрепляют монастырь, который превратился в пограничную крепость: вокруг вырыли искусственные пруды и глубокий ров, возвели каменную ограду.
Богатое подворье не обходили стороной враги: дважды обитель разоряли и жгли. Первый раз – в 1610 году по приказу Лжедмитрия, когда в побоище на территории монастыря погибло 12000 человек, защищая обитель. Возглавлявший русское воинство князь Михаил Константинович Волконский погиб в соборе.
В середине XVII века из-за сопротивления церковным реформам патриарха Никона в монастырь заточили протопопа Аввакума. Несмотря на это, раскол задушить не удалось. Позднее сюда привезли опальную боярыню Морозову, которая умерла голодной смертью в земляной яме на подворье монастыря, так и не отказавшись от своих убеждений, и захоронена в Боровском городище.
После окончания «смутного» времени обитель восстановили, а в 1812 году ее разорили солдаты Наполеона, сожгли богатую библиотеку и разграбили ценности.
Вновь разорили монастырь с приходом к власти большевиков. Братию прогнали, а обитель объявили национальным памятником, передав имущество Главмузею. В 1923 году за крепостной стеной монастыря устроили исправительную колонию, с колокольни сбросили 9 колоколов, в том числе древнейший колокол, из икон иконостаса делали судки собакам и клетки для кроликов.
В 1942 году в здании монастыря обустроили Политуправление Западного фронта, позднее – сельхозтехникум. В 1991 году Боровский мужской монастырь вернули православной епархии, церкви повторно освятили и возобновили службы.
Архитектурные особенности монастыря
В плане Пафнутьев монастырь представляет неправильный ромб. Подворье обнесено высокой каменной стеной, в которую встроено шесть трехъярусных шатровых башен, имеющих собственные имена: Круглая и Оружейная, Поваренная и Георгиевская, Сторожевая и Тайницкая.
Стена, воздвигнутая в конце XVI века, протяженностью 673 метра и толщиной, доходящей до 11 м, защищала обитель от нападений врагов. Здесь устроены амбразуры для пушек и ружейного боя, с внутренней стороны – длинный коридор. В особые стоки – машикули – на головы осаждающих врагов лили кипяток и кипящую смолу.
Главный собор
В центре Боровского монастыря – главная церковь, пятикупольный Собор Рождества Богородицы с двумя приделами. Вынесенный намеренно на открытое место, желто-белый храм впечатляет монументальностью и стройностью. Красивый и строгий, он блестит на солнце куполами. Шлемовидные главки придают собору вид крепости. В куполе – Христос, в простенках барабана – апостолы, на парусах – евангелисты.
Справа, возле алтаря, – главная святыня, рака с мощами преподобного Пафнутия Боровского. В главном приделе – в золоченых киотах чудотворные иконы Божьей Матери. Под стеклом – украшения и драгоценности, принесенные верующими в дар Богородице за скорое услышание молитв.
Отсюда, из Рождественского храма, ранее до Калуги и Москвы были проложены подземные ходы. Монахи, отправляясь в город торговать, преодолевали по ним неблизкий путь в уединении, пребывая в молитве и не отвлекаясь на соблазны окружающего мира.
Монастырский ансамбль
Вокруг центральной площади – ансамбль из храмов, трапезной и колокольни. Ближе к ограде монастыря – жилые кельи и хозяйственные постройки.
Важное строение монастырской площади – трапезная. Двухэтажное здание с хозяйственными помещениями внизу, к главному входу которого ведет широкая лестница. В неурожайные годы монастырские запасы спасали от бедствий сотни людей.
С простым обликом трапезной контрастирует пятиярусная колокольня. Воздушное белоснежное здание высотой 55 метров украшено полуколоннами с перехватами, поставленными на углах, и полукруглыми высокими окнами с разнообразными наличниками. Стены декорированы живописными барельефами в виде серафимов и фруктов.
Облик величавой колокольни дополняют ряды многоцветных изразцов каждого яруса. На одном из них – действующие башенные часы. В 1859 году в башне было 9 колоколов, в 1992 году на звонницу подвесили 16 новых – подарок монастырю русско-американской компании, самый большой – весом 700кг.
Рядом с колоколами – молитва звонаря, хотя теперь колокольным звоном управляет компьютер.
Храмы монастыря
- Собор Рождества Богородицы расписан фресками в 1644 году художником Дионисием.
- Трапезная церковь Рождества Христова пристроена к главному собору.
- Церковь Илии пророка с больничными палатами – скромная одноэтажная однокупольная церковь построена из кирпича в XVI веке. Здание примыкает к помещению, где ранее располагались больничные палаты, трапезная и кухня. Разделяющая их решетка позволяла больным присутствовать на церковной службе.
- Митрофановский храм – одноэтажное здание, возведенное в 1760 году. Маковка с крестом высотой30 метров радует взоры чистотой линий. Церковь соединена с настоятельским корпусом, откуда можно попасть в храм, не выходя на улицу. В подклети – место упокоения всех настоятелей обители.
- Колокольня возведена в конце XVII века, в подклете – Музей русской иконы с уникальными средневековыми фресками.
- Проломные ворота с надвратной часовней.
- Купальня и святой источник преподобного Пафнутия Боровского.
Жизнь обители сегодня
В настоящее время обитель объединяет комплекс церковных строений неодинаковых стилей, построенных в разное время. На зеленеющем берегу – белая стена с узкими окошками-бойницами, отражение которой купается в воде, а высоко в небе горят золотые купола храмов.
Сегодня Боровский монастырь – это не только монашеская обитель, но и архитектурный музей, где проводятся экскурсии. При монастыре работает воскресная школа для детей, регулярно проводятся лекции для взрослых и совместные просмотры фильмов с обсуждением.
Молодежное движение «Православная молодежная дружина Боровского края», созданное при монастыре, объединяет молодых людей на идеалах служения ближнему и обществу.
В летнее время монастырем проводится детский полевой палаточный православно-патриотический лагерь «Стратилатъ», в котором отдыхают 40 детей. На базе лагеря ежегодно проводится трехдневный слет православной молодежи «Пафнутьевград».
Монастырь в Боровске активно занимается издательством: выпускают детский журнал «Кораблик» и еженедельник «Вестник», газету для учителей и родителей «Боровский просветитель».
Круглый год в монастыре проводятся экскурсии для паломников, работает библиотека и иконно-книжная лавка. Для развития культурно-нравственной культуры населения в монастыре ежегодно устраиваются районные Пафнутьевские образовательные чтения.
На престольные праздники – Рождества Пресвятой Богородицы и Дня памяти преподобного Пафнутия Боровского в монастыре проводятся праздничные трапезы для всех прихожан и паломников. Боровский монастырь вновь поражает возрожденной красотой и величием.
Видео: Свято-Пафнутьев Боровский монастырь с высоты