Сикстинская капелла в Ватикане: история создания и обзор шедевров Микеланджело

Сикстинская капелла – сердце Ватикана и наследие Микеланджело

Сикстинская капелла в Ватикане: история создания и обзор шедевров Микеланджело

Сикстинская капелла в Ватикане

Сооружение Сикстинской капеллы

В 1741 году римский Папа Сикст IV, гуманист, эрудит и меценат, решивший укрепить римскую католическую церковь, передал в дар городу античные произведения искусства, открыл Апостольскую библиотеку и госпиталь, возвел мост и проложил новые улицы.

Небольшая крепость

На месте бывшей домовой церкви в Ватикане, Великой капеллы, – точке сбора папского двора и знатных семейств Италии, он распорядился построить новую часовню, которую назвали по имени Папы – Секстинской.

Новая капелла задумывалась как небольшая крепость, одновременно служившая местом, где выбирали нового Папу Римского. Строительство начато в 1477 году как оборонное сооружение, где смог бы укрыться Папа римский Сикст IV в случае нападения неприятеля.

Внешний вид сооружения

Снаружи капелла выглядит именно как оборонное сооружение длиной 40 и высотой 20 метров, повторяя очертания храма Соломона из Ветхого Завета. Типичное здание римской архитектуры – тяжеловесное, строгое, суровое и аскетичное. Главная часовня Ватикана была неприступна и надежна. Внутри она оказалась прямоугольным помещением, так что позднее Микеланджело, ненавидевший Сикстинская капелла в Ватикане: история создания и обзор шедевров Микеланджело, назовет ее амбаром.

Папская церковь трехэтажная. Прочный и основательный, с толстыми и высокими стенами, первый этаж переходит во второй – со стрельчатыми окнами, пропускающими много воздуха и света. На третьем этаже вместо окон – бойницы. Караульное помещение, построенное на этаже в виде открытой галереи без крыши, позднее закрыли для защиты росписей внутри.

Особенности внутреннего оформления

Внешний облик капеллы не соответствует внутреннему содержанию и олицетворяет нарушение гармонии, сочетание несочетаемого. Внешняя неприглядность вкупе с внутренним бесценным великолепием наводит на мысль: «Ведь таким же богатым и насыщенным бывает внутренний мир человека при его внешней простоте и неприметности».

Незаурядный талант трех гениев эпохи Возрождения – Рафаэля, Боттичелли и Микеланджело – оставили в наследство потомкам неоценимый подарок – Сикстинскую капеллу.

Сикстинская капелла – шедевр Ренессанса

Свою капеллу Папа Римский хотел видеть великой, настоящим чудом света. Для украшения и росписи сооружения в Ватикан пригласили флорентийского архитектора Микеланджело.

Сомнения Микеланджело

Узнав, что от него ожидает понтифик, 33-летний Микеланджело с
возмущением отказался: он, скульптор, не имел опыта работы в технике фрески. Под давлением властей Флоренции архитектор соглашается, уверенный в том, что работа принесет ему страдание и позор.

Получив в свое распоряжение свод Сикстинской капеллы и полную свободу изобразить на нем все, что пожелает, Микеланджело решил написать образы 12 апостолов, на что согласился и Папа.

Сикстинская капелла в Ватикане: история создания и обзор шедевров Микеланджело

Потолок Сикстинской капеллы с изображением лазурного неба с золотыми звездами, как символ небесного свода, баснословно дорогой, но с трещинами по центру, по мнению Папы, нуждался в ремонте. Прежнее изображение убрали, и Микеланджело приступил к работе.

Подготовка к необычной работе

Микеланджело ненавидел потолок, который пришлось разрисовывать по поручению Папы, но талант и воля молодого гения победили. Для сложной работы художник изобрел «летящие леса» и составил план того, что должно появиться на сводах капеллы:

  • в центре – эпизоды сотворения мира, грехопадения и история жизни Ноя;
  • на конструкциях, соединяющих свод со стенами, – полная родословная Иисуса Христа;
  • на четырех угловых треугольниках – история чудесного спасения израильского народа;
  • на потолке – 5 языческих прорицательниц и 7 ветхозаветных пророков, предсказавших пришествие Христа;
  • свободное пространство заполнено 10 парами фигур обнаженных юношей с античными медальонами.
  • Сикстинская капелла в Ватикане: история создания и обзор шедевров Микеланджело

    Такую грандиозную задачу художнику сложно решить технически, поэтому на помощь он позвал друзей – живописцев из Флоренции. Увидев, что старания друзей далеки от его замыслов, Микеланджело отказался от помощи. Он работает один ожесточенно, вдохновенно, закрывает дверь капеллы для всех, включая Папу, который страшно гневается за это на художника.

    Сикстинская капелла в Ватикане: история создания и обзор шедевров Микеланджело

    Первые фрески

    Первые фрески принесли Микеланджело большие мучения. Работа шла медленно и тяжело. Он по нескольку раз переделывал свои произведения, но на свежих фресках выступала плесень. Когда Папа узнал об этой беде, он тайно от Микеланджело направил на помощь ему архитектора Джулиано Сангалло, и тот научил исправлять досадное недоразумение.

    По мере продвижения к алтарной стене замысел автора становился определенней, а работа продвигалась быстрей и легче.

    Сикстинская капелла в Ватикане: история создания и обзор шедевров Микеланджело

    Микеланджело признавался, что и резцом, и кистью он научился работать быстро. Много времени уходило на раздумья о том, как подготовить эскизы и рисунки с натуры. Художник серьезно и скрупулезно исследовал человеческое тело и его движение. Изучению молодого обнаженного атлетического мужского (именно мужского!) тела, которое он считал венцом творения, Микеланджело посвятил свою жизнь.

    Гениальное творение художника

    31 октября 1512 года Микеланджело открыл для обозрения двери Сикстинской капеллы. Первым роспись увидел Папа Юлий II, остолбеневший от красоты и совершенства изображенного, от величия таланта Микеланджело. Путешествуя по Италии, Гете напишет: «Не увидев Сикстинской капеллы, невозможно до конца осмыслить то, чего способен достичь человек».

    Сикстинская капелла в Ватикане: история создания и обзор шедевров Микеланджело

    С апреля 1508 года в течение четырех лет художник живет в церкви, работает, стоя на 20-метровой высоте, делая росписи, задрав вверх голову. Он сам готовит раствор, растирает краски и на практике познает тайны живописи по ходу работы.

    Гимн человеку

    Художник, начиная росписи с входа в здание, гениально соединяет здесь живопись, скульптуру и архитектуру. Яркий образ фресок – сотворение Адама. Первый человек пробуждается к жизни, безвольно протягивая свою руку, в которую могучая длань Творца вливает жизненную энергию.

    Микеланджело утверждает: человек создан Богом по своему образу и подобию. С какой любовью Бог смотрит на Адама, словно видит свое, но более молодое отражение! Своим творением художник показывает, что достойная человека жизнь – это сближение, слияние с Богом.

    Сикстинская капелла в Ватикане: история создания и обзор шедевров Микеланджело

    В творчестве Микеланджело самое главное – человек. Свои мысли, чувства, идеи художник умеет передать, изображая только человеческое тело. Фреска «Грехопадение и изгнание из рая» – подтверждение сказанного. Художник показывает, что тела первых людей прекрасны, полны сил, энергии, молодости. Ева ослепительно молода и красива, Адам – в расцвете сил. Но как обезобразил и состарил их грех! Как пристыжен Адам и как унижена Ева в сцене изгнания из рая.

    Сикстинская капелла в Ватикане: история создания и обзор шедевров Микеланджело

    На потолке, заполняя свободное пространство, Микеланджело изобразил 20 обнаженных мужских фигур, держащих античные медальоны. Эффект разнообразных поз, движений, изумительной пластики и человеческой энергетики произвел на современников художника ошеломляющее впечатление.

    Создавая образы, Микеланджело использовал чистые, сильные и яркие тона, не смешанные краски, чтобы персонажи фресок отчетливо просматривались снизу. Юлий II высоко ценил талант горделивого скульптора, осыпал его почестями, одаривал деньгами и подарками, хотя художник никогда не поступался своим мнением в угоду понтифику.

    Пророки и сивиллы

    Живо и виртуозно написаны образы семи ветхозаветных пророков, которые производят не живописный, а скульптурный эффект. Каждый из них – неповторим: Исайя задумчив и созерцателен, Изекиль – порыв и буря эмоций, пророк Иона – грандиозный гигант.

    Языческие прорицательницы замерли в ожидании Спасителя и символизируют, что спасение возможно для всех народов, даже не для христиан. Пророчиц отличает сила, мощь, красота и спокойная уверенность.

    Второй круг «ада» в жизни Микеланджело

    Напряженный труд в полумраке помещений испортил зрение художника, который страдал артрозом и сколиозом. От постоянного контакта с краской его мучила инфекция ушей. Сохранилось письмо Микеланджело другу, где он сатирически изображает свою работу под потолком:

    Я получил за труд лишь зоб, хворобу,
    Да подбородок вклинился в утробу.
    Сместились ребра начисто в живот,
    А зад в противовес раздулся в бочку,
    Ступни с землею сходятся не вдруг,
    Свисает кожа коробом вперед,
    А сзади складкой выточена в строчку.
    И весь я выгнут, как сирийский лук.

    Но через 25 лет Микеланджело вернулся в капеллу, чтобы явить миру очередной шедевр. По поручению Папы Павла III 60-летний Буонаротти Микеланджело в 1536 году вновь решается пройти по очередному кругу адского труда. На алтарной стене площадью 200 квадратных метров художник создает настенную фреску «Страшный суд», обличающую пороки и слабости человека.

    Сикстинская капелла в Ватикане: история создания и обзор шедевров Микеланджело

    Тема грандиозной росписи – Второе пришествие Христа и Апокалипсис. Работа длится 4 года, художник самозабвенно трудится в одиночестве. Торжественное открытие росписи состоялось в 1541 году в канун Дня Всех Святых.

    Композиционно роспись делится на три части:

    1. Верхняя часть – ангела с атрибутами Страстей Христовых.
    2. Центральная часть – Христос и Дева Мария между Блаженными.
    3. Нижняя часть – конец света, воскресение мертвых, восхождение на небо спасенных и низвержение грешников в ад.

    В центре многофигурной композиции (400 фигур) – на троне Высший Судия, Иисус Христос. Рядом с ним – Мария и святые. На фоне лазурного неба, слева – спасенные, а слева черти тащат грешников в ад. Созерцая композицию Микеланджело, каждый понимает, что на первом месте вовсе не телесные муки проклятых, а их ужас и внутреннее страдание. Папа Павел III, увидев финальный вариант росписи, упал на колени и начал горячо молиться.

    Противники Микеланджело – о его творчестве

    Противоположную реакцию на творение Микеланджело высказал кардинал Карафа. Основатель папской инквизиции, патологически жестокий, он обвинил автора росписей в безнравственности и решил уничтожить фреску «Страшного суда». Он приказал «облагородить и одеть бесстыдно обнаженные фигуры».

    Сикстинская капелла в Ватикане: история создания и обзор шедевров Микеланджело

    Дело поручили ученику и поклоннику Микеланджело Даниэлю да Вольтера, который с трудом исполнил приказ, получив насмешливое прозвище «штанописец». Реставрируя фрески, фигуры снова оголили, и сегодня мы видим их такими, как и написал великий Микеланджело.

    Церемониймейстер Папы Павла III Бьяджо да Чезана, увидев незаконченную картину «Страшного суда», изрек, что произведения Микеланджело годятся только для украшения общественной бани и таверны, места в папских церквах им нет.

    Оскорбленный Микеланджело изобразил на своем полотне Чезану в виде бога Ада – царя Миноса с ослиными ушами (намек на глупость) и змею, обмотавшуюся вокруг бедер и кусавшую его в пах. Чезане просил Папу о содействии, чтобы Микеланджело убрал изображение с фрески.

    Сикстинская капелла в Ватикане: история создания и обзор шедевров Микеланджело

    Неумолимый Павел III приказал церемониймейстеру извиниться перед художником и оставил фреску без изменений. Изображение живо по сей день.

    Роспись стен капеллы

    Для росписи стен Сикст IV заключил договор с четырьмя флорентийскими художниками: Перуджино, Боттчинелли, Гирландайо, Роселли. Знаменитые художники, ограниченные рамками договора с Папой, работали, как одна команда. Изумительные фрески, украсившие капеллу, успели сдать в срок. На двух противоположных стенах представлены сцены из Ветхого и Нового Заветов, с историями из жизни Моисея и Иисуса Христа.

    Северная сторона капеллы включает цикл фресок из жизни Спасителя:

  • крещение Христа;
  • искушение Христа и очищение прокаженного;
  • призвание первых апостолов;
  • Нагорная проповедь;
  • вручение ключей апостолу Петру;
  • тайная вечеря.
  • Сикстинская капелла в Ватикане: история создания и обзор шедевров Микеланджело

    Дьявол под видом отшельника уговаривает Иисуса превратить камни в хлеб и утолить жажду, броситься вниз с вершины храма, чтобы проверить обещание Бога об ангельской защите. Дьявол на вершине горы обещает Иисусу богатство и власть, если он отвергнет Бога и поклонится ему, Сатане. Иисус прогоняет Дьявола, и тогда тот предстает в истинном обличье.

    На переднем плане фресок – юноша, исцеленный от проказы, пришел к верховному жрецу Храма, чтобы объявить о чуде очищения. В руках его – жертвенная чаша, женщины подносят жертвенных птиц и вязанку кедровых дров. Жрец – символ Моисея, юноша – Иисуса, пролившего свою кровь в искупление человеческих грехов и исцеленного через воскресение.

    Сикстинская капелла в Ватикане: история создания и обзор шедевров Микеланджело

    Южная сторона – история пророка Моисея, представленная шестью фресками:

  • путешествие Моисея в Египет;
  • призвание и испытание Моисея;
  • переход через Красное море;
  • получение Моисеем Скрижалей Завета;
  • наказание восставших;
  • смерть и завещание Моисея.
  • Пророк убивает египетских надсмотрщиков, издевающихся над евреями, и уходит в пустыню. Он слышит глас Божий, приказывающий вернуться в Египет и освободить свой народ, что и делает Моисей, приведя народ в Землю Обетованную.

    Портреты первых понтификов выполнены теми же мастерами – с каждой стороны по 12 портретов и 4 – на стене над входом.

    Сикстинская капелла в Ватикане: история создания и обзор шедевров Микеланджело

    Гобелены Рафаэля

    После завершения росписей в капелле Папа Лев X заказал Рафаэлю 10 картонов для изготовления гобеленов (тканых ковров) на религиозную тему – «Деяния Апостолов». Чтобы разместить их в первом ярусе капеллы. Молодой художник Рафаэль, одаренная личность, боялся тягаться с Микеланджело, опасаясь, что его работы уйдут в тень на фоне творения Микеланджело.

    Мастер хотел бы лично нарисовать картины, но Папа заказал гобелены, а заказ есть заказ. Живописец работал 2 года и создал удивительные картоны, по которым гобелены ткались в Брюсселе.

    Сикстинская капелла в Ватикане: история создания и обзор шедевров Микеланджело

    Рафаэль передал в своих произведениях тончайшие движения человеческой души: удивление, испуг, страдание, изумление, величие и достоинство – все оттенки воплощены в совершенстве. Сейчас эти тканые ковры – в Ватиканском музее, а на стенах капеллы красуются нарисованные копии.

    Сикстинская капелла в Ватикане: история создания и обзор шедевров Микеланджело

    Современная Сикстинская капелла – большой концертный хор, исполняющий хоровую музыку, в том числе и XX -XXI веков. В хоре поют только мужчины и мальчики в отсутствии инструментального сопровождения.

    Видеоэкскурсия

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *