Портальный мавзолей Тюрабек-ханым с башнеобразной усыпальницей: обзор и фото

Мавзолей Тюрабек-ханым – шедевров восточной архитектуры родом из древности

Портальный мавзолей Тюрабек-ханым с башнеобразной усыпальницей: обзор и фото

Мавзолей Тюрабек-ханым

Известный арабский путешественник Ибн-Батута, посетивший Хорезм в 30 годах XIV века характеризует Ургенч, как самый большой из монгольских городов, самый значительный и красивый. В своем описании Ибн-Баггута упоминает одно из замечательных зданий города — «ханака» Тюрабекханым, жены наместника Хорезма Кутлуг-Тимура.

Ханако в дальнейшем превратилась в мавзолей над могилой своего строителя. Поэтому весьма возможно, что сохранившийся на городище старого Ургенча мавзолей, носящий имя Тюрабек-ханым, когда-то и был тем зданием, в котором принимали знаменитого арабского путешественника.

В таком случае время постройки мавзолея можно отнести к 1321 — 1336 годам, когда правил Кутлуг-Тимур. Но достоверно можно лишь утверждать, что, мавзолей был воздвигнут до 1379 года, когда Тимур разорил город и вывез из него в Шэхрисябз мастеров-строителей.

Мавзолей, случайно сохранившийся до наших дней, бесспорно относится к числу самых лучших построек Средней Азии и шедевров восточной архитектуры вообще.

Портальный мавзолей Тюрабек-ханым с башнеобразной усыпальницей: обзор и фото

В большинстве портально-купольных мавзолеев, например, в Узгене, наибольшее внимание уделялось не общей композиции здания, а лишь порталу, являвшемуся главным фасадом. В мавзолее Тюрабек-ханым, одной из лучших объемно-пространственных композиций, удивительно гармонично сочетается традиционный портал с башнеобразной усыпальницей.

Основное ядро композиции — двенадцатигранная призма, имеющая внутри шестигранное помещение.

Если смотреть на мавзолей с юга, то портал закрывает основной объем, но при любой другой зрительной точке мавзолей воспринимается в целом как единая композиция из равнородных объемов.

Наряду с общим композиционным решением не менее замечательны формы и декор памятника. Оставшиеся свободными восемь граней центрального объема имеют снаружи четыре прямоугольные ниши.

Панно и тимпаны выложены превосходной резной мозаикой. Все ниши перекрыты декоративными сводами из мозаичных сталактитов. Барабан, прорезанный двенадцатью окнами, покрыт декоративной сеткой из рельефных шестигранников, в которые вписаны мозаичные звезды.

Купол облицован голубым кирпичом. Оформление интерьера с шестью нишами аналогично наружному и состоит из контрастного сочетания гладких кирпичных поясков с резной мозаикой. Паруса заполнены мозаичными сталактитами.

На двенадцатигранном ярусе парусов лежит двадцатичетырехгранный арочный ярус с двенадцатью окнами и двенадцатью мозаичными панно стрельчатой формы. Сложный геометрический орнаментальный узор внутреннего купола построен на осях двадцатичетырехгранника. Звезды и другие фигуры резной мозаики, образовывающие беспрерывный переплет, заполнены цветочным орнаментом.

Поражает богатство и разнообразие красок и оттенков. Интересно отметить, что мозаичный купол — чисто декоративный прием. Над ним находится конструктивный купол сфероконической формы. Таким образом, внешний конический купол является третьим куполом над центральным помещением.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *