Памятник «Рабочий и колхозница»: проекты, история и современность

Памятник «Рабочий и колхозница» — уникальное наследие социалистической эпохи

Памятник «Рабочий и колхозница»: проекты, история и современность

Памятник «Рабочий и колхозница»

Работа над проектом памятника

Идейным создателем скульптурной композиции стал архитектор Борис Иофан. На плечи Веры Мухиной легло художественное воплощение и подготовка памятника к выставке. Однако у двух творческих личностей был кардинально различный взгляд на работу.

Вариант Б. Иофана

Иофан сразу решил, что скульптурная композиция будет двухфигурной. Прообразом для мужчины стала античная статуя «Тираноборец», а для женщины — древнегреческая «Ника Самофракийская».

По идее Иофана фигуры должны были стать логичным продолжением павильона, на котором и были установлены. Мужчина был обнаженным, женщина — в тонких одеждах. Они шли почти сливаясь друг с другом, шаг в шаг. Устремляясь вперед, рабочий и колхозница поднимали вверх символы СССР — серп и молот.

Памятник «Рабочий и колхозница»: проекты, история и современность

Но при этом в композиции не хватало легкости и динамики. Скульптуры не развивали архитектуру павильона. И во всем сооружении было слишком много вертикалей.

Борис Иофан осознавал этот недостаток и пытался его нивелировать, добавив в композицию развевающееся полотнище на мужских бедрах. Это не решило проблему, и идея, которую предстояло воплотить уже в скором времени, досталась Мухиной в довольно «сыром» виде.

Вариант В. Мухиной

Вера Мухина не видела памятник «Рабочий и колхозница» только лишь продолжением павильона. По ее мнению, каждый из этих элементов должен был сохранять свою специфику в общем гармоничном образе.

Также ее смущала архитектура павильона, который спереди выглядел лишь пьедесталом для скульптуры и искажал ее размеры.

После долгих и мучительных творческих поисков Мухина пришла к единственно верному решения — использовать горизонтальное построение для скульптурных объемов. Осталось воплотить это в жизнь. И в этот момент в руке «колхозницы» появился легендарный шарф.

Памятник «Рабочий и колхозница»: проекты, история и современность

Он придавал памятнику динамику, стремительность и столь необходимую горизонтальность, гармонично подчеркивал связь фигур с павильоном. Складки на разлетающейся юбке девушки только усиливали достигнутый эффект.

Еще одна находка Мухиной заключалась в превращении грузных фигур в изящную, летящую композицию. Это удалось сделать, благодаря добавлению воздуха — свободного пространства между отдельными элементами статуи. Из-за этого скульптура приобрела даже некую ажурность.

Согласование проекта

Согласование созданного В. Мухиной эскиза также не обошлось без эксцессов. Его пришлось дорабатывать. «Рабочего» надлежало одеть, так как в соответствии с замыслом Иофана он остался нагим. Тогда на парне появился комбинезон. А у «колхозницы» было велено убрать мешки под глазами.

Памятник «Рабочий и колхозница»: проекты, история и современность

Также приемной комиссии не понравился шарф. Мухиной пришлось отстаивать свое творение, доказывая, что без шарфа у скульптуры потеряется связь с павильоном. К ее мнению прислушались, но на одну уступку пойти все же пришлось. Изначально шарф был сдвоенный, а превратился в одну полосу.

Изготовление памятника и павильона

После утверждения эскиза надлежало приступить к созданию уменьшенной модели памятника «Рабочий и колхозница». Чтобы свести к минимуму вероятность неточностей и ошибок, она должна была быть не менее одной пятой от оригинального размера скульптуры. На это у Мухиной уже не было времени.

Помог Львов П. Н. — главный инженер завода от Института машиностроения и металлообработки. Он предложил Вере создать метровую модель скульптуры, которую взялся увеличить потом в 15 раз! Он же предложил использовать хромоникелевую сталь для отливки деталей и разработал технологию точечной сварки для их соединения.

Шаблоны деталей делали из дерева. Стальные элементы выколачивали уже по ним. Для голов эта технология не подходила, поэтому пришлось изготавливать глиняные болванки.

Памятник «Рабочий и колхозница»: проекты, история и современность

Некоторые цифры о процессе изготовления памятника «Рабочий и колхозница»:

  • работа велась в 3 смены;
  • к монтажу было привлечено 160 человек;
  • 30 метров и 5 тонн — таким получился изящный шарф «колхозницы»;
  • для работы использовали кран 35 м высотой со стрелой 15 м;
  • толщина досок для шаблонов составляла 15 см;
  • каркас скульптуры весил 63 т;
  • вес обшивки — 12 т;
  • толщина обшивки — 0,5 мм.
  • Сразу после изготовления всех деталей памятник был готов к транспортировке в Париж.

    Выставка в Париже и возвращение в Москву

    В Париж памятник «Рабочий и колхозница» отправился разделенным на 65 частей. Вместе с инструментами он занял 28 ж/д вагонов. Ценный груз и Мухину с инженером Львовым во Франции встречал сам Борис Иофан.

    Собирать скульптуру начали даже до окончательной облицовки павильона. В некоторых местах стальная обшивка помялась и ее пришлось выправлять на месте. Щели между элементами заделывали тонкими стальными полосами. Все работы закончили на 2 дня раньше срока.

    Памятник «Рабочий и колхозница»: проекты, история и современность

    Советский павильон со скульптурой рабочего и колхозницы имел колоссальный успех. Его фотографии публиковали во всех газетах, а вскоре изображения памятника появились на сувенирной продукции — жетонах, платках, чернильницах.

    Интересный факт! В одном из интервью Вера Мухина сказала, что не совсем довольна своей работой. Она видела в ней некоторые технические и художественные недостатки.

    После парижской выставки памятник «Рабочий и колхозница» разобрали и отправили обратно в Москву. По определенным политическим причинам Мухину не допустили на демонтаж конструкции. Это привело к тому, что незнакомые с устройством скульптуры рабочие почти варварски разрезали ее на 44 части.

    В Москве скульптурную композицию собирали заново, заменили обшивку на более толстую, переделали почти половину каркаса. «Рабочий и колхозница» украсили собой главный вход Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ныне — ВДНХ).

    Реставрация памятника «Рабочий и колхозница»

    Почти 70 лет памятник простоял в первозданном виде. В 2003 году было решено провести его реставрацию. Работы закончили только в 2009 году, их общая стоимость составила чуть больше 2,9 миллиардов рублей.

    Памятник «Рабочий и колхозница»: проекты, история и современность

    Что было сделано:

  • проведены все необходимые замеры и расчеты;
  • спроектирован новый каркас, состоящий из несущих, промежуточных и конструктивных элементов;
  • разработаны новые материалы с высокой устойчивостью к коррозии;
  • проведен компьютерный спектральный анализ каждой из 40 частей, на которые разобрали памятник;
  • проведена рентгенография более 1 миллиона сварных точек;
  • выполнена очистка всех элементов памятника и их последующая обработка уникальной антикоррозийной пастой, которой понадобилось около тонны.
  • Памятник «Рабочий и колхозница»: проекты, история и современность

    Новый павильон стал напоминать проект Б. Иофана, только вот из-за размеров выделенного участка земли его длину пришлось уменьшить до 66 м. Фасад украсил настоящий герб СССР, созданный к парижской выставке 1937 года.

    Посещение памятника и павильона на ВДНХ

    Осмотреть памятник «Рабочий и колхозница» могут все прогуливающиеся по ВДНХ. При желании можно посетить и одноименный павильон, разделенный на 3 этажа.

    Памятник «Рабочий и колхозница»: проекты, история и современность

    Здесь проводят различные выставки, лекции, тематические кинопоказы, конференции. Одна из постоянных экспозиций посвящена созданию павильона и венчающей его скульптурной композиции. Выставлены их макеты, архивные рабочие документы, фотографии и личные вещи В. Мухиной, Б. Иофана.

    Видео: все самое интересное о скульптуре

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *