Содержание статьи
Мавзолей Тюрабек-ханым – шедевров восточной архитектуры родом из древности
Мавзолей Тюрабек-ханым
Известный арабский путешественник Ибн-Батута, посетивший Хорезм в 30 годах XIV века характеризует Ургенч, как самый большой из монгольских городов, самый значительный и красивый. В своем описании Ибн-Баггута упоминает одно из замечательных зданий города — «ханака» Тюрабекханым, жены наместника Хорезма Кутлуг-Тимура.
Ханако в дальнейшем превратилась в мавзолей над могилой своего строителя. Поэтому весьма возможно, что сохранившийся на городище старого Ургенча мавзолей, носящий имя Тюрабек-ханым, когда-то и был тем зданием, в котором принимали знаменитого арабского путешественника.
В таком случае время постройки мавзолея можно отнести к 1321 — 1336 годам, когда правил Кутлуг-Тимур. Но достоверно можно лишь утверждать, что, мавзолей был воздвигнут до 1379 года, когда Тимур разорил город и вывез из него в Шэхрисябз мастеров-строителей.
Мавзолей, случайно сохранившийся до наших дней, бесспорно относится к числу самых лучших построек Средней Азии и шедевров восточной архитектуры вообще.
В большинстве портально-купольных мавзолеев, например, в Узгене, наибольшее внимание уделялось не общей композиции здания, а лишь порталу, являвшемуся главным фасадом. В мавзолее Тюрабек-ханым, одной из лучших объемно-пространственных композиций, удивительно гармонично сочетается традиционный портал с башнеобразной усыпальницей.
Основное ядро композиции — двенадцатигранная призма, имеющая внутри шестигранное помещение.
Если смотреть на мавзолей с юга, то портал закрывает основной объем, но при любой другой зрительной точке мавзолей воспринимается в целом как единая композиция из равнородных объемов.
Наряду с общим композиционным решением не менее замечательны формы и декор памятника. Оставшиеся свободными восемь граней центрального объема имеют снаружи четыре прямоугольные ниши.
Панно и тимпаны выложены превосходной резной мозаикой. Все ниши перекрыты декоративными сводами из мозаичных сталактитов. Барабан, прорезанный двенадцатью окнами, покрыт декоративной сеткой из рельефных шестигранников, в которые вписаны мозаичные звезды.
Купол облицован голубым кирпичом. Оформление интерьера с шестью нишами аналогично наружному и состоит из контрастного сочетания гладких кирпичных поясков с резной мозаикой. Паруса заполнены мозаичными сталактитами.
На двенадцатигранном ярусе парусов лежит двадцатичетырехгранный арочный ярус с двенадцатью окнами и двенадцатью мозаичными панно стрельчатой формы. Сложный геометрический орнаментальный узор внутреннего купола построен на осях двадцатичетырехгранника. Звезды и другие фигуры резной мозаики, образовывающие беспрерывный переплет, заполнены цветочным орнаментом.
Поражает богатство и разнообразие красок и оттенков. Интересно отметить, что мозаичный купол — чисто декоративный прием. Над ним находится конструктивный купол сфероконической формы. Таким образом, внешний конический купол является третьим куполом над центральным помещением.