Содержание статьи
Чем знаменит Донской мужской монастырь в Москве – путь от основания до современности
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Возникновение древнейшей обители
Донской монастырь основан царем Федором Иоанновичем в честь Донской иконы Божьей Матери в благодарность за избавление Москвы от нашествия крымского хана Казыгирея в 1591 году.
Этой иконой преподобный Сергий Радонежский благословлял великого князя Дмитрия Ивановича и его воинов на Куликовскую битву, которая произошла близ Дона. Икона принесена донскими казаками, прибывшими на помощь великому князю в битве с татарами.
Святыня находилась с русскими воинами на поле боя, и после блестящей победы русских ратников ее назвали Донской, как и князя Дмитрия Ивановича, которому казаки преподнесли икону в дар.
Когда в 1591 году Казыгирей оказался на подступах к первопрестольной, царь Федор Иоаннович приказал с Донской иконою Богоматери совершить крестный ход вокруг Москвы и после поставить ее среди воинских рядов. Государь провел бессонную ночь в молитвах перед образом.
На другой день в разгар битвы татары в панике убежали, бросив на поле и убитых, и раненых, и весь скарб, или как тогда говорили «обоз». В благодарность за услышанную молитву и чудесную помощь в 1591 году Федор Иоаннович основал Донской монастырь, куда поместили чудотворную икону. День празднования святыни – 19 августа (1 сентября).
На месте шатра, где пребывала икона, в 1593 году построен Малый Донской собор. 100 лет спустя рядом появился второй, так называемый Большой Донской собор. Донской монастырь – единственная обитель, где действует два одноименных храма.
Преданья старины глубокой
Донской монастырь хранит тайны и трагедии из жизни страны, одна из них – Чумной бунт.
История чумного бунта
В сентябре 1771 года в Москве вспыхнула эпидемия чумы. По городу прошел слух, что чудотворная икона Боголюбская в Китай-городе исцеляет от болезни. Напуганные мором жители ринулись туда, чтобы приложиться к образу. В толпе собрались и здоровые люди, и зараженные.
Архиепископ Московский Амвросий, боясь распространения эпидемии из-за скопления людей, приказал убрать икону. Тогда народ взбунтовался. Многотысячная толпа взяла приступом Донской монастырь, где на хорах прятался архиепископ. Бедного старца вытолкали на улицу и растерзали обезумевшие от страха и гнева люди. На месте гибели архиепископа воздвигли каменный крест, который сейчас находится под лестницей Большого собора.
В Смутные времена монастырь разграбили войска поляков. В 1812 году, при вторжении в Москву французов, в Донском монастыре поселилась конная гвардия. Разграбленную обитель восстановили на пожертвования атамана Донского казачества Матвея Платонова. В XIX веке в монастыре открыли духовное училище и иконописную палату.
Донской некрополь
Во время чумной эпидемии хоронить горожан на городских кладбищах запретили. Большие «чумовые» кладбища появились на окраинах города: Ваганьково, Новодевичье, Миусское. Донской акрополь появился раньше как главное кладбище высшего русского дворянства и богатого купечества.
Здесь нашли пристанище представители известных дворянских фамилий: Трубецкие, Долгоруковы, Вяземские, Нарышкины. Похоронены писатели Иван Шмелев и Александр Солженицын, Фаина Раневская и Майя Кристалинская. О значении некрополя Донского монастыря свидетельствует завещание императрицы Екатерины Великой. В нем она указывала, что, если умрет в Москве, похоронить ее следует в Донском монастыре.
Здесь покоятся обитатели старого Арбата, Пречистенки, Поварской. В Донском монастыре похоронен историк Ключевский и ректор Московского университета Трубецкой, архитектор Бове и философ Чаадаев, писатели Сумароков и Херасков, а также многочисленные Голицыны, родственники и друзья А.С. Пушкина.
Здесь похоронена богатая помещица Дарья Салтыкова (Салтычиха), прославившаяся неслыханной жестокостью к крепостным, умершая в заточении Ивановского монастыря. В 1930-е годы с Даниловского кладбища сюда перенесли могилу художника Перова, в 2005 году в Донской монастырь перезахоронили генералов Деникина и Каппеля.
На стене фамильного склепа Левченко за Большим собором – мозаичная икона святителя Николая, которая во время гонений на церковь оставалась единственной святыней в округе. В годы Великой Отечественной войны здесь молились матери и жены ушедших на фронт. С тех пор и до сегодняшнего дня икона источает благоухание.
Братские могилы на территории монастыря
В годы репрессий из подвалов Лубянки привозили, чтобы свалить в монастырскую землю тысячи трупов, расстрелянных без суда и следствия людей. Все неизвестные лежат в могиле невостребованных прахов. Здесь же могила Блохина – коменданта НКВД, лично расстрелявшего 10 000 человек.
Примечательны памятники Донского некрополя: белокаменные плиты, барочные саркофаги пирамиды, жертвенники и гранитные колонны, вазы и урны, архитектурно-декоративные композиции в виде ротонд, беседок и часовен, скульптурные фигуры плакальщиц и ангелов. Площадь захоронений в настоящее время – 2 гектара.
Архитектурное кладбище
Донской монастырь называют архитектурным кладбищем. С 1934 года в монастырь, Музей архитектуры имени Щусева свозили фрагменты уничтоженных памятников старины. В восточной стороне монастыря – горельефы храма Христа Спасителя, в северной – наличники Сухаревской башни церкви Успения Божьей Матери на Покровке.
Монастырь в XX веке
В 1918 году монастырь официально закрыли, но монастырская жизнь теплилась здесь еще несколько лет. Монастырские здания приспособили под интернат, антирелигиозный музей, фабрику, молочную ферму. В 1927 году на территории монастыря в храме Серафима Саровского открыли крематорий. где сжигали останки жертв сталинских репрессий.
Здесь же размещались государственные учреждения, в монастырском саду и некрополе гуляла московская интеллигенция. Среди монастырских развалин дети играли в прятки, в щелку двери разглядывали иконостас в Большом соборе и грелись в Малом, где в 1949 году возобновились богослужения.
Святой узник
В здании караульни, примыкавшей к северной стороне монастыря, с 1922 года содержался под стражей святитель Тихон, патриарх Московский. В своей проповеди патриарх осудил расстрел царской семьи. Обвиненный в антисоветской деятельности, святитель Тихон жил до смерти под присмотром комсомольцев в двух тесных кельях.
Патриарху разрешали общаться с паствой, стоящей внизу, через решетку ограды, когда он выходил для прогулки на монастырскую стену. Весной 1925 года святитель умер в больнице.
Вся православная Москва пришла проводить патриарха-исповедника. Похоронили его у стен Малого собора. В 1992 году мощи святителя Тихона торжественно перенесли в Большой собор. Рака с мощами святителя Тихона находится слева от царских врат в Большом соборе монастыря.
Возрождение в новое время
В начале 1982 года Брежнев подписал приказ о передаче Донского монастыря Московскому Патриарху. Однако со смертью генсека документы затерялись, о Донском монастыре забыли. Русской православной церкви обитель передали в 1991 году. Монастырь оказался в самом центре Москвы.
Каждый год на празднование Донской иконы ее доставляют из Третьяковской галереи, где она хранится, на руках в монастырь. Во время крестного хода улицы по пути следования святыни украшают живыми цветами. Сотни хоругвеносцев столичных церквей сопровождают святыню.
Гостей на центральной аллее до недавнего времени встречала колонна танков, вызывая их недоумение. Во время Великой Отечественной войны православные люди собрали 8 миллионов рублей, чтобы создать танковую колонну имени Дмитрия Донского.
Технику, оставшуюся от колонны, установили на центральной аллее, которая ведет к храму, поэтому танки передвинули к стене. После посещения храма прихожане могут в сопровождении экскурсовода подойти к стене и узнать о подвигах тех, кто за них сражался.
В скором времени Донской монастырь станет духовным центром казачества: планируются семинары и встречи для казаков. Здесь, в монастыре, будет проходить парадный казачий расчет. В монастыре создан просветительский центр для молодежи, открыта библиотека, большой книжный магазин и музей, иконная лавка и лавка с монастырской выпечкой.
При монастыре активную работу ведет паломническая служба: открыта гостиница и трапезная, организуются экскурсии по монастырю. Братия служит приходящим в монастырь людям, служение братии – социальное, образовательное, миссионерское.
Утром и вечером монахи молятся в тишине, главное дело монахов – усердная молитва. В 2011 году монастырю исполнилось 420 лет. Каждый человек, пришедший сюда, в «городской» монастырь может уединиться и подумать о своей жизни. Старинные сооружения монастыря и поросшие мхом памятники на могилах кладбища, вековая липовая аллея погружают посетителей Донского монастыря в особую атмосферу далеких времен.
Земная рукотворная красота
Донской монастырь – величественный ансамбль в центре столицы. Обитель, окруженная мощной узорчатой стеной с навесными бойницами в верхней части и 12 башнями, похожа на древнерусскую крепость. Монастырские стены построены в форме правильного квадрата с завершением из белого камня.
Большой собор
В центре монастырской территории – Большой собор, прекрасный и величественный. Возведенный через 100 лет после Малого на пожертвования прихожан царской фамилии и городской знати, храм напоминает распустившийся цветок.
Пять вызолоченных глав наверху – большая в центре – и 4 вокруг, поставлены по сторонам света. К двухъярусной арочной галерее, окружающей по периметру храм, с трех сторон примыкают лестницы паперти, выстроенные на сводах, опирающихся на двойные столбы в арках.
Вход и пол Большого собора выложен чугунными плитами, украшенными орнаментом, на пожертвования купца Замятин в 1752 году. Внутреннее пространство украшают фрески и росписи с позолотой. Великоленный резной восьмиярусный иконостас заливают потоки света, льющиеся снаружи.
Парадный вход в храм – через северные ворота, выходящие в сторону Кремля, которые венчает Тихвинская церковь. Здесь священник Николай Голубцов тайно крестил дочь Сталина, Светлану Аллилуеву, под именем Фотиния.
Спускающаяся из соборной части лестница ведет в Сретенский храм – усыпальницу грузинских царей Дадианов и Багратионов с сыновьями, грузинских священников, политиков и культурных деятелей. В 1748 году к храму пристроили двухэтажную ризницу с барочными наличниками.
Малый собор
Малый собор, возведенный в 1591 году, освящен в честь Донской иконы Божьей Матери – первая каменная постройка на территории монастыря. В первоначальном виде – квадратное здание с тремя округлыми аспидами. Объем собора завершался тремя ярусами кокошников, световым барабаном и шлемовидным куполом.
Внутреннее убранство и отделка исполнены по заказу царя Бориса Годунова. В 1795 году храм расписал фресками, среди которых красовался и портрет государя, итальянский художник Клауди. В трапезной Малого собора варили миро – благоухающее освященное ароматическое масло. После пожара 1992 года церковь полностью перестроили, сделав красивой и уютной. Под храмом – чугунная плита над прахом фельдмаршала Николая Репнина.
Церкви Донского монастыря
Церковь Михаила Архангела построена на средства княгини Анны Голицыной в 1806 году на месте обветшавшей церкви Евфимия Великого. Кубический объем увенчан главой на широком барабане. С западной стороны прежде была больница, превращенная в трапезную.
Церковь в честь князя Александра Невского возведена в 2006 году на месте бывших монастырских огородов. Венчается барабаном с луковичной главой. Рядом – нарядная Водосвятная Часовня.
Церковь святителя Тихона основана в 1997 году по благословлению Патриарха Алексия II. Церковь выполнена из кирпича и покрыта кровлей на 8 скатов. Храм, увенчанный луковичной главой на высоком барабане, декорирован кокошниками.
Храм Георгия Победоносца построен в 2000 году в технике суровой фрески. Храм-восьмерик, декорированный плоскими пилястрами, увенчан округлой крышей и ярусом колокольного звона.
Церковь Иоанна Златоуста и великомученицы Екатерины выполнена в византийском стиле в 1888 году на средства купеческой семьи Первушиных как родовая усыпальница. В нижнем ярусе – церковь великомученицы Екатерины.
Храм преподобного Иоанна Лествичника построен в 1898 году на средства генерал-майора как часовня-усыпальница для его семьи. С западной части – закрытое крыльцо-паперть. Стены украшены декорированным орнаментом из формового кирпича и лепными деталями. Фасады отреставрировали, установив новый иконостас, в 1990 году.
Храм преподобного Александра Свирского возведен в 1786 году в стиле классицизма в честь небесного покровителя графа Николая Зубова. Фасады украшены пилястрами, интерьер восстановлен в1996 году и заново расписан иконостас.
Храм праведных Захарии и Елисаветы построен в 1730 году и упразднен после разорения монастыря французами, реставрирован в 1990 году. В храме созданы росписи из истории монастыря.
Надвратная церковь Тихвинской иконы Богоматери – четырехъярусная церковь, верхний уровень, отделенный сводами с открытыми арками, предназначен для звонницы. Здесь молился патриарх Тихон во время заточения. Главный вход в церковь – напротив Большого собора с северной стороны ограды. Около паперти – чугунная кованая решетка начала XVIII века и иконостас 1782 года. Церковь построена в XVIII веке на деньги царицы Прасковьи Федоровны, жены Ивана IV Романова.
Над воротами с западной стороны – трехъярусная колокольня с изящными часами. У входа в монастырь – часовня, посвященная счастливому событию: спасению царской семьи при крушении поезда, в котором они находились.
В братских корпусах, сделанных из красного кирпича, живут более 100 монахов.
Святые почитаемые образы
Видео: экскурсия по монастырю