Содержание статьи
- 1 Владимирский собор в Санкт-Петербурге – храм в честь Владимирской иконы Божьей Матери
- 2 Владимирский собор в Санкт-Петербурге
- 3 Возникновение церкви
- 4 Престолы собора
- 5 Чудотворная Владимирская икона Божьей Матери
- 6 Формирование архитектурного ансамбля собора
- 7 Интерьер
- 8 Иконостас
- 9 Церковный сад
- 10 Знаменитые прихожане храма
- 11 Жизнь церкви после революции
- 12 Приходская жизнь Владимирской церкви
- 13 Видео:Божественная литургия в храме
Владимирский собор в Санкт-Петербурге – храм в честь Владимирской иконы Божьей Матери
Владимирский собор в Санкт-Петербурге
Возникновение церкви
История собора началась в XVIII веке. После основания Санкт-Петербурга за рекой Фонтанкой поселилась прислуга и мастеровые люди Императорского двора. Место их поселения назвали Дворцовой слободой.
В 1746 году в доме служащего Дворцовой канцелярии Фёдора Якимова устроили молельный храм с полотняным походным иконостасом, куда приходили живущие в округе горожане. Вскоре на Торговой площади построили небольшую деревянную церквушку, которая быстро обветшала.
Тогда жители обратились с просьбой к императрице Елизавете Петровне о постройке нового здания. Сбором средств на новую церковь с прихожан и меценатов руководил настоятель Иоанн Кириков.
В 1761 году в Дворцовой слободе началось долгожданное строительство по проекту архитектора Пьетро Трезини. Нижнюю церковь открыли в 1769 году, верхнюю – в 1783. К освящению каменного храма императрица Екатерина II пожаловала приходу напрестольное Евангелие, напечатанное в 1744 году.
Престолы собора
Собор включает в себя нижнюю – холодную церковь и верхнюю – тёплую. В соборе шесть престолов. Нижняя церковь освящена в честь настоятеля Валаамской обители Иоанна Дамаскина, верхняя церковь посвящена Владимирской иконе Божьей Матери.
Остальные престолы освящены в честь пророка Илии, святого мученика Харлампия, иконы «Всех скорбящих радость», святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
Чудотворная Владимирская икона Божьей Матери
Собор назван именем чудотворной иконы Божьей Матери, которую привезли в Петербург в 1763 году.
Интересно! По церковному преданию, Владимирскую икону написал святой апостол Лука.
Евангелист запечатлел картину, увиденную за обеденным столом, за которым маленький Иисус Христос со своею Пречистой Матерью и праведным Иосифом принимали трапезу. Заботливые руки матери нежно обнимают сына, который с нежностью прижимается к ней. На лице Марии – скорбь.
На доске из стола Лука изобразил увиденное. Когда художник принёс икону Богородице, Мария изрекла: «Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Родившегося от Мене и Моя с сей иконой да будет».
Икона побывала в Иерусалиме, Константинополе. В начале VII века икону доставили из Константинополя в Киев в подарок великому князю Юрию Долгорукому от патриарха Луки Хризоверга.
Князь Андрей, сын Юрия Долгорукого, поехал с юга России в Ростовскую область и взял чудотворный образ с собой. Во время молитвы перед иконой, он получил указание от Богородицы оставить образ во Владимире. С тех пор икона носит имя – Владимирская. В городе заложили для неё храм Успения.
Затем промыслом Божиим святой образ перевезли в Москву, которая нуждалась в покровительстве Божьей Матери. Со временем появления чудотворной иконы произошло немало удивительных событий, связанных с ней:
Формирование архитектурного ансамбля собора
Архитектурный ансамбль Владимирской церкви сложился к середине XIX века. В 1791 году талантливый зодчий Джакомо Кваренги построил трёхъярусную колокольню. В 1830 году русский архитектор Авраам Мельников соорудил притвор, позднее к зданию колокольни добавили четвёртый ярус. На церковной территории оборудовали две часовни и каменную ограду.
Новая церковь, выполненная в стиле перехода от барокко к классицизму, по велению Елизаветы Петровны строилась пятиглавой. В плане – это квадрат со срезанными углами. Здание церкви сливается с 67-метровой колокольней, которая завершается округлым куполом с фонарём.
Двухэтажное здание построено в строгом классически сдержанном стиле, а фасады и колокольня украшают пышные элементы барокко: лепной декор, колонны, лучковые арки множество скульптур на фасадах.
Каменные часовни украшены куполами и фигурными башенками неодинаковой величины. Высокие барабаны собора венчают изящные главки-луковки.
На центральном барабане – высокий колоколообразный купол, украшенный изящной главкой. В барабанах – круглые окна, центральный барабан прорезан треугольными сандриками – карнизами
над оконными проёмами.
Над трапезной и алтарной частью здания – небольшие главки, так что получилась архитектурная симфония главок и крестов.
Интерьер
Во внутреннем убранстве господствует строгость и простота. На сводах главного купола – скульптуры четырёх евангелистов. Стены украшают пилястры и копии картин на библейские сюжеты Рафаэля и Паоло Веронезе, фресок в храме нет.
