Содержание статьи
Чьи имена увековечили самые значимые Триумфальные арки Рима
Триумфальные арки Рима
Триумфальная арка Тита
Триумфальная арка Тита в Риме – одна из старейших. Много веков она служила образцом для аналогичных сооружений во всем мире.
История строительства и реставрации
В 70-м году н.э. римский император Тит победил неверных евреев Иерусалима и вернулся на родину не только с трофеями, но и с тысячами пленных иудеев. Через 11 лет после этого события именно они построили триумфальную арку в честь уже умершего завоевателя.
Строительство началось по инициативе Домициана – идейного последователя Тита. Каменная арка должна была служить напоминанием о великом походе и взятии Иерусалима.
В средние века строение было почти разрушено, но в 1821 году его отреставрировали по указанию Папы Римского Пия VII. Указание, подтверждающее этот факт, сохранилось на самой арке.
Особенности архитектуры
В Триумфальной арке Тита всего один пролет, однако это не умаляет ее величия, ведь высота составляет почти 15,5 м, а ширина – 13,5 м. Ширина проема – 5,33 м.
Внимание туристов привлекает декор строения:
Триумфальная арка в Риме облагорожена и украшена не только со стороны фасада, но и внутри проема.
Осмотреть сооружение со всех сторон и насладиться видом расположенного недалеко Колизея может бесплатно любой желающий.
Триумфальная арка Септимия Севера
Хорошо сохранилась до наших дней арка Септимия Севера. Расположена на Римском Форуме, куда нужно купить билет.
История строительства и реставрации
Арку построили в 205 году н.э. с целью воспеть правление императора Септимия Севера и военные победы его сыновей – Каракаллы, Геты. Место для возведения конструкции выбирал сам правитель. Это была Священная дорога в северной части Форума.
К окончанию строительства Септимий Север умер. Стремившийся к власти сын Каракалла убил брата Гету и приказал стереть с римской арки все упоминания о нем.
В средние века пострадала не только арка Тита, но и Септимия Севера. Она почти наполовину ушла под землю. В 1803 году начались работы по ее освобождению. Инициатором стал Папа Римский Пий VII. Полностью освободить арку удалось только к концу столетия – в 1898 году.
Особенности архитектуры
Арка Септимия Севера – это трехпролетное сооружение высотой 20,9 м, шириной 23,3 м. Ширина центрального проема составляет 7 м, боковых – 3 м. Материалы изготовления: травертин, грубый кирпич, мрамор. Последним выполняли облицовку строения.
Центральный сюжет украшающих арку рельефов – битва с парфянами. Ее «начало» можно найти у левого проема, если смотреть со стороны Форума. Это рельефы о подготовке к войне, битве, обращении императора к легионерам.
Уже у правового проема они демонстрируют окончание сражения, римский военный совет. Со стороны города высеченные из камня рельефы также «повествуют» о военных кампаниях в Парфию Септимия Севера и его сыновей.
Массивные, почти 9-метровые колонны с капителями и каннелюрами стоят перед триумфальной аркой Рима, придавая ей торжественный вид. В верхней части есть аттик с несколькими комнатами. Его фасадную часть украшает посвятительная надпись на латинском языке.
Триумфальная арка Константина
Внешним видом это строение отличается от арки Тита и Септимия Севера. Также она является самой большой и «молодой» из них, так как построена в 315 году н.э.
История строительства и реставрации
Триумфальная арка Константина возведена в честь его победы над внутригосударственным врагом – узурпатором Максенцием.
Интересный факт! На основании ряда исследований ученые предполагают, что арка построена не в 315 году н.э., а намного раньше. Это значит, что она должна была увековечить память о победах другого человека, чего не случилось. Строение отреставрировано и декорировано уже в честь Константина.
Распоряжение о строительстве арки отдал римский Сенат. Масштабная реставрация достопримечательности проводилась трижды, последний раз – в 1733 году.
Особенности архитектуры
Высота трехпролетной арки Константина составляет 21 м, ширина – 25,7 м, ширина центрального проема – 6,5 м, боковых – 3,4 м. Главная особенность строения – использование в качестве декора элементов других построек.
Так, аттик в верхней части арки обращает на себя внимание восемью скульптурами эпохи Траяна. Между ними расположены попарные военные барельефы времен Марка Аврелия.
Пространство над боковыми проемами украшают медальоны эпохи римского императора Адриана. На них изображены божества Солнца и Луны, сцена охоты и жертвоприношения. Медальоны есть и на торцах достопримечательности, однако их относят ко времени правления Константина.
С двух сторон на аттик арки нанесена латинская надпись, гласящая о посвящении сооружения императору Константину, расправившемуся с государственной тиранией.
Осмотреть триумфальную арку можно со всех сторон, но на некотором отдалении. Из-за ограждения подойти к ней вплотную или пройти через пролеты не удастся.
Главные триумфальные арки Рима уникальны, каждая по-своему. Они несут отпечаток древних времен, олицетворяют могущество, власть и силу великих правителей, повлиявших на ход истории.