Литейный мост в Санкт-Петербурге: технические особенности и малоизвестные факты

Мистический Литейный мост в Санкт-Петербурге – первооткрыватель технических новшеств

Тип сооружения: мостРазмеры:длина 396 м, ширина 34 мСтрана: РоссияНаселенный пункт:Санкт-ПетербургНачало строительства/дата открытия:1875/1967Конструктор, архитектор:Л.А. Вильдгрубе, Ю.И. СиницаОригинальное название: Литейный мост Литейный мост в Санкт-Петербурге: технические особенности и малоизвестные факты

Литейный мост в Санкт-Петербурге

Из истории моста

Литейный мост в Санкт-Петербурге: технические особенности и малоизвестные факты

Свое название мост получил по названию Литейного двора, находящегося на левом берегу Невы. В честь празднования двухсотлетия Петербурга мост был переименован в Александровский (1903 год) в честь царя. Свое начальное название мост вернул только в 1917 году после революции, когда все царские названия стирались с карты города.

До основания Петербурга на месте Литейного моста была переправа, которая соединяла оба берега Невы. В 1786 году был возведен наплавной Воскресенский мост, позже его назвали Петербургским и сместили ниже по течению.

Вместо него появилась другая переправа – она служила около 50 лет. Когда Литейный двор был разобран, а одноименный проспект продлен до Невы, к нему был подведен наплавной Воскресенский мост. После постройки постоянного Литейного моста временный Воскресенский мост был разобран.

Строительство

Литейный мост в Санкт-Петербурге: технические особенности и малоизвестные факты

История Литейного моста началась в 1875 году – 30 августа заложили первый камень сегодняшнего сооружения. Поводом для возведения постоянного моста послужил срыв переправы наплавного типа бурным ледоходом.

Строительство продолжалось четыре года, так как постоянно возникали различные трудности. Нева в этом месте имеет самую большую глубину – до двадцати четырех метров, а на дне слой илистой глины. Фундаментами для всех опор стали кессоны, размеры которых превосходили размеры всех изделий, использовавшиеся ранее в России.

Торжественное открытие моста состоялось в 1879 году.

Описание

Литейный мост в Санкт-Петербурге: технические особенности и малоизвестные факты

Конструкцию моста образуют шесть пролетов. Пять перекрыты клепаными пролетными строениями арочной формы, шестой – поворотный разводной. Каждый пролет состоял из тринадцати двухшарнирных арок. Устои моста массивные, выполнены из монолитного бутобетона и облицованы гранитом.

Сооружение имеет перила двух типов:

  • Для разводного пролета – металлические кованые с обычным рисунком.
  • Решетки с высокохудожественным литьем, выполненным по эскизам архитектора Карла Рахау. В центральной части каждой секции расположен щит с короной, на нем можно видеть перекрещенные скипетр, речной и морской якоря – герб Санкт-Петербурга. Щит держат в руках русалки, хвосты которых закручены в причудливый орнамент.
  • Разводка

    Литейный мост в Санкт-Петербурге: технические особенности и малоизвестные факты

    Раньше разводку Литейного моста обеспечивал так называемый ворот, который приводился в движение восемью рабочими. Позже вместо него была установлена водяная турбина. Проход для судов открывался через двадцать минут. В Петербурге это был единственный мост, оснащенный подобной системой разводного пролета.

    Сегодня развод Литейного моста осуществляется ежедневно. График разводки  с 1:40 до 4:45 часов.

    Реконструкция

    Литейный мост в Санкт-Петербурге: технические особенности и малоизвестные факты

    В 1964 году была закончена реконструкция Волго-Балтийского канала. В результате возникла необходимость обеспечить удобное сообщение по Неве. Именно поэтому и начался ремонт Литейного моста. При выполнении работ были переделаны верхние части опор, установлены новые пролетные строения из металла. Разводной пролет, который был поворотным, заменили на раскрывающийся и сместили ближе к центру.

    Новый Литейный мост стал на десять метров шире, количество пролетов достигло шести. Перила пяти пролетов остались неизменными, а для разводного были использованы копии старых перил, изготовленные из легкого сплава. Также поставили новые фонари, оформление которых соответствовало рисунку решетки Литейного моста.

    Под мостом вдоль набережной оборудованы дорожки для пешеходов, устроены гранитные спуски к реке, на подходах к переправе возведены двухуровневые транспортные развязки. Также убрали большого быка у разводного устоя, благодаря чему мост стал более красивым.

    Мистика Литейного моста

    Литейный мост в Санкт-Петербурге: технические особенности и малоизвестные факты

    Вокруг сооружения витает много рассказов и легенд, а район, где он находится, считается одним из самых загадочных в городе. Одна из легенд рассказывает о священном валуне на дне реки. В древние времена ему приносились человеческие жертвы. Говорят, что камень притягивает новых жертв. При возведении опор гибли люди – всего около тридцати человек.

    По другой легенде мост обладает магической силой, которая притягивает самоубийц. В народе мост называют оборотнем. Статистика подтверждает, что ежегодно с моста прыгают те, кто не хочет больше жить. Предание говорит, что раньше на этом месте стоял мост-призрак, открывавший проход в параллельные миры. Каждый, кто искал смерть, находил этот призрачный мост и в тумане исчезал навсегда.

    Литейный мост для туристов

    Благодаря невероятной красоте и ауре таинственности мост притягивает к себе толпы туристов. Они хотят насладиться впечатляющим видом сооружения, которое особенно эффектно смотрится во время белых ночей. Несмотря ни на что, поток желающих сфотографироваться на Литейном мосту не иссякает.

    Литейный мост в Санкт-Петербурге: технические особенности и малоизвестные факты

    Интересные факты

  • В 2002 году с опорой моста столкнулся сухогруз «Каунас», в результате чего судно пошло ко дну.
  • В 2010 году на Литейном мосту проходила скандальная акция арт-группы «Война», после которой все узнали о существовании протестного уличного искусства. Участниками группы на дорожном полотне разводной части моста был изображен мужской детородный орган, и при разведении моста изображение моста оказалось прямо напротив здания Санкт-Петербургской ФСБ.
  • Ограждение Литейного моста входит в реестр объектов культурного наследия России.
  • Во времена ВОВ в один из мостовых пролетов попала бомба, но взрыва не произошло, и бомба только пробила мост.
  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *