Содержание статьи
Здания Сената и Синода в Санкт-Петербурге – история и архитектура административного комплекса
Здания Сената и Синода в Санкт-Петербурге
Сенатская площадь Петербурга
Сенатская площадь – старинное сооружение Санкт-Петербурга, играла важную роль в административном центре столицы. Широкая и просторная, раскрытая на Неву площадь стала главным районом сосредоточения органов государственной власти Российской империи.
Композиционный центр Сенатской площади – сквер с памятником Петру I. С востока пространство ограничивает огромное жёлтое здание Адмиралтейства – первой русской кораблестроительной верфи на Балтике. Перестроенное в начале XIX века здание стало лёгким и гармоничным.
В начале XIX века Николай I поставил перед архитекторами задачу: создать на площади здания Сената и Синода, внешний вид которых соответствовал бы статусу столицы Российской империи и величию Сенатской площади.
Строительство правительственных зданий
Строительство таких зданий правительственная комиссия доверила знаменитому русскому архитектору Карлу Росси. В то время на Сенатской площади стоял особняк Бестужева-Рюмина, где и заседал Сенат.
Рядом – дом купчихи Кусовниковой, который правительство выкупило за огромные деньги, чтобы возвести здесь здания.
Интересно! Вначале строили сооружение, предназначенное для Сената, а через год приступили к конструкциям Синода. В фундамент заложили памятную доску о том, что чертежи фасада принадлежат Карлу Росси.
Строителем назначили другого известного архитектора – Александра Егоровича Штауберта. Скульптурным оформлением зданий занимались сразу несколько художников.
Поставленная перед архитекторами и строителями задача о соответствии сооружений величию Сенатской площади была решена с удивительным мастерством и точным ощущением масштаба. Росси показал государственное значение построек, их принадлежность к системе управления Империи.
Архитектурные особенности
Здания высших правительственных учреждений Российской империи с внутренними дворами, возведённые в стиле позднего классицизма, состоят из двух трёхэтажных корпусов.
Вытянутые по всем направлениям прямоугольные корпуса зданий Сената и Синода на рустованном цоколе не выглядят монотонными. В феврале 1833 года их уже осматривал император, в 1834 году строительство завершили.
Фасады протяжённого сооружения, оформленные восьмиколонными портиками и лоджиями, сформировали парадный облик площади.
Арка
Центр фасадной композиции – эффектная арка, связывающая два отдельно стоящих здания в единый архитектурный комплекс. Переброшенная над Галерной улицей, она символизирует единство церкви и государства.
Арка шириной 20 и высотой 26 метров завершается скульптурной композицией «Правосудие и благочестие». Композиция, над которой архитекторы трудились больше года, – символ власти церковной и светской.
Центральное украшение арки – скульптурная группа из двух женских фигур, сидящих по обе стороны щита с двуглавым орлом. Скульптура молодой женщины, указывающая на книгу, обозначает правосудие. Скульптура женщины с другой стороны, ее лицо укрыто покрывалом – символ Благочестия.
Декорирующие арку барельефы и горельефы аллегорически раскрывают историю русского законодательства, прославляя государственную власть. Самый крупный горельеф «Закон гражданский» – по центру, прямо над аркой, симметрично расположены бюсты Петра I и Екатерины II.
Скульптурное убранство
Здания украшают скульптуры, убранство которых утверждено Николаем I. Он повелел, чтобы все скульптуры, изготовленные петербургскими художниками, были в античных одеждах.
Декоративная стенка над карнизом – аттик – украшают три барельефа с аллегорическим изображением законов: гражданского, божественного и естественного. Здесь изображены Вера, Благочестие, Закон, Правосудие. Рядом – аллегорические «Гении», держащие Закон.
В крыле Синода – двусветная православная церковь, святого князя Александра Невского, купол которой оборудован стеклянным фонарём. Высота здания – 17 метров, лепные украшения, статуи и колонны делают здание пышным и торжественным. Внутри – резной дубовый иконостас.
Колоннада
Фасады Сената смотрят на Английскую набережную и Сенатскую площадь. Угол между зданиями закруглён и декорирован монументальной колоннадой, собранной из восьми колонн, которые поднимаются от первого этажа.
Интересно! Плавная необычная закруглённость придаёт сооружениям богатый вид и украшает архитектурную композицию Английской набережной.
На фасадах четырежды повторены лоджии с колоннадой и ступенчатым аттиком. Выступающие пары колонн чередуются с многочисленными лепными украшениями.
Вход в здание
Вход в здания оформляют массивные широкие гранитные лестницы, снабжённые пандусами. Необыкновенно красивый вход архитектор планировал украсить чугунными львами по бокам. Против появления таких скульптур высказался Синод.
Об интерьерах
Великолепием поражает лестница внутри здания. Стены и потолок расписаны в технике гриль. Вид живописи, выполняемый одним цветом путём его градации, создаёт объёмное изображение на плоскости.
Лепные карнизы и росписи, большой двусветный зал, перекрытый полуциркулярным сводом с росписью, стены, украшенные пилястрами и кариатидами из искусственного мрамора – всё поражает воображение присутствующих. В середине зала заседаний – трон, обитый малиновым бархатом. В том же стиле украшена мебель зала.
Сенат и Синод после революции
После революции Сенат и Синод упразднили. До 2006 года здесь размещались документы Центрального исторического архива. Сегодня здание Сената занимает Конституционный Суд Российской Федерации. В здании Синода – Президентская библиотека имени Бориса Ельцина.