Содержание статьи
Где и когда появился первые в России мост балочного типа
Первые в России мосты балочного типа
Наряду с арочными мостами из железобетона стали строить и мосты балочного типа. Они быстро завоевали популярность благодаря простоте конструкции и уже к концу 1900-х гг. стали наиболее .распространенным типом железобетонных мостов.
Опоры таких сооружений делались каменными, бетонными и железобетонными. Железобетонные опоры конструнровались в виде отдельных колонн либо плоских массивов, монолитно соединенных с балками. По сути дела, это были мосты уже не балочного, а рамного типа (хотя современники их обычно называли балочными).
Так применение нового материала — железобетона привело к появлению качественно нового типа конструкций — рам, в которых горизонтальные элементы работают совместно с вертикальными. В начале XX в. было возведено большое количество железобетонных мостов и путепроводов такого типа, особенно в южных губерниях.
Подавляющее большинство их строилось на средства земских организаций. Постепенно они стали проникать и в железнодорожное строительство инициатива в этом деле принадлежала инженерам Екатерининской железной дороги (дорога на юг к Донбассу) — Ф. И. Шмидту, В. И. Стульгинскому, Ю. И. Успенскому и др.
Мост под гужевую дорогу около станции Насветевич, построенный в 1903 г. фирмой «Моннкур и Эггер» по проекту Ю. И. Успенского (три пролета по 4 м), два одинаковых путепровода на станции Иловайская, возведенные в 1906 г. строительной конторой инженера Г, Кено (путепроводы имеют по три пролета 5,4+14,6 + 5,4 м), и путепровод около станции Чистякове, возведенный той же конторой Г. Кено в 1906 г. (пролеты 6,5+ 9,1+6,5 м), послужили прототипами для целой серии подобных сооружений.
Одним из крупных балочных железобетонных сооружений России был многопролетный путепровод на станции Горловка Екатерининской железной дороги, построенный в 1904 г. по проекту инженера Ю. И. Успенского фирмой «Моникур и Эггер» (под руководством инженеров Кимбара и Кено). При общей длине 88,3 м путепровод состоит из шести пролетов величиной от 11,2 до 15 м. Балки опираются на мощные железобетонные опоры, состоящие из трех столбов, соединенных арками.
Стремление снизить массу пролетных строений и найти конструкции, соответствующие технической сущности монолитного железобетона, привело не только к появлению мостов рамного типа и новых, специфически «железобетонных» типов арок, но и к поискам новых разновидностей балочных пролетных строений — со стенками, облегченными сквозными пустотами. Первый в России мост такого типа был построен в селе Крапивна, причем он имел значительный для того времени пролет — 20 м.