Содержание статьи
Живописный мост в Москве
Живописный мост в Москве
История проектирования и строительства моста
Возведение моста в этой части Москвы изначально было делом непростым, поскольку в природоохранных зонах Крылатских холмов и Серебряного Бора любое строительство запрещено. К тому же мост не должен был мешать прохождению судов по Москве-реке.
Решением этой задачи стал проект моста, предложенный группой инженеров омского НПО “Мостовик” во главе с Валерием Курепиным и архитектором Николаем Шумаковым.
Особенности конструкции
Поскольку строительство обычного моста было невозможным из-за природоохранных ограничений, было решено возвести вантовый мост весьма необычной конструкции.
Фундамент моста стоит на сваях длиной 20-40 метров, опирающихся на известняк, укрепленный цементом.
Цементирование было произведено для заполнения возможных карстовых пустот в грунте с целью повышения безопасности и устойчивости моста.
Чтобы избежать превращения моста в огромные неуправляемые качели, в его основании установлены специальные масляные амортизаторы немецкого производства, которые эффективно гасят раскачивание сооружения.
Еще одна уникальная особенность моста – его расположение относительно русла реки. В отличие от привычных конструкций мостов, соединяющих берега реки по кратчайшей прямой, Живописный мост расположен под острым углом к руслу, а в некоторых местах идет почти параллельно берегу. Такая конструкция не создает помех прохождению судов по Москве-реке.
Арка
Уникальная в своем роде инженерная находка – арка-пилон. Ее возведение производилось сразу с обоих берегов реки – со стороны Крылатских холмов и Серебряного Бора. Работы требовали поистине ювелирной точности: максимальное отклонение не должно было превышать 3 мм! При этом не использовались дополнительные опоры, сборка велась навесным способом.
Размеры самой арки впечатляют: ширина ее пролета – 182 метра, высота – 105 метров.
От арки к пролету моста протянуты 72 ванта, изготовленные из специальных высокопрочных канатов и помещенные внутрь полиэтиленовых труб, которые были изготовлены специально на заказ во Франции.
Комплекса арки и вант окрашен в необычный красный цвет: при разном освещении он видится как алый или коралловый.
Издали арка с вантами кажется огромным изящным красным веером, но подойдя ближе, нельзя удержаться от восхищения перед мощью, скрытой в этом кружевном изяществе.
Пролет
Вантовый пролет моста тоже впечатляет своими размерами: его длина – 409,5 метров, а высота над водой – 30 метров, что сопоставимо с высотой 9-этажного дома.
Ширина полотна моста – 37 метров. Она включает 8 полос для автомобильного движения (по 4 полосы в каждом направлении движения) и полутораметровые тротуары для пешеходов по обеим сторонам.
По внешним сторонам моста также предусмотрены пешеходные галереи, но в настоящее время они закрыты для прохода.
Общая длина моста составляет 1460 метров.
Обе стороны моста оснащены шумозащитными ограждениями, которые, однако, не установлены в вантовой части пролета.
Смотровая площадка
Еще одна необычная конструктивная деталь Живописного моста – подвесная капсула под сводом арки. В народе ее называют то “чечевицей”, то ” летающей тарелкой”, то сравнивают с кепкой бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова.
Капсула действительно имеет инопланетный внешний вид – это внушительных размеров сверкающий эллипсоид: его длина 34 метра, ширина 23 метра и высота 13 метров. Конструкция имеет бетонный каркас, полностью застекленный снаружи. Для защиты от скоплений снега и образований наледи в зимний период, капсула оснащена системой электрического подогрева.
В лучах солнца капсула сверкает наподобие гигантского ограненного бриллианта.
С момента создания моста капсулу планировали использовать и как смотровую площадку, и как ресторан, и даже как ЗАГС. Но ни один из этих проектов не был реализован из-за технических сложностей. Поэтому на данный момент капсула воспринимается как архитектурное украшение моста.
Но это не совсем так. Кроме эстетической функции у капсулы есть еще одно важное назначение – увеличение безопасности и устойчивости всей конструкции моста. Подвешенная под сводом арки сверкающая капсула весом около 1000 тонн значительно снижает парусность всего сооружения и тем самым повышает его устойчивость.
Интересные факты о необычном мосте
- Живописный мост – самое большое в мире вантовое сооружение с одним пилоном.
- Все материалы и комплектующие, использованные при строительстве моста, за исключением масляных амортизаторов и полиэтиленовых труб для вант, были произведены в России.
- Работы по сборке капсулы велись на дорожном полотне. Затем с помощью специальных домкратов капсулу подняли под свод арки.
- Уникальность конструкции Живописного моста была оценена на международном уровне: в 2017 году автор проекта Николай Шумаков стал первым отечественным архитектором, получившим премию Огюста Перре. Она присуждается за выдающиеся достижения в строительстве железобетонных конструкций с использованием новейших технологий.
- Название моста – “Живописный” – не связано с его ярким внешним обликом, а дано по названию улицы, находящейся неподалеку. В просторечии мост часто называют “красным” или “мост в Серебряном бору”.
- С моста открываются изумительные по красоте виды на Крылатские холмы и Серебряный Бор.
Как добраться до Живописного моста
Эта жемчужина современной архитектуры находится в северо-западном районе Москвы и является частью проспекта маршала Жукова. Добраться сюда можно разными способами.
На общественном транспорте
На автомобиле
При движении из центра города следует ехать по проспекту Маршала Жукова в направлении к МКАД.
Речные прогулки под Живописным мостом
Для желающих полюбоваться красотами Серебряного Бора и рассмотреть Живописный мост с необычного ракурса, существует речной маршрут “Кругосветка”.
Во время речной прогулки на теплоходе вы полностью обогнете остров Серебряный Бор и пройдете под Живописным мостом.
Теплоходы отправляются ежедневно в период навигации с причалов “Троице-Лыково” и “Серебряный Бор-2”.