Содержание статьи
Владимирский собор – старинный храм в Киеве с удивительной историей
Владимирский собор в Киеве
О строительстве собора
В 1852 году митрополит Киевский и Галицкий Филарет письменно обратился к императору Николаю I с идеей возвести в Киеве перед празднованием 900-летия Крещения Руси храм в память о великом князе Киевском Владимире Святославиче.
Митрополит заверил Николая I, что храм возведут исключительно на благотворительные пожертвования. Император решил, что лучший памятник для святого князя-крестителя, озарившего Русь евангельским светом, будет сооружение в честь его величайшего храма и одобрил предложение.
Тогда митрополит Филарет объявил о сборе средств на строительство собора в честь Владимира Красно Солнышко (так князя называли в народе) и лично пожертвовал 7 тысяч рублей. Через 10 лет старанием простых людей и меценатов собрали огромную по тем временам сумму – 100 тысяч рублей.
15 июля 1862 года заложили фундамент здания по проекту архитектора Ивана Штрома, который предложил построить собор в неовизантийском стиле с 13 позолоченными куполами.
При проверке сметы оказалось, что на строительство требуется денег в 5 раз больше, чем собрано, поэтому число куполов уменьшили до 7. После смерти митрополита Филарета строительство приостановилось, так что на 10 лет о соборе забыли.
Благодаря вмешательству и помощи императора храм завершили в 1882 году, хотя освятили святыню только 1 сентября 1896 года после художественной отделки.
Владимирский собор в Киеве – гимн красоте
Славу Владимирскому собору принесли уникальные росписи выдающихся художников: Врубеля, Нестерова, Васнецова, Сведомского. Любуясь огромным собором длиной 55 м, шириной 30 и высотой с крестом– 49 метров, современники единодушно называли строение «первым вдохновенным произведением русского религиозного искусства».
Внешний вид
Собор выполнен по образцу древнерусских храмов эпохи князей Владимира Великого и Ярослава Мудрого. Снаружи храм окрашен в два тона: темно-коричневые полосы тяг ярко выделяются на фоне жёлтых стен.
Фасад здания украшает великолепная мозаика, выполненная художником Александром Фроловым. Главный портал обозначен массивными бронзовыми дверями, сделанными из бронзы, с резьбой и ажурными набивками, с полукруглой ажурной аркой. В середине – золочёный крест.
Над главным входом – мозаичный образ святого Владимира, над южным – образ святой Ольги, над северным – Александра Невского. Украшают входы в приделы, как и в главном притворе, массивные двери.
Внутреннее убранство
При строительстве было решено, что внутренний вид помещения должен соответствовать храмам эпохи, во время которой жил князь Владимир. Интерьер отделывали по проекту профессора-искусствоведа Адриана Прахова, который пригласил для росписи собора Виктора Васнецова и Михаила Нестерова, Павла Сведомского и Михаила Врубеля.
Храмовое убранство призвано увековечить память равноапостольского князя Владимира, крестителя Руси.
Внутри собор разделён на три части. Голубой свет дня свободно льется через большие окна, опоясывающие барабан центрального купола. В средней части – главный алтарь, здесь нет традиционно высокого иконостаса, алтарная преграда низкая.
В алтаре северного придела – жертвенник, имеющий значение пещеры, в которой родился Христос, и Голгофы – места страдания и смерти Спасителя.
Основная часть алтарной преграды состоит из мраморных светло-серых колонн, которые связывают арки, белые, с прекрасными резными украшениями. По аркам – сплошная лента изящных мозаичных выкладок. Золото стен и огни свечей тонут в золоте солнечных лучей.
Сзади колонн – невысокая темно-зеленая перегородка из мрамора. Над Царскими Вратами возвышается крест, убранный крупными искусственными камнями фиолетового цвета. В алтарном полукружии возвышается епископское место в виде трона.
Мрамор различных оттенков завезён из Испании и Бельгии, России и Франции, Италии Германии. Пол собора – разноцветная мраморная мозаика. Серебряная утварь, заказанная специально для Владимирского собора, сделана знаменитой ювелирной фирмой Хлебникова.
В ризнице – 87 облачений для священнослужителей из золотой, серебряной и красной парчи бархата. На стенах собора – орнамент в византийском стиле: сплетаясь между собой, цветы и листья чередуются с геометрическими фигурами. Среди орнаментов всюду блеск золота, утверждающий мощь, покой и богатство храма.
Росписи Владимирского собора
Храмовые стены Владимирского собора украшены огромными композициями на библейские темы, которые иллюстрируют историю русской церкви.
Главная роль в создании храмовой росписи принадлежит художнику Виктору Михайловичу Васнецову, который создал 15 композиций и 30 отдельных фигур, расписав 2840 квадратных метров стен Владимирского собора в Киеве.
Творения Васнецова
О крещении Руси Владимиром рассказывают масштабные композиции Васнецова «Крещение киевлян» и «Крещение князя Владимира». Центральная фигура интерьера, выполненная художником, – «Богоматерь с Младенцем» – помещена во втором ярусе главного алтаря.
Богоматерь в лёгкой голубой ризе изящно и неторопливо идет навстречу зрителю. Царица Небесная несёт грешному миру своего Сына. Её большие, полные печали и любви, карие глаза ласково смотрят, выражая безграничное сострадание, что надолго приковывают к себе взоры посетителей.
Прекрасно её бледное озарённое внутренним светом лицо, полное величавого спокойствия, безграничной доброты и беспредельного смирения.
На руках у Богоматери – Младенец Христос, лик которого дышит детским восторгом. С высоты небес Он смотрит на грешный мир тёмными широко раскрытыми глазами и чуть приподнятыми руками благословляет его.
По обеим сторонам – 10 шестикрылых серафимов. Традиционный образ Богоматери, который художник считал главным делом своей жизни, получил под кистью Васнецова оригинальную трактовку, так что этот образ с тех пор называют «Васнецовской Богоматерью».
Картина, окружённая золотым фоном, царит над собором, привлекая восхищённые взгляды каждого входящего в храм. Завершив работу над картиной, Васнецов произнёс сакраментальную фразу: «Я поставил свечку Богу!».
Ниже Богоматери – изображение Евхаристии. В центре картины – Христос у престола, держащий в одной руке чашу, в другой – хлеб. Над престолом возвышается киворий – алтарная сень, поддерживаемая колоннами. По обеим сторонам кивория – Спаситель и два ангела с рапидами (жезлами) в руках.
С обеих сторон подходят к Христу с благоговейно сложенными руками святые Апостолы. Лик Христа дышит величием, Божественным спокойствием и сознанием важности совершаемого таинства.
На стенах алтаря – изображение пророков и святителей вселенской и русской церкви. В иконостасе – изображение Христа и Магдалины, в Царских Вратах – Благовещение и евангелисты. На столбах собора – изображение апостолов Павла и Андрея.
На главном куполе – Христос, благословляющий мир, изображён как вершитель судеб мира, источник Истины и Жизни. Взгляд Спасителя – строгий и милующий одновременно. Лик Христа окружает сияние.
Над окнами главного купола – картина «Преддверие Рая». В центре – три архангела, охраняющие врата Рая. Среди фигур – разбойник с тяжёлым крестом на плечах, Мария Египетская с крестом в руках, невдалеке – Борис и Глеб с отцом своим, святым Владимиром.
При входе в собор – картина «Страшный Суд». В центре – Спаситель мира со строгим и спокойным лицом. В тенях Его лица – неземная скорбь за мир и за грехи человеческие. Рядом – Богоматерь, стоит с опущенными глазами. Её лицо полно скорби и мольбы за грехи человечества, обращённой к Сыну.
Картины и фрески других художников
Галерею фресок Владимирского собора в Киеве рисовали 96 художников в течение 11 лет. Старанием мастеров храм стал художественной жемчужиной. Авторы настенных росписей трактуют мученичество и подвижничество как долг каждого человека перед Богом.
Эффект драматизма и трагичности передают изображения Вильгельма Котарбинского и Павла Сведомского «Христос перед Пилатом», «Тайная вечеря» и «Распятие».
Кисти Михаила Нестерова принадлежат картины «Воскресение», «Крещение» и «Рождество». Михаил Врубель оставил в соборе свои произведения: «Образ Иисуса Христа», «Богоматерь», Сошествие Святого Духа», «Пророк Моисей» и «Пророк Соломон».
Святыни Киевского Владимирского собора
Из истории собора
В советское время имущество собора национализировали, колокола переплавили. В 1929 году храм превратили в Музей антирелигиозной пропаганды, в здании устроили архивный фонд и книгохранилище.
Во время оккупации в 40-х годах XX века собор оставался действующими после освобождения Киева в 1944 году собор стал кафедральным храмом митрополита Киевского и Галицкого.
С 1992 года Владимирский кафедральный собор в Киеве – основной храм Киевского патриархата Украинской Православной Церкви.
Видео: обзор и интересные факты