В начале XIX века в храм был пожертвован ковчег с частицами мощей 150 святых угодников. Старинное паникадило позолоченной бронзы с хрустальными «слёзками» – подарок Елизаветы Петровны.
Иконостас
Трехъярусный вызолоченный иконостас с богатой резьбой создали русские мастера по рисункам Бартоломео Растрелли. Образец школы барокко, он с обеих сторон – приходской и алтарной – украшен
Ярусы с 24 иконами разделены карнизами, которые поддерживаются колоннами. Над Царскими вратами – иконы «Воскресение Господне» и «Коронование Божьей Матери». В Праздничном Ряду – «Сретенье Господне», «Моление о чаше», « Поклонение волхвов», «Восшествие Святого Духа на апостолов».
Образы в иконостасе размещены неслучайно. Здесь иконы небесных покровителей семьи Елизаветы Петровны, в царствование которой началось устроение храма.
Украшение Владимирской иконы Божьей Матери
В соборе Санкт-Петербурга – копия чудотворной иконы Божьей Матери Владимирская, которую почитают не менее оригинала. В память о чудесных заступничествах Божьей Матери церковь установила дни празднества 21 мая, 23 июня и 26 августа.
Икона украшена серебряною вызолоченною ризою, унизанною жемчугом и драгоценными камнями. Венец – из восточного хрусталя, корона на венце – из разноцветных камней, между ними сияют алмазы, яхонты, изумруды, сапфиры и топаз. В середине короны – небольшой образ Божьей Матери на финифти (украшение эмалью).
На полях образа – на финифти – 4 овальных изображения: Рождество Богоматери, Введение в храм, Благовещение и Успение. Сверху и снизу – изображение памятных событий, относящихся к иконе. С боков изображены святители: Пётр, Иона, Алексий и святой блаженный князь Александр Невский. Изображения покрыты серебром чеканной работы.
Церковный сад
За оградой собора был церковный сад, который устроители использовали для религиозного назидания. В саду – четырёхколонные беседки, на каждой – золочёный купол с фигурой евангелиста.
Беседка украшена так, что отражает основные этапы земной жизни Спасителя: Распятие, Снятие с креста, явление воскресшего Спасителя Марии Магдалине, путешествие в Эммаус.
Беседки объединяет бронзовый золочёный купол. Между беседками воздвигнута пещера, в куполе которой храм, окружённый облаками и золотыми лучами.
Знаменитые прихожане храма
С приходом Владимирской церкви связана история жизни А.С. Пушкина. Неподалёку от Владимирской площади жили родители поэта: Сергей Львович и Надежда Осиповна. Сын, приезжая в гости, приходил на службу в собор.
В 1828 году здесь отпевали няню Пушкина – горячо любимую Арину Родионовну. В 1831 году священники храма отпели близкого друга Пушкина – барона Антона Дельвига. Поэт и издатель умер в возрасте 32 лет от тифа.
Известный прихожанин церкви – Фёдор Михайлович Достоевский, который жил рядом в Кузнечном переулке. Здесь молились поэт Николай Алексеевич Некрасов, писатель Александр Иванович Куприн, композитор Римский-Корсаков.
В имперское время церковь была богатейшей в столице. Сюда приходили горожане для поклонения трем великим святыням:
Жизнь церкви после революции
После революции владимирский храм закрыли для верующих. Добротное здание осталось целым. Чтобы золотые купола не бросались в глаза, их закрасили чёрной краской. Внутри храма устроили антирелигиозный отдел Публичной библиотеки.
Интресно! В 1933 году колокола сбросили и разбили. Иконостас и росписи первого этажа разрушили.
В 1941 году храм планировали снести. Из пострадавшего во время войны здания вывезли библиотеку и устроили трикотажную фабрику, завезли станки. С 1950-1990 годы в церкви работала городская станция «Скорая помощь». На месте церковного сада была стоянка для машин.
В год 1000-летия Крещения Руси церковь вернули верующим. Постепенно с помощью прихожан храму вернули былое благолепие.
Приходская жизнь Владимирской церкви
Сегодня старинный храм отреставрировали, купола сияют позолотой. При храме работает воскресная школа, цель которой – возродить утраченные семейные традиции и приобщить детей к православной культуре. Здесь выросло в духе почитания святыни не одно поколение детей.
Всемирно известен детский хор храма, где прививают детям любовь к церковному пению. С 2000 года здесь создана школа звонарей для детей и взрослых. Приход Владимирской церкви занимается благотворительностью: собирают посылки с православной литературой, медикаментами и одеждой для мест заключения, оказывают поддержку больным одиноким людям и детям-сиротам.
При храме работает библиотека и социальная служба, кружки для взрослых и детей. Ежедневно благотворители раздают горячую пищу нуждающимся. При участии прихода Владимирской церкви близ храма в 1997 году установлен памятник Ф.М. Достоевскому. В соборе непрерывно ведутся восстановительные работы.
Видео:Божественная литургия в храме