Ростральные колонны в Санкт-Петербурге: история создания и архитектурные особенности

Ростральные колонны в Санкт-Петербурге – украшение Васильевского острова с интересной историей

Ростральные колонны в Санкт-Петербурге: история создания и архитектурные особенности

Ростральные колонны Санкт-Петербурга

Описание достопримечательности

Ростральные колонны в Санкт-Петербурге — отдельно стоящие сооружения, которые действительно выполнены в виде колонн, но украшены не барельефами и росписью, а изображающими корабельные носы скульптурами.

Южная и северная колонны

Всего колонны две — южная и северная. Южная ориентирует на Большую Неву, а северная — на Малую.

Ствол каждой колонны украшают восемь корабельных ростр. Они расположены симметрично, в четыре ряда. Самые большие ростры находятся внизу колонн. Носы кораблей, в зависимости от расположения, указывают на воды Невы или на здание Биржи.

Ростральные колонны в Санкт-Петербурге: история создания и архитектурные особенности

Каждая пара ростр оформлена по-своему. На них можно увидеть морских коньков, рыб, голову крокодила, водяного.Также стволы колонн украшены большими рельефными якорями.

Скульптуры у подножия колонн

Подножие каждой колонны украшают две скульптуры — мужчины и женщины. Сам автор архитектурного сооружения говорил, что они олицетворяют божеств коммерции и моря. Однако это заявление не помешало появлению в народе различных легенд.

Ростральные колонны в Санкт-Петербурге: история создания и архитектурные особенности

Одни считают, что это муж и жена — старожилы Васильевского острова, которые стали бессменными стражами своей малой Родины. Другие олицетворяют эти фигуры с российскими реками — Волгой, Невой, Днепром и Волхвом.

Материалом для изготовления скульптур был выбран известняк. Он быстро твердеет на открытом воздухе и хорошо противостоит негативным факторам внешней среды.

Ростральные колонны в Санкт-Петербурге: история создания и архитектурные особенности

Интересный факт! Одна скульптура отличается от остальных трех более сложным силуэтом и выраженной динамичностью. Объясняется это легко. Одна фигура — работа Ж. Камберлена, а три других — Ф. Тибо. Каждый скульптор передал свое видение божеств.

Ростральные колонны внутри

Внутри Ростральные колонны полые и в каждой их них установлена лестница, чтобы можно было подняться до самого верха сооружения. Там находится смотровая площадка, где стоит большая чаша на металлической треноге.

Раньше в эту чашу наливали конопляное масло и поджигали. В результате колонны служили маяками для проплывающих мимо кораблей. В целях экономии, безопасности и простого удобства сейчас к площадке подведен газ, а вместо чаш используют горелки. Огромные фонари на вершине Ростральных колонн теперь зажигают только по поводу самых важных и торжественных событий.

История создания Ростральных колонн

Работа над колоннами началась в 1805 году и завершилась только через 5 лет. Их проект разработал французский рисовальщик и архитектор Жан-Франсуа Тома де Томон. Изначально он создал несколько эскизов. В них постоянно менялись размеры объектов и их расположение, пока не был выбран лучший вариант.

Ростральные колонны в Санкт-Петербурге: история создания и архитектурные особенности

Также в работе участвовал и Самсон Суханов, который выточил из гранита пьедестал для памятника Минину и Пожарскому в Москве. С медными элементами сооружений — рострами и якорями — работали мастера Корольков, Шапов и Васильев.

Что касается создания скульптур у подножия колонн, то совет российской Академии художеств поручил выполнение работ группе скульпторов. Но они выставили слишком высокую цену. В результате за гораздо меньшие деньги над фигурами трудились Ж. Тибо, И. Камберлен.

Ростральные колонны в Санкт-Петербурге: история создания и архитектурные особенности

Ростральные колонны уже отпраздновали свое 200-летие и давно стали визитной карточкой Санкт-Петербурга.

Реконструкции в разные годы

Во время Великой Отечественной войны и последующие советские годы Ростральные колонны сильно пострадали. Урон нанесли не только время, климатические условия и военные действия, но и ремонтные работы.

Большинство из них было выполнено наспех и без соблюдения технологии. «Заплатки» на колоннах делали из другого материала, а разницу скрывали под слоем краски. В качестве укрепляющих элементов использовали железные штыри, которые впоследствии сильно пострадали от влажного воздуха.

Первую значимую реконструкцию провели в 1947-1948 годах. Тогда произвели замену смотровых площадок, восстановили некачественно отремонтированные скульптуры. Однако используемые технологии опять же не отличались новшеством.

Ростральные колонны в Санкт-Петербурге: история создания и архитектурные особенности

Более основательные и качественные работы провели в 1998-1999 годах:

  • скульптуры помыли, убрали сажистые загрязнения;
  • в качестве армирующих стержней использовали штыри из корундовой керамики;
  • специальным раствором укрепили известняковые скульптуры;
  • нанесли на фигуры составы, защищающие их от биологических поражений;
  • убрали элементы из чужеродных материалов;
  • закрепили недостающие детали из известняка.
  • В настоящий момент состояние Ростральных колонн на Васильевском острове хорошее, реставрация им не требуется.

    Интересные факты

    Ростральные колонны в Санкт-Петербурге — это часть архитектурного ансамбля, который включает в себя и здание Биржи. Их проектировали и возводили одновременно.

    Высота каждой колонны составляет 32 м, а высота пламени в газовой горелке — 7 м.

    Ростральные колонны в Санкт-Петербурге: история создания и архитектурные особенности

    В 2011 году южную колонну открыли неизвестные, которые сделали попытку попасть внутрь и зажечь горелку. К счастью, объект культурного наследия не пострадал.

    Некоторые ученые сходятся во мнении, что Ростральные колонны не могли служить маяками, так как стоят на берегу реки, а не моря. Возможно, еще много лет назад их, как и сейчас, зажигали только в памятные даты.

    Колонны Васильевского острова изображены на купюре 50 000 рублей 1995 года и 50 рублей 1997 года выпуска.

    Видео: мини-экскурсии

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *