Часто бывает так: куда не целуй, — везде жопа. Эсхатологическая, конечно, не телесная. Куда не кинь, — всюду клин, табличка «Выхода нет», «Тупик». Это, если совсем тезисно. Теперь другими словами и более развёрнуто: если к любому из 12 цветов круга Иттена добавлять раз за разом по одной белой молекуле, цвет каждый раз будет на одну молекулу светлее, светлее и светлее, пока не уйдёт от нас насовсем, т.е. не станет окончательно белым. И каждый раз будет на одну молекулу темнее, если последовательно добавлять по одной чёрной молекуле. В этом опыте начальный цвет тоже исчезнет навсегда, превратившись в чёрный. Поэт ловко подытожил оба эксперимента в двух строках: «Сколь верёвочка ни вейся — Всё равно совьёшься в кнут!» [В.Высоцкий «Разбойничья»]; потом по-новой замахнул рюмочку, подумал и поддал ещё армагеддону, что «первый шаг младенца есть шаг к его смерти».
Но неча русские слёзы лить по неизбывной утрате. Великий князь Всеволод Юрьевич Долгорукий по прозвищу «Большое Гнездо» за 58 лет [угас по статье «естественная убыль населения»] успел, пока не помер, нарожать 12 детей . Одних только мальчиков оставил после себя 8 голов. Вот и красный цвет, к примеру, за короткую жизнь на пути к белой смерти сумел породить розовый, коралловый, лососевый, цвет фламинго во время брачной истомы… — каждый раз новый оттенок с каждой новой дозой белого. А когда стали колоть ему чёрную инъекцию, перед кончиной он завещал всем нам в наследие среди прочего самый королевский цвет — бордо. За такое и угаснуть нестрашно.
А еже можно добавлять капля за каплей серый (чёрный + белый). Цвет тоже станет потихоньку темнеть, но оттенки получатся более мягкие, пастельных тонов.
Когда В.Терешкова первый раз пришла на платные курсы дизайнеров-самоучек, она не поняла, зачем ей так в деталях рассказывают, как получить разные оттенки основного цвета. Успокоилась (скорее, забыла) только, когда лектор объяснил меру ответственности художника перед обществом. Как легко можно ввергнуть публику и всю страну в целом в состояние осточертелости, если хоть чуть-чуть перекапать чёрного. В наступившем хаосе даже самый проницательный эксперт не скажет, какая капля явилась решающей: сначала наступает апатия, когда всё обрыдло, потом бессильная злоба, что ничто и никто не меняется, потом яростный выброс агрессии, и старый дизайн-проект целиком идёт в шредер. Буквально он сказал следующее (цитата): «… старый дизайн-проект резко обнуляется, и всё надо начинать с чистого листа.» Сам того не ведая, лектор нечаянно пропихнул в мягкие мозги молодой девушки идею Великого Обнуления. Знает Валентина, что такое «шредер» или нет, нам не известно. А может она думает, что это немецкий Шредер из «Газпрома».
В этом месте предлагаем читателю сойти со скользкой дорожки про высокую жизненную позицию и служение во благо отечества (фатерлянда, если по-немецки). Понимание, как получаются разные оттенки, поможет ответить на самый последний вопрос прежнего текста: «Что это значит — приусилить одни цвета, приослабить другие», и как не утратить при этом гармонии.
Круг Иттена для этого надо представить в виде ленты. Пусть она опоясывает ровно посередине объёмный шар. Чем выше вверх к условному Северу оттенки по градиенту светлеют вплоть до 100% белого. И постепенно темнеют книзу, пока не станут окончательно чёрными на Южном полюсе. Выглядит это примерно так:
Приусилим / приослабим оттенки на примере 3 контрастных цветов. Лежат на равном удалении в вершинах треугольной плоскости с центром в точке О — одновременно центр шара. Сам бог жесткого закрепления В.Д.Маршрейдер жёстко закрепил её в этом месте. Чем выше вверх ползёт, к примеру, синий цвет, тем ниже сползают красный и жёлтый. Синий светлеет, красный и жёлтый темнеют. Насколько тонов светлеет один цвет, настолько же тонов темнеют 2 других. И наоборот.
Умные схемы с разными плоскими фигурами — [см.предыдущий текст] — и объёмными шарами хорошо объясняют, какие цвета с какими сочетаются, и почему одни сочетания считаются сбалансированными и гармоничными, а другие нет. В реальной жизни редко у кого вместо мягкого мозга вставлен искусственный интеллект (AI), и редкая воздушная прелестница / прелестник смогут легко представить, насколько нужно опустить бегунок синего цвета, чтобы получить правильные оттенки красного и жёлтого на противоположной стороне сферы. Да и не барское это дело — оттенки вручную подбирать [Д.И.Фонвизин «Недоросль»].
Если кто из прелестников / прелестниц разделяет такую тчк зрения, предлагаем им смело пройти на сайт canva.com. Строго говоря, сайт не совсем про цвета в домашнем обиходе. Скорее, для интернет-дизайна. Зато даёт точное представление, как будет выглядеть идеальная гамма, если работу перепоручить роботу.
Живая домохозяйка,- хоть Зина Коловратова, хоть В.Терешкова,- по сравнению с роботами в более выигрышном положении by default. Уже потому что обе они живые, у них есть мясо, и что-то там внутри шевелится эмоциональное из личной жизни, как, например «Я поведу тебя в музей! Сказала мне сестра.» [С.Михалков «В музее В.И.Ленина»] — у Зины с тех пор стойкое отвращение к красно-коричневому. Прямо, аллергия какая-то. Хотя,- и слава богу!,- не у всех детство было такое идеологизированное и травматичное:
Это был второй эпизод минисериала про купания с кругом Иттена. Следующее купание состоится в нейтральных водах. Айда! Пока воды не отошли.
Заставка перед текстом: Eric Zener — Underwater / Ниже: Mark Rothko — Red, Hajime Saroyama — Pink, Ron Piller — Music Box